Никол Пашинян принял участие в памятных мероприятиях.
Фото с сайта www.primeminister.am
В Армении отметили 110-ю годовщину геноцида армян в Османской империи. Памятная дата выявила глубокий раскол в обществе. Одни армяне жгут флаги Турции, демонстрируя тем самым свою решимость продолжить традиционную вражду с соседями. Другие готовы забыть старые обиды ради мирного будущего.
Напомним, с 1915 по 1923 год, по различным оценкам, было убито не менее 1,5 млн человек. Геноцид проводился как при помощи физического уничтожения, так и насильственной депортации (люди гибли от голода, болезней и тому подобного). После поражения Османской империи в Первой мировой войне в Турции состоялся трибунал над организаторами истребления армян. Их признали виновными и приговорили к смертной казни. Однако привести приговор в исполнение не получилось, так как они скрылись от правосудия. Позднее армянские мстители из Дашнакцутюн в рамках операции «Немезида» искали и убивали причастных к организации геноцида.
Несмотря на это власти Турции до сих пор отказываются признавать истребление армян в Османской империи геноцидом. Официальная Анкара утверждает, что люди погибли по естественным причинам в ходе переселения из зоны боевых действий, а также в рамках войны, которая унесла жизни не только армян, но и многих турок. Эту позицию разделяют власти Азербайджана. Тем не менее Россия, Франция, Германия, США и еще 30 стран по всему миру в том или ином виде признают геноцид армян.
История 100-летней давности стала одним из столпов армянского национального самосознания. До недавнего времени власти Армении прилагали серьезные усилия к тому, чтобы мир не забывал о геноциде. Однако после второй войны за Карабах правительство Никола Пашиняна решило изменить свои приоритеты. Теперь Ереван пытается примириться с соседями, поэтому старается избегать тем, которые будут заведомо негативно восприняты в Баку и Анкаре.
Например, в ночь на 24 апреля в армянской столице прошло традиционное факельное шествие, в ходе которого местные националисты сожгли флаги Турции и Азербайджана. «Пашинян осуждает такую практику, считая ее безответственной и неприемлемой. Сожжение флагов международно признанного государства, особенно соседних государств, не может рассматриваться главой государства иначе. Это провокационная и подстрекательская практика», – заявила пресс-секретарь армянского лидера Назели Багдасарян.
Кроме того, обращаясь к народу Армении, Пашинян подчеркнул, что лучшим средством справиться с травмой, нанесенной геноцидом, является построение сильной страны. «Только развитая, суверенная, безопасная, то есть имеющая делимитированные и демаркированные границы, Республика Армения является средством для переживания трагедии Мец Егерна (геноцида армян в Османской империи. – «НГ»), доказательством нашей верности памяти всех жертв нашего народа», – сказал премьер-министр.
В свою очередь, спикер парламента Армении Ален Симонян пояснил, что трагедия вековой давности должна стать уроком для его соотечественников. «Наша цель – построить единую, сильную и мирную Армению, основанную на уроках прошлого и нацеленную на устойчивое будущее. Мы не забываем о случившемся, но не хотим, чтобы память стала лишь источником боли и скорби: это должно сделать нас более решительными и дальновидными в наших будущих шагах. Мы преклоняемся перед памятью всех мучеников и по-новому подтверждаем свое обязательство защищать нашу государственность, ценить мир и обеспечить достойное будущее для наших поколений», – заявил Симонян.
Противники Пашиняна и его команды, напротив, считают их «турецкими агентами». В частности, экс-президент Армении Серж Саргсян связал геноцид армян с ликвидацией самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики (НКР) и политикой Азербайджана по вымарыванию армянского следа из истории региона. В связи с этим он заявил, что «более миллиона прерванных в эти дни 110 лет назад жизней никогда не могут стать предметом торга, а неоспоримый факт геноцида не может представляться как «препятствие миру». По словам Саргсяна, противоположный подход означает «нравственное падение и предательство нации».
Всеармянский совет дипломатов, созданный бывшими сотрудниками МИД Армении, вовсе обвинил правительство Пашиняна в присоединении к борьбе Анкары и Баку против армян.
Вопрос исторической памяти также стал поводом для острых дискуссий в парламенте. Оппозиционный блок «Армения» предложил сделать уголовно наказуемым отрицание геноцида армян. В правящем «Гражданском договоре» посчитали предложение чрезмерным, так как в стране уже действует закон, запрещающий отрицание любого геноцида. Споры на эту тему привели даже к потасовке среди депутатов.
Политолог Микаэл Золян рассказал «НГ», что с момента обретения Арменией независимости подходы к геноциду чередовались. Первый президент республики Левон Тер-Петросян считал, что о трагедии важно помнить, но она не должна быть краеугольным камнем в отношениях с Турцией. Второй президент Роберт Кочарян, напротив, уделял геноциду большое внимание. Его преемник Серж Саргсян пытался лавировать. Пашинян, придя к власти, поддержал тему геноцида, но после 2020-го пересмотрел свой подход.
«Стало понятно, что без отношений с Турцией будет очень тяжело обеспечить выживание Армении. Поэтому официальный Ереван перешел к прагматичной политике. Память о геноциде – важная часть идентичности всех армян и армянского государства. Но сейчас большинство молчаливо поддерживает позицию Пашиняна. Конечно, критиков тоже хватает, но в основном они проживают в диаспоре, а внутри Армении их недостаточно, чтобы говорить о какой-то критической массе», – считает Золян.
Доцент Российско-армянского университета Антон Евстратов отметил, что Кочарян и Саргсян тоже пытались наладить отношения с Азербайджаном и Турцией, но это вызывало меньше критики, чем усилия Пашиняна, так как тогда не было поражения в войне и изгнания армян из Карабаха. «Из-за этого общество гораздо негативнее воспринимает попытки наладить диалог с Баку и Анкарой. В том числе отказ от продвижения темы геноцида воспринимается как национальное унижение. Но для Пашиняна «мирная повестка» – единственное, за счет чего он остается у власти. При этом армяно-азербайджанские и армяно-турецкие отношения плотно связаны между собой», – сказал «НГ» Евстратов.