Президент Беларуси с минской трибуны обращался ко всему человечеству. Фото с сайта www.president.gov.by
В Беларуси 28–29 октября проходит III Минская международная конференция по евразийской безопасности. Александр Лукашенко выступил первым в первый же день и в своей речи осветил как концептуальные, так и остро актуальные вопросы. Например, назвал закрытие Литвой границы безумной аферой. И объяснил главам соседних с Беларусью стран ЕС, что не использует мигрантов в качестве оружия, однако готов решить эту проблему в рамках «глобальной сделки».
В III Минской международной конференции по евразийской безопасности, проходящей во вторник и среду, принимают участие делегации более 40 государств и 7 международных организаций. Среди участников, как сообщают организаторы, министры иностранных дел, руководители интеграционных объединений, представители парламентов, исследовательских институтов и аналитических центров из Европы, Азии, Ближнего Востока.
Александр Лукашенко обратился к этому представительному собранию с пространной речью, в которой снова проявил себя как лидер, мыслящий глобальными категориями. Основная тема конференции «Глобальный мировой (бес)порядок и головоломка евразийской безопасности», конечно, обязывала.
Прежде всего он отметил, что «тему реформы ключевых международных институтов мусолят не одно десятилетие, а проблемы не решаются». И выдвинул четыре предложения всемирного масштаба. Во-первых, президент заявил, что в отношении продовольствия и медикаментов необходим запрет на введение любых санкций, в том числе вторичных.
Вторая инициатива касалась защиты критической международной инфраструктуры: газо- и нефтепроводов, интернет-кабелей, АЭС. «Запрет на действия против этих объектов должен быть однозначным», – подчеркнул Лукашенко.
Третья инициатива связана с темой особо болезненной для соседей Беларуси – миграционным кризисом. Президент был категоричен: «С тем, что Запад натворил в странах исхода, он должен разобраться сам. Что касается последствий. Мы готовы работать в том формате, который долгое время обеспечивал контроль за ситуацией для обеих сторон».
И выдвинул неожиданное, можно сказать, прорывное предложение: «Нужно договариваться, например, в рамках глобальной сделки. Подход президента Трампа «все на все» мы можем обсуждать и с США, и с Европой (как и любая другая страна)». Уточнять, что значит «все на все» и как каждая из сторон трактует эти понятия, президент не стал.
Четвертая инициатива – необходимость принятия мер в области искусственного интеллекта. «Неуправляемая гонка в этой сфере превращает его из полезного ресурса в оружие. В перспективе – массового поражения», – предостерег Лукашенко горячие головы.
Разобравшись с глобальными вопросами, президент перешел к остро актуальным. Лукашенко сообщил потрясенной международной общественности: «Конференцию ждали не только мы, участники. Но и наши оппоненты, которые внимательно сегодня наблюдают за Минском. Не все сегодня должны были добраться до Минска. Именно такую цель преследовали некоторые наши соседи, провернув эту безумную аферу с закрытием границы. И повод придумали абсурдный. Воздушные шары. Даже для такой мелкой страны, как Литва, это мелко». Он так прокомментировал закрытие Литвой границы: «Ответственно заявляю, что ни о какой чрезвычайной контрабанде речи нет. Но это много говорит о политическом потенциале нашей конференции».
Лукашенко подчеркнул, что Минская конференция – реальная альтернатива Мюнхенской, потому что «там хотят видеть и слышать только тех, кто прошел через «идеологическое сито». Была бы их воля, и американцев бы не пустили». Впрочем, к американцам и у него самого все-таки нет полного доверия. Лукашенко признался: «Очень боюсь, что позиция американцев в отношении России по украинскому конфликту – это разыгрываемый спектакль. Последние данные об этом все больше и больше говорят. Не хотелось бы. Хотелось бы, чтобы мы закончили эту войну так, как положено. И игры здесь быть не может».
Белорусский лидер поделился своим пророческим видением: «Так называемый цивилизованный мир пришел к своему закату. Это точно. Действия не только наших соседей, но и в целом Европы и других сил (не надо обольщаться и по США) – такой же элемент гибридной войны, как и недавнее закрытие границы Варшавой. Вот этот XXI век: закрытое небо, колючая проволока, полное неприятие инакомыслия. И это только начало».
И все-таки для мира еще не все потеряно. «Мы не считаем себя виноватыми в ухудшении отношений с Западом и его отдельными странами. Но руку протягиваем. Это не рука просящего. Это рука имеющего собственное достоинство партнера, который предлагает сообща и искренне работать ради мира для наших детей и внуков», – подчеркнул президент Беларуси.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, сменив президента Беларуси, продолжил апеллировать к Западу. «Хотелось бы спросить, чувствуют ли себя европейцы в большей безопасности, когда их элиты расчехляют топор войны. Думаю, что ответ очевиден. Мы неоднократно говорили, что у нас не было и нет намерений нападать на какую-либо страну из нынешних членов НАТО и Евросоюза», – посетовал Сергей Лавров.
Выступил на конференции также представитель тех самых ЕС и НАТО, министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сийярто. И ему ничего не оставалось, как признать: «На самом деле безопасность и ситуация с безопасностью во всем мире находится в критичном положении. Мы живем в опасном мире. Однозначно можно заявить, что глобальная безопасность находится в худшем состоянии с момента завершения холодной войны. И мы также можем сказать, что глобальная безопасность также в худшем состоянии с момента окончания Второй мировой войны».
Но в то же время Сийярто отметил, что не все на Западе одинаково безответственны. От имени Венгрии он заявил: «А наш ответ абсолютно другой. Мы верим, что текущая ситуация – это причина, которая должна послужить толчком к восстановлению более активного диалога. Диалог должен быть более близкий, чем когда-либо. И мы должны надеться и договариваться во имя мира».
