В Тернополе полиция арестовала военнослужащих, которые слишком широко трактовали свои права. Фото с сайта www.npu.gov.ua
Украинский президент Владимир Зеленский назначил военным омбудсменом Украины Ольгу Решетилову, которая с декабря 2024 года занимала должность уполномоченной президента по защите прав военнослужащих и членов их семей. Так киевские власти показывают заботу об обеспечении прав военнослужащих, что важно на фоне участившихся сообщений об активизации дезертирства в украинской армии, в том числе из-за ненадлежащего обращения там с новобранцами.
Зеленский в четверг назначил Ольгу Решетилову (Кобылинскую) военным омбудсменом страны. Она будет первой в такой должности. 30 декабря 2024 года президент утвердил ее в должности уполномоченной президента Украины по защите прав военнослужащих и членов их семей. В мае 2025 года президент представил в Верховную раду законопроект о военном омбудсмене, признав документ безотлагательным. 3 июня парламент принял проект в первом чтении, а 17 сентября – во втором. Указ о создании офиса военного омбудсмена Зеленский подписал 19 сентября.
Как сообщила Решетилова, основным приоритетом ей представляется запуск офиса военного омбудсмена. Также важно в настоящее время не потерять динамику реагирования на обращения и жалобы военнослужащих. «Как в статусе уполномоченного президента, так и в статусе военного омбудсмена я буду работать над обеспечением ощущения защищенности для военных и восстановлением справедливости для них», – заявила Решетилова.
По ее словам, офис военного омбудсмена станет постоянным вспомогательным органом при главе государства, призванным обеспечить гражданский контроль над соблюдением прав военнослужащих ВСУ, а также бойцов добровольческих формирований территориальных общин, резервистов на учениях и представителей правоохранительных органов, участвующих в боевых действиях. При этом военный омбудсмен будет решать различные проблемы, связанные с прохождением армейской службы, и рассматривать жалобы военнослужащих, в связи с чем предполагается проводить необходимые проверки и вырабатывать по их результатам надлежащие решения, рассказала чиновник.
Хотя и приведенные разъяснения не помогли понять, зачем ее понадобилось превращать из уполномоченной президента Украины по защите прав военнослужащих и членов их семей в военного омбудсмена. Тем более что омбудсмен фактически лишен независимости, так как назначает его президент. В связи с чем высказывали свои возражения и депутаты при рассмотрении названного законопроекта в Верховной раде.
В беседе с «НГ» заведующий отделом Института стран СНГ Владимир Евсеев предположил, что в Киеве хотели бы создать видимость того, что руководство страны заинтересовано в соблюдении прав военнослужащих и готово принять необходимые меры для их защиты. Происходит это на фоне появления сообщений о том, что уже приходится защищать украинцев и от самих военнослужащих. Как это произошло в Тернополе, где накануне произвели аресты военных, осуществлявших так называемую силовую мобилизацию с сопутствующим похищением, шантажом и избиением людей. А кроме того, стало всплывать больше информации и по уровням дезертирства и численности самовольно оставивших части (СОЧ), которые по-прежнему представляются заниженными в сравнении с реальными показателями, но все же стали более к ним близки, считает эксперт.
Как рассказали накануне украинские СМИ, в Тернополе полиция приступила к задержаниям военнослужащих 3-й штурмовой бригады ВСУ, сформированной из бывших участников полка «Азов» (террористическая организация, запрещена в России). По словам местного активиста Романа Довбенко, военные начали заниматься беззаконием, помогая ТЦК (Территориальные центры комплектования – аналог прежних военкоматов). По информации главного управления Нацполиции Тернопольской области, злоумышленники вывозили людей за город, избивали их и требовали деньги или ценное имущество. При этом их жертвами становились также те, кто был тяжело ранен на фронте и находился на реабилитации.
Так, находившегося на лечении военнослужащего ВСУ они остановили на улице, силой посадили в микроавтобус и вывезли в неизвестное место, где избивали, пригрозив оружием и потребовав выплатить за свое освобождение 50 тыс. гривен (свыше 100 тыс. руб.). Другого потерпевшего с применением слезоточивого газа тоже насильно вывезли за город и там избили, а потом забрали у него одежду, облили легковоспламеняющимся веществом и заставили бежать перед машиной.
У 27-летнего жителя Тернополя подозреваемые забрали личный автомобиль, который позже был обнаружен в Киевской области. И еще один автомобиль отобрали у его владельца в Ивано-Франковске, уведомили в полиции.
Следователи полиции объявили семерым задержанным подозрения по ч. 2 ст. 127 (пытки), ч. 2 ст. 146 (незаконное лишение свободы или похищение человека), ч. 4 ст. 187 (разбой) и ч. 2 ст. 289 (незаконное завладение транспортным средством) Уголовного кодекса Украины.
Примечательно, что такие сообщения появились на фоне разгоревшихся в Киеве дискуссий о реальных уровнях дезертирства и случаев самовольного оставления части в украинской армии и методах их предотвращения. Как информировали на днях киевские СМИ со ссылкой на данные офиса генерального прокурора Украины, с января 2022 года по сентябрь 2025 года всего было открыто почти 290 тыс. уголовных производств, из них из-за самовольного оставления части – 235 646 уголовных производств и из-за дезертирства – еще 53 954 производства. Причем за период с января 2022 года по сентябрь 2024 года правоохранители открыли около 60 тыс. производств за СОЧ и почти 30 тыс. – за дезертирство. То есть резкое наращивание динамики наметилось за последний год.
Владимир Евсеев сообщил «НГ», что добровольцы составляют лишь порядка 3% военнослужащих, и они стараются попасть в раскрученные элитные формирования, в том числе исходя из собственных амбиций. Но у основной массы мобилизованных никто не будет спрашивать, где именно они хотели бы служить.