Премьер-министр Британии Риши Сунак и президент ОАЭ шейх Мухаммед бин Зайд аль-Нахайян обещают приложить усилия для развития зеленой энергетики. Фото Reuters
В Египте началась 27-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP 27), которая продлится до 18 ноября. Конфликт России и Украины вместе с энергетическим кризисом поставили его участников в непростое положение, поскольку ситуация по сравнению с предыдущей, «решающей» встречей в Глазго лишь усугубилась. При этом англоязычные страны пока делают для борьбы с выбросами CO2 меньше, чем континентальные страны Европы. При этом есть предпосылки того, что активнее вопросами экологии в скором времени займутся не столько страны Запада, сколько крупные игроки в Азии.
К началу саммита в Шарм-эш-Шейхе, в котором принимают участие лидеры из 120 стран, как обычно были произнесены речи апокалиптического характера, суть которых сводится к тому, что действовать надо начинать «здесь и сейчас», иначе планета будет потеряна. Генсек ООН Антониу Гутерриш во вступительном слове заявил, что человечество находится на пороге «климатического ада», к которому оно же само себя и ведет.
«Потери и ущерб больше нельзя замалчивать. Это моральный императив. Это фундаментальный вопрос международной солидарности и климатической справедливости», – сказал он. Тем не менее никаких реальных императивов пока сделано не было, и в случае невыполнения страной взятых на себя обязательств никаких санкций против нее не следует.
Египет – одна из тех жарких стран, которой изменение климата может нанести сильный ущерб. Общеизвестно, что жизнь этой страны издавна зависела от Нила, ресурсы которого египтяне использовали издревле. Сейчас река пересыхает как в силу чрезмерного использования местными жителями и компаниями, так и в силу климатических изменений. Так что место проведения саммита весьма показательно, хотя объективно к конференции в Глазго подготовка была более активной, а пресса называла ее едва ли не решающей. Следующая встреча будет проходить в 2024 году в ОАЭ. Президент страны шейх Мухаммед бин Зайд аль-Нахайян уже заверил, что в Абу-Даби и Дубае как следует подойдут к организации COP 28.
Британские СМИ не постеснялись опубликовать данные CarbonBrief, согласно которым вклад США, Британии, Канады и Австралии меньше, нежели у континентальных стран Европы. Это они сделали на основании того, что развитые государства обещали инвестировать в зеленые инициативы в развивающихся странах, согласно уровню выбросов с 1850 года, около 100 млрд долл. к 2020 году. Главным «должником» оказались США, которые, согласно этому негласному договору, недоплатили более 32 млрд долл., Канада – 3,3 млрд, Британия – 1,4 млрд долл. Но есть и страны, которые свои обязательства реализовали с лихвой: Германия – на 2,6 млрд долл., Франция – на 6,6 млрд, Япония – на 7,5 млрд долл. Правда, последние две страны в основном предоставляли помощь в виде кредитов, а не грантов, как это больше делали их англоязычные партнеры.
Одна из интриг состояла в том, появится ли на саммите премьер-министр Британии Риши Сунак или нет. В итоге он решил все-таки поехать, чтобы заявить о приверженности зеленому пути, несмотря на то что страна уже готова перейти в режим экономии, обусловленный энергетическим кризисом и последствиями брекзита.
Между тем реалии энергетического кризиса ставят политиков во все более сложное положение. Например, Элизабет Трасс на посту премьера готова была прибегнуть к добыче ископаемых путем гидроразрыва пласта. Впрочем, Сунак, придя к власти, эту практику вновь запретил. Но задумались над ней и в США, где традиционно более зеленые демократы тем не менее стали активнее поддерживать эту меру ради энергетической безопасности.
«Хотя конфликт в Украине и изменил приоритеты и Европа стала более терпимой к атомной энергетике, работа над препятствованием изменению климата продолжается. Однако сроки и продолжают несколько откладываться. Очень активно над вопросами экологии начинают работать и в странах Азии, в том числе в Индии и Китае», – сказал профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Алексей Портанский.
В разговоре с «НГ» он подчеркнул, что «по-быстрому» перейти на возобновляемые источники у Европы точно не получится.
«Сейчас встает вопрос о том, как сохранить тепло в домах и как будут работать предприятия. Однако точка зрения, согласно которой урон от выбросов углекислого газа завышен, имеет все меньше и меньше сторонников. В России же зеленая повестка пока отошла на второй план, хотя на Восточном экономическом форуме о ней много говорили и даже создали шесть специальных комиссий», – рассуждает эксперт.