Премьер Дагестана Мухтар Меджидов, врио главы республики Рамазан Абдулатипов и президент группы «Сумма» Александр Винокуров нашли общий язык.
Фото с официального сайта правительства Республики Дагестан
В понедельник вечером стало известно, что председатель правительства Дагестана Мухтар Меджидов и Александр Винокуров, президент группы «Сумма» (владелец Зиявудин Магомедов), в присутствии врио президента республики Рамазана Абдулатипова подписали Меморандум о взаимопонимании. Документ с несколько странным статусом, когда участниками являются, с одной стороны, субъект Федерации, а с другой – российская компания, был подписан 7 марта с.г. Но о столь важном событии было сообщено официальным ресурсом РИА «Дагестан» со ссылкой на правительство республики почему-то с задержкой на несколько дней.
Документ памяти дипломата
Несмотря на то что Меморандум свидетельствует всего лишь «о взаимопонимании», документ подтверждает давно сложившееся понимание сторон. Судя по содержанию документа, речь идет о реализации в Дагестане крупнейших инвестпроектов. О них в республике с придыханием говорят последние полтора десятка лет, еще в бытность первого и второго президентов Муху Алиева и Магомедсалама Магомедова. Для претворения планов в области сельского хозяйства, инфраструктуры, логистики и медуслуг теперь создадут постоянно действующую совместную Рабочую группу, которую возглавят подписанты документа – Меджидов и Винокуров.
Группа «Сумма» реализует в Дагестане агротехнопарк «АгроДагИталия» с объемами 227 млн. евро инвестиций, обещая создать 16 тыс. рабочих мест. Зиявудин Магомедов представлен в Дагестане компанией «Сумма Телеком Дагестан», оказывающей услуги широкополосного доступа в Интернет. В его активе проекты, основанные на твердом госзаказе и обслуживании фирмой «Мостоотряд-99» самого длинного в стране Гимринского тоннеля в 4303 метра.
Но главный коммерческий куш – Махачкалинский морской торговый порт (ММТП), где ранее гендиректором был нынешний вице-премьер правительства Дагестана Абусуфьян Хархаров. Надо полагать, что действующий гендиректор ММТП Ахмед Гаджиев (брат которого – Магомед Гаджиев – самое приближенное лицо главного негласного конкурента Зиявудина – Сулеймана Керимова) уже ощущает на себе усиливающееся административное давление новой правительственной команды. На кону добыча в виде хозчасти порта (береговая линия, гавань принадлежат государству). В этой связи недавно заявленный Хархаровым проект строительства в Дагестане не внушающего даже малого доверия «большого рыбного порта» (черноморский гребневик, попавший в Каспий с балластовыми водами кораблей, истощил кормовую базу промысловых рыб), возможно, являет собой некоего троянского коня – для проникновения в махачкалинскую «Трою».
Другим прожектом, который окажется в ведении Рабочей группы Меджидова–Винокурова, может оказаться Махачкалинский аэропорт «Уйташ» – объект, который экс-президент Магомедов обязался передать под инвестиции структурам Сулеймана Керимова. Перевозчик «Дагестанские авиалинии» завершил процесс мучительного банкротства, воздушные суда забрали арендодатели. Сам аэропорт (трафик, навигация и взлетно-посадочная полоса), являющийся госсобственностью, неожиданно для всех оказался заложенным в банке «Витас» с молчаливого согласия предыдущего правительства. Реализация проекта Керимова по реконструкции аэропорта была сознательно сорвана.
Есть такая группа
Меморандум, а главное, будущие проекты свидетельствуют о приходе в Дагестан человека Зиявудина Магомедова со своей если не командой, то заинтересованной бизнес-группой. В составе приближенных врио главы республики – Абусуфьян Хархаров, родной брат Абдулатипова Магомед Абдулатипов – глава дагестанского ФМС, зять Абдулатипова Магомед Мусаев – бывший гендиректор ВВЦ, владелец сетевой торговой фирмы «МагМус».
Также важно, что Меморандум по-новому высвечивает позицию врио президента, выраженную в его афористической фразе, запечатленной в том числе в письме президенту Владимиру Путину на третий день после своего назначения: «Моя установка такова – для меня важнее тысячи предпринимателей среднего, малого бизнеса, чем три олигарха». В этом же письме Абдулатипов просил Путина отдалить Дагестан от влияния «некоторых московских олигархов». Отдалить «некоторых», чтобы приблизить одного?
Под «некоторыми олигархами», надо полагать, имелся в виду один «москвич» – Сулейман Керимов, не без помощи которого Магомедсалам Магомедов стал вторым президентом Дагестана. Этому бизнесмену и благотворителю пришлось потерять больше всего. Причем из-за невыполнения договоренностей его же креатурой. Но в противоборстве двух групп предпринимателей Магомедсалам ради второго срока президентства договаривался и с Зиявудином Магомедовым (все проекты Зиявудина начаты при Магомедсаламе). И это желание Магомедсалама усидеть на двух стульях привело к тому, что он оказался между ними.
Греф в помощь
После выезда из России братьев Магомеда и Ахмеда Билаловых, курировавших курорты Северного Кавказа (КСК), очевидно, что правительство Мухтара Меджидова продолжит работать по туркластерам с новым куратором КСК (председателем Совета директоров ОАО «КСК» вместо ныне действующего Максима Быстрова может стать его куратор в СКФО – Александр Хлопонин). Тем более что дагестанский туркластер «Матлас» (родовое село братьев Билаловых в Хунзахском районе) со своими горнолыжными трассами расположился на землях сельского поселения Шотода – родового села двоюродных братьев – Зиявудина и Магомеда Магомедовых. А значит, не придется зарекаться от «Суммы» и в реализации турпроекта.
Сейчас же очевидно, что Кремль дал отмашку Сбербанку и ВЭБу на поддержку проектов правительства Абдулатипова средствами и современными знаниями. Герман Греф даже провел ликбез-семинар в Москве для дагестанского правительства. На нем, к недоумению местных наблюдателей, к методике менеджмента приобщался и не будучи чиновником зять Абдулатипова Магомед Мусаев, которому прочат перспективную должность главы Стратегического совета по особому проектированию и инвестициям. Учитывая количество и масштабы планируемых проектов – должность стратегическая, под стать вице-премьерской, и призвана координировать деятельность нескольких министерств и ведомств.
Наряду с поддержкой Абдулатипова Сбербанк вернется в муниципалитеты, откуда ушел несколько лет назад. В конце прошлого года рухнул конкурент Сбербанка – «Экспресс» (200 тыс. частных вкладчиков, 3000 юрлиц и почти 40 допофисов только в Дагестане), отобраны лицензии еще у трех местных банков, впереди новые скандальные проверки с уголовными разбирательствами. Зачистка банковского сектора Дагестана идет полгода, и это – благодатное поле для работы в Стране гор Сбербанка и ВЭБа, хотя бы и взамен на финансовую и методическую помощь молодому правительству бывшего дипломата.
Филантропам здесь не место
Видимо, у родных и двоюродных братьев из окружения Абдулатипова в Дагестане имеются радужные перспективы. Но их интересы, судя по всему, никак не касаются теперь уже бывших проектов Сулеймана Керимова – торгового порта, реконструкции аэропорта, строительства второго аэропорта в Дербенте, комплекса спортивных объектов и гостиниц вдоль дагестанского побережья Каспия, «Нового города» в пригороде Махачкалы. Тем более – после вынужденного отъезда 12 февраля с.г. из Дагестана бывшего руководителя «Нафта Москвы» и уже бывшего первого вице-премьера правительства республики Олега Липатова.
Даже уже фактически завершенный проект строительства завода Каспийского листового стекла (без стоимости кредитов ВЭБа обошелся в 100 млн. долл.) задумали продать китайской фирме (ведутся переговоры) в два приема, сохранив за собой небольшой пакет акций – для присутствия на родной земле и содействия в работе бизнесменам из Поднебесной. На этом, по крайней мере до лучших времен, коммерческие проекты Керимова (не считая социального проекта «Анжи», хадж-миссии, благотворительных фондов, строительства больниц) в Дагестане будут заморожены.
Как это будет происходить – можно судить на примере уже завершенного стадионного комплекса «Анжи Арена» (бывший стадион «Хазар», первый матч состоится 17 марта с самарскими «Крыльями Советов»). Ранее предполагалось, что рядом с «Ареной» вырастет «Новый город» – приморский микрорайон европейского типа на 40 тыс. человек. Но власть поменялась, и теперь проект с тем же, но уже не совсем подходящим для него названием скукожится до строительства нескольких инфраструктурных объектов – обслуживающих офисов, отелей, ресторанов…