Риторы должны прийти на помощь юным ораторам. Фото агентства «Москва»
Предыстория этой грустной истории такова: школьник выступил в Бундестаге с пацифистской речью. В речи он неожиданным образом чуть ли не оправдал деяния вермахта на русской земле. Депутат Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Кукушкина от фракции КПРФ направила запросы в прокуратуру и местный департамент образования с просьбой проверить гимназию, где учится школьник. Парламентарий не имела претензий к самому мальчику, но возмутилась работой тех, кто готовил подростка для зарубежного вояжа. Неожиданно в Интернете началась травля ребенка. И все уже дошло до такой степени, что в дело вынуждены были вмешаться пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, который призвал не обвинять мальчика «во всех смертных грехах», и министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Ее слова приводит пресс-служба Минобрнауки РФ: «Задача Министерства образования, моя как министра – не наказывать, а совершенствовать систему и подходы к обучению и воспитанию. Травля школьника недопустима, особенно людьми, наделенными властью».
Слушая все это, вдумчивый читатель задается вопросом: а зачем все это было нужно? Зачем они нужны, маленькие посланцы доброй воли, которые представляют Россию на Западе? Чего мы ждем от вояжей этих юных политиков? А попутно – нужно ли это самим молодым? На последний вопрос ответим сразу. Какой-то части молодых людей это и необходимо. Возьмем, к примеру, такой модный ныне политический тренд, как молодежный парламент. Недавно я говорила с представителями одного из них. И отметила для себя, что у них там все по-взрослому: комитеты, подкомитеты, нижняя палата, верхняя палата, законопроекты. Юные парламентарии копируют поведение взрослых. «Пробивают» свои законы на местах. Радуются этому, простите за каламбур, как дети. Говорят они тем же языком, что и их взрослые коллеги, свободно пользуются парламентской терминологией. Освоили депутатский язык, со всеми канцелярским штампами и словами-симулякрами. И самое интересное – они уже построили и просчитали в своих умах всю свою будущую политическую карьеру. А кое-кто из них уже включился в «правила игры» старших партийцев. Это со стороны обывателям кажется, что деятельность их – сплошная имитация. Сами молодежные лидеры воспринимают свою деятельность исключительно как «работу».
Другое дело, когда речь заходит о детях, на которых взрослые возлагают какую-то ответственную миссию. Если дело касается разовых политических акций или общественных инициатив, то чаще всего задание в этом случае исходит от самого учителя, администрации школы и т.д. И само выступление (конкурсное задание и т.д.) контролируется обычно ими же. По крайней мере большинство опрошенных мной педагогов сообщили, что не припомнят ни одного случая, чтобы ребенок говорил с трибуны от себя, тем более – с трибуны международной. Без помощи взрослого здесь не обходятся.
Важный момент здесь заключается в том, что ораторским искусством не владеет и каждый парламентарий, не то что ребенок. Этому не учила советская школа, этому не обучает школа российская. И у некоторых педагогов с искусством выражения собственных мыслей, когда речь не идет об их предмете, тоже порой не очень хорошо. У некоторых, кстати, и с основными предметами не все ладно. Недавно в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования узнали, что15–20% учителей, участвовавших в исследовании со всей России, не выполнили задания по математике и русскому языку… На Западе с детских лет учат риторике, логике, правильному выражению своих мыслей. У нас – нет.
Впрочем, будем справедливы, сегодня кое-что меняется. Школа, как и прежде, в этом вопросе отстает, но у родителей кружки ораторского искусства пользуются большой популярностью. Интерес этот закономерен: родители, подогреваемые конкуренцией в соцсетях, склонны к демонстрации способностей своих детей в публичном пространстве. (Причем чем младше родитель, тем более он склонен к этому.) Многие делают даже для совсем крошечных детей личный хэштег и канал на YouTube. Опрос, проведенный TIME и Survey Monkey, например, показал, что только 19% родителей-миллениалов никогда не делились фотографией своих детей в социальных сетях. Что это означает? Интерес к риторике, логике, убедительной аргументации и прочим вещам, формирующим ораторские способности, будет в будущем только расти. И это хорошо. Потому что сегодня проблема заключается не только в том, что дети и подростки плохо знают какие-то исторические факты, но и не способны ясно выражать свои мысли. Они не могут полноценно работать с той информацией, которую получают.
И теперь, собственно, а почему государственные деятели так «носятся» с молодежью? Почему так много разных программ, акций, фондов по поддержке юных дарований. Сразу скажем, что это правильно. И здесь мы не одиноки. Многие страны уже полвека заняты тем, что выявляют потенциальных гениев. Поддержка молодых талантов является единственно надежным способом воспроизводства интеллектуальной элиты нации, поэтому в большинстве стран существуют целые государственные программы, ориентированные на это. В общем, с молодежью носились и будут носиться.