0
37231
Газета Содружество Интернет-версия

30.10.2012 00:00:00

В диалоге с Шекспиром

Тэги: бишкек, театр


бишкек, театр Спектакль «Король Лир» покорил зрителей.
Фото предоставлено Международной конфедерацией театральных союзов

«Невозможно предсказать, где и когда в очередной раз состоится пересечение культур. Эпиграфом к роману «И дольше века длится день» великого киргизского писателя Чингиза Айтматова стали строки гения армянского Возрождения Нарекаци», – сказал Акоп Казанчян со сцены бишкекского Русского театра драмы, когда овация, которой, казалось, не будет конца, наконец смолкла. А гремела она в честь создателей спектакля «Король Лир» – совместного российско-армянско-киргизского проекта, осуществленного по инициативе Международной Конфедерации театральных союзов при финансовой поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государст- участников СНГ.

Идея поставить великую пьесу совместными усилиями возникла не в одночасье. Прецедент уже был. Чуть больше двух лет прошло с тех пор, как еще один проект, поддержанный МФГС, спектакль «Я – Чайка!» в постановке Казанчяна на сцене Московского театра А.Джигарханяна с большим успехом прошел в российской и армянской столицах. И вот теперь президент Международной конфедерации театральных союзов стран СНГ и гендиректор Московского международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова Валерий Шадрин предложил Казанчяну осуществить постановку по Шекспиру специально к своему фестивалю, который в следующем году будет состоять исключительно из шекспировских спектаклей.

За финансовой поддержкой обратились в МФГС. Исполнительный директор фонда Армен Смбатян на инициативу откликнулся, оговорив одно условие – страны Средней Азии за последний период в театральном плане оказались вне фокуса внимания фонда, так что в проекте должна быть задействована одна из них. Так родился спектакль, роли в котором, за исключением одной, главной, исполняют артисты бишкекского Государственного национального русского театра драмы им. Ч.Айтматова. Хореографом спектакля стала Елена Богданович – известный и крайне востребованный постановщик танцев. Вместе с координатором проекта Екатериной Череминой они представляли российскую сторону. Армян поставили во главу угла – режиссера Акопа Казанчяна, сценографа и художника по костюмам Антона Кешишяна и исполнителя роли короля Лира, заслуженного деятеля искусств Вигена Степаняна.

Касательно театров, прописанных на территории бывшего Союза, актуально перефразировать Толстого: каждый счастливый театр счастлив по-своему, все несчастные театры несчастны одинаково. Это недостаток финансирования, редкая, если не редчайшая, возможность выездов за пределы своей страны, а значит – недостаток в профессиональном общении и информации, невозможность полноценно интегрироваться в международные театральные процессы.

Что до Русского театра в Бишкеке, он вообще бы приказал долго жить, если бы его под свое крыло вдруг не взял Борис Воробьев – первый официальный миллионер Киргизии. Благодаря ему театр живет, выпуская от восьми до двенадцати спектаклей в год. Но, как говорит его главный режиссер Валерий Крайнов, «мы уже устали вариться в собственном соку». В этом контексте международный проект оказался для Русского театра подарком судьбы.

Приезд коллег из Москвы и Еревана взорвал его мирную жизнь. И для очень профессиональной труппы выпустить спектакль за месяц – ситуация форс-мажорная, а уж труппе, привыкшей к вальяжной восточной медлительности, вообще пришлось пережить шок. Только два свободных дня за месяц с лишним, репетиции в режиме нон-стоп, режиссер, который четко знает, чего хочет, и дерет семь шкур, хореограф, требующий тренажей, достойных балетной премьеры, главный исполнитель, который приходит всегда абсолютно готовый…

Что двигало Казанчяном в постановке? Рок античных трагедий и зло шекспировских драм или агрессивная воля современных социально-психологических пьес? Его Лир – не фатальный герой, не прозревающий монстр и не сверхчеловек. Словно продолжая когда-то начатую в постановке «Гамлета» тему, режиссер делает спектакль о человеке в мышеловке. Лир и не думал отрекаться от власти – это вышло как-то само собой: в угаре карточной игры королю взбрела в голову фанаберия, а потом дверь мышеловки, словно им же на себя поставленной, захлопнулась бесповоротно. И воцарилась власть не Гонерильи, Реганы и Эдмунда, но безвластие, пьянящая стихия бунта, угар расхристанной, дикой толпы.

Король Лир – роль неожиданная для Вигена Степаняна и знающего его зрителя. Совершенно освобожденный от ложного пафоса актер тем не менее говорит так, словно стоит на краю обрыва. Он запрокидывает голову – кажется, он упадет. Он играет иссякающую энергию души, которая взметнулась последним усилием и вот-вот сорвется кубарем вниз. Тот миг, когда душа еще ликует, наполненная своей славой, и когда она уже скорбит, предчувствуя боль и позор своего падения. После слепых вспышек ярости ему не хочется жить, но в своей хриплой ярости и в своей молчаливой тоске он обезоруживающе человечен. И чем лучше, чем пронзительнее играет актер, тем меньше он похож на трагика архаического или модернистского стиля. Пуристски настроенным театральным и книжным людям этого не понять. Впрочем, в мышеловке, куда Лир попал, спектаклей не ставят и книг не пишут. Наоборот, их вышвыривают из окон, дверей, с крыши замка, силуэт которого вдруг обозначается на заднике. Декорация Антона Кешишяна, на первый взгляд кажущаяся предельно лаконичной, оказалась шкатулкой с секретами. Спускающиеся с трех штанкетов полотнища превращались в звериные шкуры, нищенское тряпье, дворец, на стенах которого плясали кровавые тени, создавали глубину и перспективу, поочередно заполняли сцену и обнажали ее, как погост. Хотя для молодых актеров Рины Римской, Кристины Бардаковой, Татьяны Горобченко, Марка Гликмана, Марата Амираева уроки армянских мэтров не прошли даром, и ансамбль в спектакле состоялся. Найдя каждый свою неповторимую краску, свою главную ноту, они не стали фоном для артиста-мэтра, но вступали в дуэты, трио и квартеты выразительно и в унисон.

Зрители плакали и смеялись по ходу действа. А когда зазвучал финальный аккорд, зал взорвала овация.

Потом на сцену поочередно выходили официальные лица – представитель МФГС в Кыргызской Республике Болжурова, директор Театра им. Айтматова и специально приехавший на премьеру президент Конфедерации театральных союзов Валерий Шадрин. В будущем году «Королю Лиру» предстоит турне по странам СНГ. Гастрольный график пока утверждается.

Бишкек–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1624
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4094
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2262
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2556

Другие новости