Все роли в спектакле играют мужчины – это, по мнению анонимных экспертов, неприемлемо. Фото с сайта www.1-teatr.ru
За последние месяцы внимание к государственным театрам усилилось в троекратном размере. Если на волне эмиграции театральных деятелей внимание было приковано к персоналиям и их спектаклям, то цензурируется содержание постановок. Доходит и до абсурда. Детскую постановку «Принцесса и Людоед» , где все роли играли актеры-мужчины, сняли с репертуара после премьеры.
Еще свежи воспоминания о нападках на театральные постановки в нулевых и десятых годах. Во времена открытого художественного высказывания и экспериментальной свободы, что еще теплилась в России и которую мог себе позволить великий Олег Табаков под своим руководством в МХТ им. Чехова. И «Человек-подушка» Кирилла Серебренникова, по поводу которого режиссеру пришлось отвечать на допросах в Следственном комитете на обвинения в пропаганде педофилии. И «Идеальный муж» Константина Богомолова, чьи показы сопровождались подбрасыванием свиной головы православными активистами и их манифестациями на тему оскорбления чувств верующих. Правда, тогда активисты не скрывались под «масками».
Спустя почти десятилетие вектор сильно поменялся. Главное отличие в том, что тогда еще был диалог. Да, режиссеры и актеры были вынуждены давать объяснения. Но их даже принимали к сведению и госорганы, и пресловутая «общественность». И спектакли игрались. «Идеальный муж» жив и по сю пору, и зритель голосует рублем. Но это столица, а печальный кейс с новосибирским «Тангейзером» только подтверждал понятие «инициативы на местах», но и тогда между жалобами РПЦ и снятием постановки было и время судебных разбирательств, и «пространство» для дискуссии.
Если в 2014-м организаторы протестов против «Тангейзера» старались соблюсти статус-кво и предъявить «недовольных» (а на митинги вышло несколько тысяч жителей Новосибирска), то сейчас министр культуры РФ Ольга Любимова просто сообщает о (скорее всего мифических) письмах россиян, недовольных спектаклем, фильмом и пр. Так, Александр Архангельский, автор фильма «Голод», писал в соцсетях, что между единственным публичным показом картины и отзывом прокатного удостоверения по просьбам граждан прошло меньше суток.
Сегодня «разговор» максимально короток: обвинили – прикрыли. Наиболее показательным стал скандал в Новосибирске. Детскую постановку обвинили в ЛГБТ-пропаганде. Спектакль «Принцесса и Людоед» по мотивам стихов двух поэтов- лианозовцев Генриха Сапгира и Игоря Холина спустя месяц после премьеры исключен из репертуара молодежного Первого театра. В спектакле были задействованы только актеры-мужчины.
Известно, что на спектакль якобы пожаловался один из зрителей, который обратился в Министерство культуры Новосибирской области за разъяснением образа Принцессы (ее играет мужчина). Был организован специальный показ для экспертного сообщества региона и членов общественного совета. Один из членов комиссии – заслуженный артист новосибирского театра «Красный факел» Владимир Лемешонок исключительно благосклонно отозвался о постановке, поддержал его фантазийный дух и принцип театральной условности. Не увидели крамолы и опрошенные местными СМИ местные чиновники. Однако полностью экспертиза не афишировалась, видимо, потому, что не нашла в постановке никакой пропаганды ЛГБТ. Но прокат спектакля приостановили. «Постановка вызвала широкий резонанс и получила неоднозначные мнения зрителей. Это не было нашей целью. Мы не хотим быть предметом разногласий в обществе, ведь искусство призвано объединять людей…» – было сказано от лица театра, чье решение, очевидно, принято в добровольно-принудительном порядке. Да и судя по тому, что отказались от комментариев и худрук театра Павел Южаков, и режиссер спектакля Полина Кардымон, болезненный шаг отмены стал жертвой ради продолжения работы учреждения культуры. «Рекомендую этической комиссии почитать про греческий театр, в котором мужчины играли женские роли, почитать про травести, вспомнить, что в театре Бабу-ягу играют обычно только актеры-мужчины», – писала режиссер в своем блоге.
Возможно, нападкам постановка подверглась и потому, что была реализована при поддержке федерального проекта «Культура малой Родины». Решать, какой может быть культура на родине ее благополучатели, судя по всему, уже не могут. Об этом размышляла в разговоре с корреспондентом «НГ» и экс-директор Первого театра, продюсер постановки Юлия Чурилова: «Пространство эксперимента в российском театре сужается постепенно. В Новосибирске всегда была разная аудитория, как консервативная, так и с запросом на современное искусство. И блестящий разнообразный театр Новосибирска эту возможность предоставлял. Боюсь, что сегодня голос аудитории с консервативными вкусами звучит громче и активно поддерживается учредителем. Но что смотреть молодой ищущей публике? Почему мы не должны учитывать и эти вкусы?»
Остаются и вопросы к непрозрачности экспертизы. «Если учредитель хотел поддержать театр и спектакль (который на самом деле совершенно традиционный: с пьесой, актерами, сценографией) почему комментарии экспертов не были опубликованы? Почему не сделать открытое обсуждение со зрителем? Уверена, открытость и публичность сняла бы все вопросы у публики, если они вообще были», – сказала Чурилова «НГ». Но кажется, именно изъятия из репертуара и добивалась безликая «общественность», которой давно уже принято прикрывать те или иные решения высоких государственных структур. Как сказал «НГ» один из источников, «спектакль отменили сверху, где мнение театральных экспертов Новосибирска не имеет значения».
На днях Госдума принимала законопроект о запрете ЛГБТ-пропаганды. Подписан и окончательный указ президента «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который сразу стал инструментом в руках чиновников. Так, представитель комитета Госдумы по культуре, курский депутат Ольга Германова уже успела оценить постановку столичного Театра им. Моссовета «Бесприданница» на предмет несоответствия духовным и традиционным ценностям, пообещав поднять данный вопрос в комитете. (На момент публикации, по информации «НГ», адресных депутатских запросов в театр не поступало). Также депутат «Единой России» поддержала «самоснятие» с репертуара спектакля Башкирским театром драмы им. Гафури по роману Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» в связи с антивоенной позицией писательницы. Словом, почва для введения худсоветов, которые хотят вернуть в практику инициаторы движения «Культурный фронт», уже вполне подготовлена.