0
1710
Газета Концепции Интернет-версия

29.10.1999 00:00:00

Союзник или геополитический соперник?


РАССМАТРИВАЯ аспекты практического сотрудничества между Украиной и Североатлантическим альянсом в контексте расширения НАТО на восток, нельзя не отметить, что этот процесс имеет ряд негативных моментов для безопасности России и Европы в целом. Как представляется, к наиболее серьезным, с далеко идущими последствиями для национальной безопасности РФ событиям последних лет можно отнести:

- приглашение вступить в альянс трем новым членам из Восточной Европы, сделанное 8-9 июля 1997 г. в Мадриде, и подписание Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО;

- принятие в апреле 1999 г. в члены НАТО Польши, Чехии и Венгрии на юбилейной сессии альянса, посвященной его 50-летию, а также утверждение новой стратегической концепции блока;

- подписание Государственной программы сотрудничества Украины с Организацией Североатлантического договора на период до 2001 г.;

- создание союза ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия) и стремление внешнеполитического ведомства Украины трансформировать его в официальную региональную организацию, что повысило бы роль и значение Киева в европейских делах и во взаимоотношениях с теми силами на Западе, которые стремятся создать механизм сдерживания российского влияния на постсоветском пространстве.

Нельзя не сказать и о развязанной Североатлантическим блоком весной 1999 г. агрессии против Югославии, которая показала, что альянс претендует на принципиально новую роль в ХХI в.

Для России чрезвычайно важен вопрос: какими путями и в каком направлении пойдет трансформация НАТО, какие отношения будут складываться между альянсом и другими государствами, в частности с Украиной.

Процесс расширения НАТО, по существу, характеризуется отсутствием каких-либо географических, временных и иных ограничений в его продвижении на восток. Президент Украины Леонид Кучма в своем интервью немецкому журналу "Фокус" отметил, что "мы получили от НАТО все, чего добивались", назвав "ключевым" положение Хартии о признании Украины "неотъемлемой частью демократий Центральной и Восточной Европы", т.е. ее нового геополитического статуса.

С точки зрения политического и юридического толкования Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО ни одна из ее статей не дает России формальных оснований для соответствующих дипломати-ческих демаршей. Строго говоря, во многих своих статьях Хартия повторяет положения "Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора" от 27 мая 1997 г.

В ней зафиксированы принципы неделимости безопасности государств на пространстве ОБСЕ, отказа от применения силы или угрозы силой, уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности. В документе предусматривается соблюдение обязательств по международному праву и международным соглашениям, включая обязательства по Уставу ООН, Хельсинкскому Заключительному акту и последующим документам ОБСЕ. Хартия Украина-НАТО предусматривает запуск двустороннего механизма консультаций и сотрудничества по проблемам безопасности.

В то же время этот документ принципиально отличается от Основополагающего акта прежде всего тем, что в нем отражается не глобальный, а, скорее региональный характер сотрудничества. Развитие партнерства между Киевом и Брюсселем ориентировано в основном на укрепление двусторонних отношений и усиление выгодной для США и НАТО регионально-стратегической роли Украины.

В Хартии фактически содержится направленность на перспективу постепенной интеграции Украины в Североатлантический альянс. Киев берет на себя обязательство укреплять демократический и гражданский контроль над Вооруженными силами, а также обеспечить со временем их оперативную совместимость с силами НАТО, что входит в стандартный набор условий для вступления в альянс. Президент Леонид Кучма назвал подписание Хартии "промежуточным результатом" и отметил, что она "не ставит точку в развитии отношений между Украиной и альянсом".

В разделе "области консультаций и сотрудничества" Хартия предусматривает партнерство в таких сферах, как военная реформа, планирование обороны, бюджета, выработка военной политики, стратегии и концепции национальной безопасности, сотрудничество в области вооружений, подготовке военного персонала. Это открывает дополнительные возможности для влияния со стороны НАТО на военное строительство и военную политику Киева.

В Хартии напрямую не говорится о каких-либо формальных гарантиях безопасности Украины со стороны НАТО. В то же время заявляется, что страны альянса помимо укрепления статуса безъядерного государства Украины будут продолжать поддерживать суверенитет и независимость этой страны, ее территориальную целостность, а также принцип нерушимости границ. Данное положение Хартии интерпретируется в Киеве как фактическая гарантия безопасности страны.

Заслуживает внимания то обстоятельство, что украинская сторона на высшем государственном уровне поддержала расширение НАТО на восток. Президент Кучма, выступая на церемонии подписания, призвал к тому, чтобы "двери НАТО всегда были открыты и впредь" для вступления в него новых государств. В украинской правящей элите сложилась группа, которая в качестве одной из основных задач внешней политики страны считает интеграцию Украины в натовские структуры. Такую позицию поддерживают секретарь Совета обороны и национальной безопасности Владимир Горбулин и министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк.

В ходе однодневного визита в Киев в августе 1999 г. министр обороны США Уильям Коэн обсудил с президентом Украины Леонидом Кучмой и министром обороны Александром Кузьмуком все проблемы украинско-американских отношений, в том числе сотрудничество в международной сфере и реформирование ВС Украины. Стороны договорились о расширении помощи в сфере военного образования, подготовки солдат и сержантов, обучения офицерского состава английскому языку. Обсуждался вопрос использования Яворовского полигона. Во исполнение достигнутых договоренностей уже в сентябре нынешнего года состоялся обмен нотами между Вашингтоном и Киевом о продлении программы коллективного уменьшения угроз до декабря 2006 г. В 1999 г. конгресс США выделил на программу коллективного уменьшения угроз в странах СНГ (программа Нанна-Лугара) 2,7 млрд. долл., из них 569 млн. - Украине.

Вооруженные силы и военно-промышленный комплекс Украины практически начали полномасштабный переход на стандарты НАТО в области военных технологий, разработки, производства вооружений и военной техники, что уже в обозримой перспективе поставит под вопрос возможность дальнейшей российско-украинской кооперации в производстве вооружений.

Демпинговая политика, проводимая Украиной в области продаж вооружений, позволила Киеву внедриться на традиционные для России рынки и в ряде случаев перехватить выгодные для РФ контракты. При этом делается все без учета интересов России и отчисления части валютной выручки российским предприятиям, поставляющим комплектующие узлы и детали для производства экспортной продукции.

Утвержденная президентом Украины Государственная программа сотрудничества с НАТО на период до 2001 г., предусматривающая дальнейшее развитие военных связей Киева с государствами альянса, и прежде всего в области разработки и производства вооружений, может привести к возникновению дополнительных проблем во взаимоотношениях России с Украиной. Пристального анализа заслуживает и индивидуальная программа партнерства на 1999-2000 гг., принятая в августе 1999 г. Постоянным советом НАТО. Главные цели этой программы сформулированы следующим образом:

- обеспечение совместимости между вооруженными силами Украины и ОВС НАТО за счет усиления военного сотрудничества в сферах оперативной и боевой подготовки войск, тылового обеспечения, стандартизации систем связи и управления войсками;

- развитие военно-технического сотрудничества;

- обмен информацией в области ПВО и управления воздушным движением;

- содействие в реорганизации ВС Украины, систем военного планирования и финансирования, стандартизации систем военного планирования и финансирования, разработка оборонной политики;

- развитие сотрудничества в области планирования и деятельности гражданских служб при чрезвычайных ситуациях.

С этой целью запланировано проведение почти 300 практических мероприятий, среди них несколько совместных войсковых и командно-штабных учений в рамках программы "Партнерство ради мира" (ПРМ), Украина намерена принять участие в работе около 100 специальных курсов "НАТО-ПРМ".

Для участия в мероприятиях ПРМ Украина выделяет 240-й отдельный батальон, аэромобильный батальон, эскадрилью военно-транспортных вертолетов, эскадрилью вертолетов, 2 корабля, механизированную бригаду, батальон гражданской обороны, полевой госпиталь, подразделения польско-украинского миротворческого батальона. В качестве учебно-тренировочного центра будет использоваться Яворовский полигон. В этой связи необходимо отметить, что полигон близ Львова в ближайшие годы возьмет на себя значительную часть экологической нагрузки, создаваемой учебно-боевой деятельностью войск альянса в Европе.

С принятием закона о порядке направления подразделений украинских Вооруженных сил в другие государства Киев сделал еще один шаг на пути создания законодательной базы для широкого участия своих войск практически во всех мероприятиях в рамках НАТО. В ближайшее время в Верховной Раде ожидается повторное рассмотрение законопроекта, определяющего порядок допуска на территорию Украины подразделений вооруженных сил других стран.

Ряд российских экспертов считает, что Украина вместе с Азербайджаном проводят линию на расслоение СНГ и торможение военно-интеграционных процессов в Содружестве. Свидетельством этому являются настойчивые попытки привнести в ГУУАМ военную составляющую, подписать в рамках этого образования Меморандум о военном сотрудничестве, отдельные положения которого носят антироссийский характер. В настоящее время Молдова воздержалась от парафирования Меморандума, однако изменение политической ситуации в этом государстве либо уступка Петра Лучинского массированному давлению со стороны Азербайджана и Украины может резко изменить ситуацию в нежелательную для РФ сторону.

При рассмотрении проблемы расширения сотрудничества Украины с НАТО с позиции оценки вероятных новых угроз для интересов и безопасности России можно отметить: принятие руководящими органами альянса решения об углублении военного сотрудничества с государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве, и втягивание их в сферу своих интересов, по существу, закладывает основы для нового передела мира, в котором главными действующими лицами будут выступать США и Германия. С приближением зоны ответственности НАТО непосредственно к российским границам в Европе для Запада возникнет чрезвычайно выгодная геостратегическая ситуация. В этих условиях Москва вынуждена искать возможных новых стратегических партнеров на юге и на востоке.

Сегодня, когда на Украине полным ходом идет президентская избирательная кампания, кандидаты в новые лидеры этого государства стараются не афишировать тему отношений Киева с Североатлантическим альянсом. Что же касается Москвы, то ее позиция остается прежней: России не нужны в отдельности ни Крым, ни Севастополь, ни Черноморский флот. России нужна союзническая Украина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
979
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
698
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
337
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
467

Другие новости