В Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» до понедельника проходит Международный фестиваль музеев «Интермузей», в этом году впервые для всех музеев вход в экспозицию бесплатный, и потому всем, почти без исключения, выделили по одинаковому «закоулку», где музей волен представить себя в лучшем виде. Впрочем, волен – не волен, поскольку представление это должно быть в духе темы нынешнего фестиваля, заявленной так: «Музей в цифровую эпоху» – «Музей в информационном пространстве». То есть музеям предложено показать, чем богаты – в буквальном смысле, поскольку мультимедийный формат представления напрямую зависит от вложенных средств. Хотя и тут, сколько ни вкладывай, получается, что рассмотренные под этим «инновационным» углом музеи демонстрируют больше сходств, чем различий.
В понедельник назовут победителей, ведь эта выставка достижений музейного хозяйства имеет традиционный конкурс и экспозицию финалистов под названием «На пути к идеальному музею».
Все это наводит на определенные размышления.
Как известно, есть два пути доказательства бытия Божьего. Апофатический и катафатический. Катафатика предполагает утверждение: «Бог – это всё», «Бог – это счастье», «Бог – это спасение», «Бог – это знание», «Бог – это вЕдение» и прочее, прочее, прочее.
Апофатика настаивает на продуктивном вычитании: «Бог – это не я», «Бог – это не мы», «Бог – это не страна», «Бог – это не вещь», «Бог – это не хронотоп», etс., etc., etc.
В итоге катафатика докладывает верному все доступные грязному примату качества Господа, кроме неисчислимых иных, от него, как от верхнего примата, скрытых. Апофатика утверждает верующему, что чудесный итог минусования и есть Господь.
«Интермузей-2014» в отличие от всех предыдущих фестивалей, предполагавших неизменно катафатику («музей – это хранилище», «музей – это клуб», «музей – это самоуправление», «музей – это туристический центр», «музей – это шанс общества» и прочее, и прочее, и прочее), впервые предложил всем живущим в этой стране апофатику («музей – это интернетресурс», «музей – это социальная сеть», «музей – это явленность», «музей – это ссылки», «музей – это контент», etc., etc., etc.).
Обозрев две с лишним сотни типовых отсеков с рядовыми экранами и стандартными тачпадами, с всемерным стильком, всеобщим шрифтом, понимаешь, что здесь власть, очищая подсознательный миф о незатратном прекрасном, во всю масть явила свое мечтание об идеальном музее.
Качества его понятны и явлены:
– минимальная площадь;
– минимальный штат;
– минимальные затраты на содержание памятников (тем более что в виртуальном пространстве развалины не менее живописны, чем дом, оборудованный всеми необходимыми музейными системами поддержания влажности и температуры, к тому же в этом самом виртуальном пространстве любую развалину легко привести в идеальное состояние);
– минимальные деньги на специалистов, поддерживающих и описывающих памятники и коллекции и отвечающих за главное, за что отвечает музей, – за хранение;
– максимальный интернет-контент;
– максимальное представление возможностей музея через социальные сети;
– выдающиеся возможности представить музей властям, не отрывая их от барственного стула;
– перенос содержательных конфликтов в Сеть, где их можно заболтать, где заболтать их проще.
ERGO – музейная апофатика побеждает.
Итак, вслед за «Интермузеем-2014» следует разработать набор-конструктор «Типовой региональный музей». Его содержание:
1. Набор экспонатов (чучело медведя, пейзаж Айвазовского, график удоев, etc.).
2. Стандартный набор недвижимых памятников (дворец, парк, монастырь, лес, степь, etc.).
3. Типовое штатное расписание (директор, уборщица, бухгалтер, сисадмин, пиарменеджер, юрист, etc.).
4. Унифицированный договор на обмен баннерами, макетами и интернет-ресурсами с музеями Х, Y и Z при поддержке глав регионов A, B и C и их законодательных собраний.
5. Стандартный образец отписки на письма местных жителей и депутатов 1, 2 и 3, взыскующих по глупости предъявления подлинника.
6. Стереотипное интервью всем с оглушительно свежими утверждениями:
– красота спасет мир;
– искусство по-прежнему в большом долгу перед народом;
– прекрасное – вечно.
Апофатика, востребованная властью, победит?
Коллеги, готовы?