Парламент Армении дал согласие на возбуждение уголовного преследования в отношении депутата Артура Саркисяна.
Фото с сайта www.parliament.am
Власти Армении продолжают свой «крестовый поход» против оппозиции, в которую они записали представителей церкви, парламента и крупного бизнеса. В частности, премьер-министр республики Никол Пашинян пообещал освободить Армянскую апостольскую церковь (ААЦ) от противников веры и государства, а Следственный комитет провел десятки обысков по адресам, связанным с опальным миллиардером Самвелом Карапетяном. Также оппозиционных депутатов начали лишать неприкосновенности.
«За всеми дебатами в это время открылось самое главное: полное отсутствие какой-либо связи или отношения между Ктриджем Нерсисяном (католикос Гарегин II), Вазгеном Галстаняном (архиепископ Баграт), Геворгом Аджапахяном (архиепископ Микаэл) и некоторыми другими с Иисусом Христом и его учением. Дом Иисуса Христа, место сошествия Единородного Сына, захвачен антихристовой, догматической, антинациональной, антигосударственной группой и должен быть освобожден. Я возглавлю это освобождение», – заявил Пашинян.
Напомним, Галстанян и Аджапахян уже находятся под арестом по обвинению в причастности к подготовке госпереворота. Католикос выступил в их защиту, но Пашинян считает, что попытка оправдать архиепископа приравнивает главу ААЦ к соучастникам преступления.
Как известно, конфликт между церковью и правительством начался сразу после бархатной революции, когда сторонники Пашиняна попытались добиться отставки католикоса – последнего лидера правящей элиты периода правления президентов Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Но тогда новоиспеченный премьер не стал публично поддерживать движение за очищение церкви от «бывших». После второй войны за Карабах их противостояние обострилось, так как ААЦ призывала Пашиняна уйти в отставку. В 2024-м архиепископы Баграт и Микаэл вовсе возглавили движение «Священная борьба», в рамках которого открыто призывали к свержению Пашиняна, называли его Антихристом. В ответ Пашинян пригрозил лишить ААЦ налоговых льгот, но об уголовном преследовании речь зашла только сейчас.
Власти Армении утверждают, что с благословения католикоса Баграт планировал в ближайшие несколько месяцев захватить власть в стране. По версии следствия, он пытался договориться об этом с парламентской оппозицией и олигархами, формировал группы боевиков, которые должны были пойти на штурм парламента.
Параллельно с этим Пашинян продолжает кампанию по национализации «Электрических сетей Армении» (ЭСА), принадлежащих миллиардеру Самвелу Карапетяну. Ранее его тоже арестовали за призыв к госперевороту после обещания защищать ААЦ от нападок премьер-министра. На медийном уровне власти уже связали это дело с делом Баграта, но юридической смычки пока не произошло. В свою очередь, Карапетян, оказавшись в заключении, начал открыто призывать жителей Армении к борьбе с правительством Пашиняна. По его словам, будущее республики не должно быть связано с этим человеком.
Тем временем правоохранительные органы провели обыски в офисе ЭСА и в доме главы совета директоров компании Нарека Карапетяна – племянника опального олигарха. В интервью местным СМИ он заявил, что ждет своего ареста. «По всей вероятности, меня задержат, но пока не знаю, за что. Я знал, все было понятно, все их шаги понятные и воспринимаемые. Посмотрим, они принесут им удачу или нет», – добавил Карапетян. Он отметил, что решение о его задержании связано с митингом. «Им надо было что-то найти, они и нашли», – заключил глава совета директоров ЭСА.
Накануне Пашинян утверждал, что владельцы ЭСА угрозами и подкупом уговаривают сотрудников компании принять участие в антиправительственных выступлениях. В свою очередь, Следственный комитет Армении сообщил о предварительном расследовании уголовного дело по признакам отмывания денег и неуплате налогов в особо крупных размерах.
Кроме того, 7 и 8 июля были лишены неприкосновенности глава оппозиционной парламентской фракции «Армения» Сейран Оганян, а также его соратники Арцвик Минасян и Артур Саркисян. Теперь им всем грозят уголовные дела, правда, по разным статьям. Так, Оганяна обвиняют в том, что, будучи министром обороны в правительстве Сержа Саргсяна, он незаконно присвоил себе участок земли и за счет государства возвел на нем коттедж для личного пользования. По версии следствия, Минасян, который на тот момент был министром охраны окружающей среды, знал о преступлении, но решил помочь коллеге. А вот Саркисяна решили привлечь к делу о госперевороте.
Руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив Айк Халатян считает, что у оппозиции мало возможностей эффективно противостоять навалу премьер-министра.
«Мы видим беспрецедентное давление Пашиняна, в том числе, на судебную систему. Есть судьи, которые готовы выполнять любое указание властей. В частности, с этим столкнулся Карапетян. Его арест был полнейшим правовым беспределом. К тому же Пашинян действует с молчаливого согласия США и ЕС. Они готовы закрывать глаза на репрессии, так как премьер выдает их за борьбу с пророссийскими силами», – сказал «НГ» Халатян.
Также, с его точки зрения, оппозиции не хватает общественной поддержки, чтобы защитить свои права при помощи уличных акций. Несмотря на серьезное недовольство правительством, люди не готовы выходить на протесты. Впрочем, на всех последних муниципальных выборах партия Пашиняна «Гражданский договор» терпит поражение, что очень наглядно проявилось на последних выборах в Гюмри и Паракаре. И даже в Ереване «Гражданский договор» смог получить пост мэра лишь путем поствыборных интриг, не сумев даже в коалиции со своим прозападным партнером партией «Республика» получить большинство в Совете старейшин Еревана.