Фото Reuters
Со вчерашнего дня начал работать мобильный телефон главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, предназначенный для связи с боевиками, решившими прекратить террористическую деятельность. Евкуров опять обратился к подполью с призывом «прекратить противоправную деятельность, прекратить убивать и творить зло» и вернуться к мирной жизни, обещая содействие в получении минимального наказания за совершенные преступления.
Обращение было размещено в личном блоге Евкурова, а не на его официальном сайте, где эта информация появилась день спустя в изложении пресс-службы главы республики. Подобное обращение и номер своего мобильного телефона Евкуров первый раз опубликовал ровно три года назад – в октябре 2009 года. Тогда на встрече с ним старейшины выслушали подготовленный для них доклад о славных сыновьях ингушских родов, а после этого уже нелицеприятную информацию о не менее известных боевиках из этих же тейпов. За эти три года «телефонное право» и комплекс мер, предпринятых Юнус-Беком Баматгиреевичем, позволили достичь успехов, несопоставимых даже с примерной Чечней.
Невзирая на протесты местного Духовного управления мусульман, Евкуров впервые в стране легализовал шесть салафитских мечетей, имамы которых, по его же распоряжению, получают зарплату. Глава республики знает каждую семью, из которой молодой человек подался в подполье, – с ними он беседует не столько в своем кабинете, сколько дома у родителей боевиков. По аналогии с дагестанской комиссией по адаптации Ингушетия создала свою подобную структуру, но ее успехи более впечатляющие: 42 прошедших через адаптацию вместо 34 в Дагестане. При том что население самой молодой республики в пять раз меньше, а работать комиссия начала на год позже дагестанской – в октябре 2011 года.
Благодаря такому неформальному подходу, а также доверию к Евкурову с 2009 по 2011 год число убитых и пострадавших в ходе вооруженных столкновений в Ингушетии снизилось почти в восемь раз, а за последний год в три раза. С начала прошлого года не зафиксировано ни одного случая ухода молодежи «в лес».
Какова же была при таких успехах необходимость в повторном обращении к боевикам с повторной же публикацией номера телефона?
Судя по всему, это предстоящие в октябре следующего года выборы главы республики. Несмотря на то что единороссы еще не определились с кандидатурой, а Евкуров обещал сообщить о своих планах по выдвижению в середине 2013 года, по всему видно, что желания такого он не лишен.
Активизация работы с подпольем Евкурову необходима ввиду разгоревшегося территориального конфликта с любимцем Кремля – главой Чечни Рамзаном Кадыровым. «Неуместные успехи» в работе с подпольем в Ингушетии развенчивают миф об успехах Чечни в борьбе с боевиками. Так как ситуация не столь оптимистична, как ее представляют в ряде СМИ. Именно ревность Кадырова во многом обусловила обострение давнего территориального спора между республиками.
Конфликт из-за межи не лучшим образом сказался на судьбе беженцев из Чечни, оставшихся в Ингушетии вопреки победным реляциям Грозного. Магас под горячую руку попытался ускорить решение этого вопроса. Кадыров был неприятно «удивлен» тем, что его соплеменники остались в братской республике. 20 октября в Москве состоялась встреча Евкурова с директором Федеральной миграционной службы РФ Константином Ромодановским, на которой было решено, что беженцами займется именно Кадыров.
Неделей ранее глава Ингушетии провел весьма показательную встречу с заместителем председателя правительства РФ Владиславом Сурковым, который неофициально курирует вопросы подбора губернаторов. Хотя в повестке беседы значилась «подготовка законодательной базы к предстоящим выборам», речь, видимо, шла в том числе и о «муниципальных фильтрах» в ходе выдвижения кандидатур.
В контексте выборов следует рассматривать и предстоящий в первых числах ноября визит в Ингушетию главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны, а сам Евкуров готовится навестить соплеменников в Казахстане и посетить с рабочим визитом Бельгию.
Ингушетия наряду с Адыгеей и Кабардино-Балкарией относится к числу субъектов, где проблемы экономики пытались решить отставками правительств. Радикальные меры по борьбе с коррупцией привели к отставке девятимесячного правительства ровно два года назад. Сломать коррупционную систему, о которой как о главной задаче Евкуров говорил с момента прихода во власть (см. «НГ» от 09.10.09), на отдельно взятой территории без поддержки Кремля не удалось. Указав кабинету министров на дверь, Евкуров, по сути, подтвердил свое одиночество в борьбе с коррупцией. К руководству Ингушетией пришел внесистемный человек без своей команды. Одинокий вызов коррупционной системе ничего не дал.
Наряду с коррупцией в вину Евкурову ставят нерешенность главной проблемы ингушей – возвращение под юрисдикцию Пригородного района Северной Осетии. Не решен вопрос о полном возвращении беженцев из названного района после октябрьской трагедии 20-летней давности. Сохраняются факты внесудебных расправ и похищений людей. В Ингушетии надеялись, что после публичного разноса Евкуровым силовиков в середине года, когда он потребовал от них ставить в известность о предстоящих спецоперациях участковых и руководство местной полиции, положение изменится. Но распоряжение было мягко саботировано.
Зато начавшийся три года назад диалог с оппозицией дал результаты. Оппозиционеры в лице руководителя организации «Справедливая Ингушетия» Магомеда Хазбиева и бывшего члена Экспертного совета аппарата уполномоченного по правам человека в России Макшарипа Аушева (убит 26 октября 2009 года) впервые признали выборы не только демократическими, но и выразили удовлетворение, что местную власть теперь не назначают, а выбирают. Правда, теперь о диалоге с оппозицией предпочитают не вспоминать.
Главе Ингушетии фактически в одиночку предстоит противостоять и желанию части силовиков, как при экс-президенте Ингушетии Мурате Зязикове, вернуть себе полную свободу действий в республике. Наряду с этим активная деятельность в работе с подпольем откровенно нервирует и лидеров так называемого «Имарата Кавказ». Тактика мягкой силы главы Ингушетии лишает «лесных» подпитки и, по данным некоторых экспертов, покушение на Евкурова в июне 2009 года было направлено на упреждение его действий по «подрыву подполья». В начале октября глава УФСБ РФ по Ингушетии Юрий Серышев признался местным журналистам, что «ресурсы бандгрупп в значительной степени истощены, а их возможности по рекрутированию новых членов ограниченны».
По всему видно, что Евкурову, как и три года назад, опять предстоит в одиночестве вести начатую им борьбу. Но в настоящий момент еще и доказать своим оппонентам, что он не является «хромой уткой» и может рассматриваться в качестве реальной кандидатуры на первую должность в самом молодом субъекте страны.