На фото Мария Ревякина. Фото агентства городских новостей "Москва"
Об увольнении Марии Ревякиной, директора Театра Наций, как и о назначении в театре нового руководителя – а им стала Наталья Мазур, заместитель Ревякиной по работе со зрителем, официально, от лица театра или Минкульта, объявлено не было. Однако в театральном сообществе событие, которое считали делом времени, обсуждают как свершившееся. Несмотря на то что информагентства молчат, а пресс-служба театра на вопрос корреспондента «НГ» не отреагировала – видимо, таково внутреннее распоряжение руководства.
Мария Ревякина относится к редкой когорте директоров-тяжеловесов – с колоссальным опытом, связями, работоспособностью и соответствующим результатом. Директор новосибирского «Глобуса» возглавила МХТ им. Чехова при Олеге Табакове, затем – фестиваль «Золотая маска», который за два десятка лет вырос до масштабов империи, проекта, объединяющего и определяющего театральное пространство страны. Фестиваль может позволить себе привезти в регионы столичные спектакли, не оглядываясь на какие бы то ни было негласные распоряжения. Такой свободе и масштабу сложно не позавидовать.
В Театре Наций выпущены самые претенциозные и дорогие проекты последнего времени: Робер Лепаж поставил «Гамлета», Боб Уилсон – «Сказки Пушкина», Алвис Херманис – кассовые «Рассказы Шушкина» и «Горбачева». Конечно, нельзя забывать о творческом лидере театра – Евгении Миронове, но обеспечить постановочный процесс и прочее – задача директора.
Театр Наций стал театром элитарным: на премьерных, и не только, спектаклях можно было встретить и политических лидеров, и крупных бизнесменов, и артистов эстрады, и, конечно, представителей профессионального сообщества. Не каждый директор решится выпустить в 2022 году мюзикл «Кабаре», чей сюжет немыслимо созвучен сегодняшнему дню. Успеху сопутствует критика: Ревякину обвиняют в пропаганде западного и разрушении русского репертуарного театра. Упрекают и в «узурпации» двух больших институций: как ни крути, и «Золотая маска», и Театр Наций щедро финансируются из федерального бюджета, привлекают спонсорские средства, которые и позволяют осуществлять беспрецедентные проекты. В конце концов, не сама Ревякина назначила себя на две должности – но с обеими справилась, и судя по результату, если определять его зрительским успехом, отлично.
Это увольнение, безусловно, демонстрирует сдвиг тектонического характера. И оно не одиноко. Под прицел – без объяснения причин, по решению учредителя – попал неделю назад директор новосибирского театра «Красный факел» Александр Кулябин, который проработал здесь 23 года и вывел региональный театр на федеральный и даже международный уровень.
Понятно, что подоплека у этих событий одна: Ревякина подписала письмо против СВО, Кулябин, очевидно, отвечает за сына, в прошлом – главного режиссера театра, автора любопытных, неожиданных, а подчас и смелых спектаклей. Тимофей Кулябин весной уволился из театра и покинул Россию. Надо сказать, что коллектив «Красного факела» отважился выступить в защиту директора: письмо с обращением в местное и федеральное министерства культуры, а также в аппарат президента подписали 145 из 200 сотрудников. Они прямо просят объяснить причины, побудившие уволить «успешного руководителя успешного театра». Уход Кулябина – «беда не только для нашего театра, но и для всего театрального сообщества», говорится в обращении.
Интересно, что в поддержку Донбасса и, как следствие, СВО, выступали оба названных театра: в Новосибирске собирали средства и проводили благотворительные акции, Евгений Миронов посетил разрушенный Мариуполь, Театр Наций присоединился к программе «Открытый занавес», но все эти меры лишь оттянули факт отставки. От директоров театров ждут не формального патриотизма – а «настоящего», который должен проявиться в приглашении лояльных власти режиссеров и драматургов, выборе тем, базирующихся на положениях «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Плюрализму художественных идей через подобные кадровые решения говорится твердое нет. Инакомыслящих режиссеров уже освободили от должностей и даже от имени на афише, на очереди – руководители театров.
В этом ракурсе вспоминаются события марта. А именно предложение подумать о возрождении дирекции императорских театров, которое на вручении премий молодым деятелям культуры президент Путин адресовал Валерию Гергиеву. Предложение это отозвано не было, поэтому не исключена и отставка Владимира Урина. Хотя публично вопрос об объединении Большого и Мариинского театров с тех пор не обсуждался, в кулуарах время от времени всплывают разговоры. Называют и имена преемников Урина в случае его отставки: Валерий Гергиев и – совершенно неожиданно – Алексей Шалашов. О несправедливости лишения Большого театра самостоятельности, что неизбежно в случае назначения Гергиева, уже говорилось: стратегия, тактика творческого развития Большого противоположна пути, по которому движется Мариинка. Московская же филармония лишится лидера, который предан концертной организации, лучшей в России. Кажется, все лучшее сегодня неминуемо разрушается.