Тихановский обещает сломать режим в Белоруссии. Фото с сайта www.tsikhanovskaya.org
Объединенный переходный кабинет объявил о начале регистрации участников на то, что названо «главным событием года» – конференцию «Новая Беларусь 2025». Между тем Сергей Тихановский, выйдя на свободу, начал выступать с радикальными лозунгами, обещая «сломать режим». Во вторник он выпустил первый видеоролик с заявлением, что собирает «свою команду». Однако большинство политических аналитиков считают, что эта риторика не соответствует ни ситуации, ни настроениям оппозиционной аудитории. В то же время эксперты не исключают, что Тихановскому удастся докричаться до Дональда Трампа.
Белорусская оппозиция начала подготовку к конференции «Новая Беларусь 2025». В соцсетях Объединенного переходного кабинета она названа «главным событием года».
Организаторы обещают «диалоги, которые еще никогда не были публичными, вопросы, от которых не убежать, дебаты, после которых меняются взгляды, интерактив, который создаешь именно ты, решения, которые могут определить наш путь до 2030 года». Мероприятие назначено на 9–10 августа и состоится в Варшаве.
Главная интрига не только этой конференции, но и вообще ближайших месяцев – какое место в разобщенных рядах оппозиции займет Сергей Тихановский.
Во вторник он после более чем пятилетнего перерыва выпустил видеоролик на своем канале (в отсутствие Тихановского канал вели его единомышленники). Тихановский объявил, что собирает собственную команду, и сообщил: «Я планирую вдохновить и мотивировать белорусов за границей и в самой Беларуси и уже через три недели нанести мощный удар по лукашизму и его пропаганде. И вы все увидите результат».
После этого он объявил сбор средств на этот «мощный удар» и сообщил, что отправляется по городам ЕС, США и Канады, где будет встречаться с единомышленниками.
Стоит отметить, что Тихановский сейчас производит впечатление человека, очень заряженного на абсолютно бескомпромиссную борьбу. А его изможденный вид и репутация несломленного резко контрастируют с политиками из окружения его жены, которые выглядят как довольные жизнью персонажи.
На первом же после освобождения митинге в Варшаве Тихановский прокричал со сцены: «Я сломаю этот режим!» Конечно, никто из политиков-эмигрантов не может себе позволить таких громких заявлений без риска быть поднятым коллегами на смех.
По поводу же перспектив Тихановского у аналитиков разные мнения. Абсолютно на всех оппозиционных интернет-ресурсах в последние дни появились материалы политологов, пытающихся предсказать, какую роль может сыграть такая харизматичная фигура в нынешних обстоятельствах.
Политолог Александр Класковский отмечает: «Вероятно, этот человек, лидер и борец по натуре, во многом живет еще настроениями 2020 года. Однако с тех пор ситуация в Беларуси и мире резко изменилась. Похоже, и сам Тихановский почувствовал перемену в настроениях людей. Сравнивая белорусов 2020 года и тех, что собрались на митинг в Варшаве, он без особой дипломатии отметил: «Те белорусы верили в перемены, а эти белорусы, как я смотрю, какие-то подавленные, запуганные».
Эксперт полагает, что, несмотря на медийные таланты Тихановского, «его фишка в 2020 году была в живом общении с людьми внутри Беларуси». При этом Класковский резонно указывает: «Сейчас дорога в Беларусь этому личному врагу Лукашенко заказана. Да и если представить себе, что он там каким-то чудом оказался, то, во-первых, вряд ли соберет публику, а во-вторых, если и соберет, то автозак будет тут как тут».
Социолог Геннадий Коршунов фиксирует изменения в белорусском обществе, произошедшие, пока Тихановский был в заключении: «Мы получаем слоеный пирог. Верхняя корочка – удовлетворенность тем, что не стало хуже. Но под этим – отсутствие принятия и радости от ситуации в глобальном смысле». Эксперт подчеркивает: «Сейчас люди не видят возможности повлиять на то, что выходит за пределы повседневности. То есть можно, конечно, каждый день биться головой о стену и надеяться ее разрушить. Но похоже, люди сосредоточиваются на том, что могут делать прямо сейчас».
Политологи скептически оценивают мобилизующую роль Тихановского. Однако некоторые указывают, что если он не сможет повлиять на белорусское общество, то не исключено, что сумеет воздействовать на Дональда Трампа.
Дело в том, что Тихановский на пресс-конференции признался: «Дональд Трамп, наверное, только одну фамилию из белорусских политзаключенных знал – Тихановская и ее муж Сергей Тихановский. И именно Трамп настоял, чтобы фамилия Тихановский была в списке».
Историк и политолог Александр Фридман отмечает: «Энергия Тихановского, его заявления о намерении «сломать режим», а особенно регулярные обращения к президенту Трампу за помощью и поддержкой всерьез встревожили белорусские власти. Они бросили значительные ресурсы на дискредитацию Тихановского и запугивание его сторонников. Причины для опасений действительно есть: даже в день эпохального удара по ядерным объектам в Иране президент США нашел время, чтобы похвалить себя за освобождение Тихановского, и тем самым впервые с начала своего второго срока публично обратился к белорусской теме».
Эксперт указывает: «О том, что в Минске всерьез испугались сценария, при котором Трамп в своей жесткой и экстравагантной манере может услышать Тихановского и потребовать от Лукашенко освобождения всех политзаключенных, косвенно свидетельствуют и рассуждения главы Белтелерадиокомпании Ивана Эйсмонта. Он заявил, что подобный призыв не повлияет на «несгибаемого» Лукашенко и, более того, поставит крест на практике освобождения политзаключенных».