Фото c портала www.e-cis.info
В российском медийном пространстве (в его маргинальном сегменте) с завидной регулярностью появляются публикации, авторы которых делают вид, будто анализируют политику президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в отношении России, а на деле просто укоряют Астану в недостаточной приверженности «союзнической линии поведения».
Вот и на днях Казахстан и лично президента Токаева вновь обвинили в «неблагодарности» по отношению к России и в сближении с Западом… Конечно, подобную «пещерную» аналитику в силу околонулевой влиятельности её авторов можно было бы не замечать, но жизнь показывает, что контрпродуктивно игнорировать даже такого рода эмоциональные инвективы. Это как назойливые мухи в жаркий день — их мало, но они портят обед. Лучше и конструктивнее — терпеливо объяснять истинное положение вещей, напоминать о реальных фактах.
Российские политологи и эксперты в общении с «Независимой газетой» решили напомнить, что в действительности движет президентом Токаевым и на каких принципах строится сотрудничество между нашими странами.
У Токаева твёрдая позиция — «Казахстан не является «антиРоссией»
По мнению кандидата политических наук Виталия Млечина, лидер Казахстана — «признанный во всём мире политический тяжеловес, он давно доказал, что его слова не расходятся с делами».
«Он — реалист. Его слова лишены пафоса. Говорит как есть. Не следует забывать, что именно Касым-Жомарт Токаев сделал знаковое заявление, которое потом цитировали по всему миру: «Фактом является то, что в военном отношении Россия непобедима. Дальнейшая эскалация войны приведёт к непоправимым последствиям для всего человечества. Но возможность для достижения мира по-прежнему существует».
«Таким образом президент Казахстана сформулировал главное, хотя многие в мире этого не понимают (или не хотят понимать): военным путём одержать победу над Россией невозможно. Слова Токаева прозвучали очень весомо и с своевременно. Его мнением заинтересовался и Дональд Трамп, вновь заняв пост главы США», — рассуждает Млечин.
Политолог напомнил ряд других знаковых цитат Касым-Жомарта Токаева, которые не только цементируют наше прошлое и настоящее, но и задают вектор развития казахстано-российских отношений на десятилетия вперёд.
Прежде всего, это чёткая принципиальная позиция, высказанная лидером Казахстана в Берлине канцлеру Олафу Шольцу: «Казахстан не является „антиРоссией“. Мы твёрдо придерживаемся курса на всестороннее сотрудничество с Россией, с которой нас объединяет самая протяжённая граница в мире. У нас есть давние традиции сотрудничества в различных сферах, включая торговлю и гуманитарные связи».
А на одной из встреч в Астане с Владимиром Путиным Касым-Жомарт Токаев так охарактеризовал отношения России и Казахстана: «Мы союзники, стратегические партнёры. Каких-либо принципиальных вопросов или проблем не существует в нашем сотрудничестве, в наших взаимоотношениях. В Казахстане и России одинаково хорошо понимают, что самостоятельный и суверенный выбор путей развития не препятствует, а напротив, многократно увеличивает отдачу от равноправного и взаимовыгодного партнёрства. Вы на эту тему не раз высказывались, и я благодарен вам за глубокое понимание этой ситуации».
![]() |
Фото c портала www.e-cis.info |
И эта позиция не просто слова, она, извините за каламбур, подкрепляется делами, в случае если кто-то допускает нарушения УК…
В свою очередь российский лидер не раз отмечал, что с Касым-Жомартом Токаевым сразу сложились по-настоящему дружеские, близкие отношения. «Это неудивительно. Мы — люди одного поколения и одинаково ощущаем на себе всю ответственность за наши государства. Делаем всё возможное, чтобы обеспечить благоприятную среду для их уверенного развития и процветания, для повышения качества жизни наших граждан», — говорил Путин.
Так что президенты России и Казахстана последовательно и чётко расставили свои приоритеты.
«А на вопрос, который сейчас с подковыркой задают в Сети: „С кем, вы президент Токаев? “ есть очень понятный и простой ответ, — говорит политолог Виталий Млечин. — Токаев — со своей страной и со своими стратегическим союзниками и партнёрами. И плодотворное сотрудничество Казахстана со своим стратегическим союзником и партнёром Россией — очевидно, оно наглядно отражается в цифрах экономического роста. Нельзя позволять домыслам и провокациям нас поссорить. Судить о друге нужно по его делам».
«Отношения равноправных партнёров»
По мнению руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачёва, пора принять как данность, что Казахстан реализует внешнюю политику, исходя из своих национальных интересов — как это делает любая суверенная страна, в том числе и Россия.
«Многовекторность не означает отказ от союзнических отношений. Геополитические вызовы, санкционное давление, кризис существующего миропорядка, актуальные риски и будущие угрозы требуют адаптивности. Поэтому не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате, когда её там нет. Не надо рассыпать обвинения в „предательстве“. Российско-казахстанские отношения — равноправные, и они подкреплены конкретными совместными проектами практически во всех сферах, поскольку Токаев — надёжный союзник и партнёр. Это нужно ценить», — считает аналитик.
Вот ключевые цифры, свидетельствующие о крепких связях наших стран. В 2024 году Россия стала главным инвестором в Казахстан, вложив в инфраструктуру республики более $4,05 млрд (на целый миллиард больше, чем в 2023-м) и достигнув исторического максимума в двустороннем сотрудничестве. В Казахстане зарегистрировано более 20 тысяч предприятий с российским участием, ведущих деятельность практически во всех отраслях: энергетика, промышленность, строительство, информационные технологии, наука и, конечно, торговля.
Только за последние два-три года в Казахстане заработали пять совместных предприятий, зримый и весомый итог российско-казахстанского сотрудничества:
- Завод в г. Сарань Карагандинской области по производству автомобильных шин (проект, реализованный совместно с российской «Татнефтью»).
-Завод в г. Кокшетау по сборке грузовиков, самосвалов и спецтехники на шасси «КамАЗа».
- Предприятие по выращивание тепличных томатов в Туркестанской области.
- Завод по производству минеральных удобрений в Жамбылской области (совместно с российским холдингом «Еврохим»).
- Завод в Костанайской области по производству компонентов грузовых автомобилей чугунным литьём.
Кроме того напомним, что с 2004 года развивается совместный проект Казахстана и России по созданию на космодроме Байконур космического ракетного комплекса «Байтерек». Планируется, что в декабре состоится первый запуск ракеты-носителя «Союз-5».
Ещё один знаковый масштабный проект — возведение первой АЭС в Казахстане возле поселка Улькен на озере Балхаш, которую будет строить «Росатом». Благодаря этому в Казахстане появится новая технологичная отрасль промышленности — атомная, уже сейчас начали готовить специалистов для работы на станции. Так что плодотворное российско-казахстанское сотрудничество запрограммированно на десятилетия вперёд.
Имея такую конкретику на руках, так и хочется спросить у диванных блогеров, старательно пытающихся рассорить Москву с Астаной: «Вы, кроме анонимных телеграм-каналов, что-то ещё читаете?»
Кандидат исторических наук, экс-советник президента России (1991-1993 гг.) Сергей Станкевич предполагает, что в медийных нападках на Казахстан и его лидера может принимать участие третья сторона.
«В Британии на пост главы МИ-6 заступает Блейз Метревели, специалист в области организации и управления этнокультурными и этнополитическими конфликтами. Активизация в последнее время откровенно грубых нападок в соцсетях на Казахстан и некоторые другие соседние страны с явной целью провоцирования вражды может быть связана и с внешним влиянием. К этой стороне вопроса надо обязательно присматриваться всем неразборчивым публикаторам малограмотных опусов», — сказал Станкевич.
…Таким образом, становится ясным, что авторы подобного медийного нагнетания с бессчётным смакованием штампом и мифов ставят целью подорвать союзничество России и Казахстана, поскольку рассчитывают, что будет эмоциональная «ответка» со стороны казахстанской блогосферы, а дальше, как говорится, пиши пропало. Чем такие авторы отличается от наших геополитических противников — вопрос риторический.