ПОВСТАНЧЕСКИЕ движения возникали еще в глубокой древности. В разные времена и в разных государствах они носили неодинаковый характер, весьма разнообразны были их истоки. Но в конечном счете сущность у всех одна - они всегда направлялись на свержение существующего строя. В советский период отрицалось само понятие "повстанчество". Считалось, что в условиях социалистической системы не может быть попыток антигосударственных действий. Хотя в действительности повстанческая борьба против существовавшего тогда строя развернулась с самого начала Октябрьской революции 1917 г. Да и сама по себе Гражданская война в России в 1918-1920 гг. во многом представляла собой не что иное, как повстанчество. И после Гражданской войны практически на всем протяжении существования советской власти проявления этого были нередки.
Особый размах повстанческое движение на почве националистического экстремизма получило в перестроечное время в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг. в бывших советских республиках Закавказья - в Армении, Грузии, Азербайджане, а также в Прибалтике.
Не имея разработанной законодательно-правовой базы, советское военно-политическое руководство и его Вооруженные силы оказались в сложном положении. На территории СССР в конце 80-х - начале 90-х гг. волевым способом 26 раз вводилось чрезвычайное положение в некоторых регионах. Войсковым частям, неоднократно привлекавшимся для "наведения порядка", пришлось выполнять, по сути, полицейские функции. В результате ВС оказывались "крайними", когда дело доходило до выяснения, кто виноват в трагедии ("тбилисский" и "вильнюсский" синдромы).
С распадом СССР усилилось проявление сепаратизма на национальной, этнической, социальной, религиозной почве. В особо острую форму он вылился в Чеченской Республике, объявившей себя в 1990 г. независимой. Учитывая реальность сложившейся обстановки, в ряде документов, принятых после
1992 г., указывается, что одним из проявлений внутренней опасности для России является попытка свержения конституционного строя или, говоря другими словами, повстанческие, антигосударственные действия.
Однако проблемы: как, какими способами вести борьбу с повстанчеством, какие силы и средства привлекать для этой цели - до сих пор, по крайней мере в военном отношении, не получили своего разрешения.
УГРОЗА
Впервые понятия "повстанчество", "повстанческое движение" употреблены в отечественной военной литературе последнего времени в книге "Армия и внутренние войска в противопостанческой и противопартизанской войне", изданной Главным командованием внутренних войск МВД и Институтом военной истории МО РФ. Но работа в основном носит исторический, описательный характер.
Повстанческие действия квалифицированы недостаточно четко - они как бы отождествляются с партизанскими действиями, с чем нельзя согласиться. Повстанцы, по нашему мнению, ничего общего с партизанами не имеют. У них совершенно разные цели, а главное - разная политическая платформа. В Советской военной энциклопедии (т. 6, с. 229) указано, что "партизанское движение - это вооруженная борьба народных масс за свободу и независимость своей страны, за свободу и независимость или социальные преобразования, ведущиеся на территории, занятой противником...".
Повстанчество типа бандеровщины, получившей развитие во время Великой Отечественной войны, и современной чеченской "басаевщины" никакого отношения к прогрессивным освободительным целям не имеет. Это чисто уголовные, бандитские формирования. В широком плане - это особая форма борьбы, которая ведется повстанчеством, экстремистскими силами в мирное время с целью подрыва государственных устоев, отделения части территории государства, во время войны - с целью содействия разгрому собственной армии. Для достижения своих целей руководители движения используют различные методы.
Среди политических методов можно выделить саботаж, гражданское неповиновение, провоцирование беспорядков, самовольный захват государственных учреждений, проведение агитационно-пропагандистской деятельности, направленной на дискредитацию существующего правопорядка, устройство несанкционированных митингов, шествий, демонстраций.
К числу экономических форм борьбы, особо чувствительных для населения, относятся создание хаоса в экономике того или иного региона, неуправляемости производством, на бытовом уровне - дезорганизация торговли, снабжения необходимыми продовольственными и промышленными товарами.
В информационной сфере лидеры повстанчества стремятся, используя подконтрольные им (подкупленные) средства массовой информации, нагнетать страх среди населения, проповедовать безнадежность, безысходность создаваемого ими же самими трудного положения, неверие властям, насаждение панических настроений, культивирование шантажа, угрозы...
Особенно широко используются повстанцами криминогенные формы борьбы в виде устройства диверсий, террористических актов, грабежей, разбоя, поджогов, убийств, нападений на государственных чиновников, массового насилия, мародерства, заложничества.
В военной области повстанчество в высшем своем проявлении выражается в создании независимых (незаконных) вооруженных формирований (НВФ), устройстве налетов на военные городки, склады с боеприпасами и вооружением.
Повстанческое движение внутри страны становится особо опасным, когда получает широкую поддержку из-за рубежа. К настоящему времени в США, других странах НАТО издано немало трудов и официальных руководств по организации и поддержке повстанческого (партизанского) движения в других государствах. В их числе книги Парет и Шай "Партизаны 60-х годов", Диксона и Гейльбрунна "Коммунистические партизанские действия". Широкое распространение на Западе получило "Руководство по ведению партизанской войны", разработанное Генеральным штабом ВС Швейцарии в 1987 г., а также пособие, подготовленное в Иране и распространенное в 80-х гг. среди мятежных отрядов в Афганистане.
В основу организации повстанческого движения западные специалисты обычно берут правила, изложенные в книге "Коммунистические партизанские действия", в которой отмечается, что "надлежит поддерживать контакт с нашими друзьями, находящимися в стане противника..; сеять разногласия между различными слоями граждан..; добиваться поддержки наших политических целей..; организовывать диверсионно-подрывную деятельность..."
Для решения этих задач в последние десятилетия в ряде зарубежных армий стали в значительном количестве создаваться специализированные части, на базе которых в кризисной обстановке планируется развернуть повстанческое движение на территории противника. Оптимальными условиями для проведения подрывной деятельности считается внутренний региональный, межконфессиональный конфликт. Мероприятия по организации повстанчества рекомендуется проводить в такой последовательности: предварительно наладить психологическую обработку населения, по возможности используя СМИ противника; установить контакты с лидерами националистических, экстремистских сил; в последующем систематически проводить активные пропагандистские кампании; способствовать организации антиправительственных выступлений, стачек, саботажа, создавать подпольные повстанческие формирования.
В военное время основной формой борьбы повстанческих сил считаются боевые действия, проводимые силами иррегулярных формирований, создаваемых в основном из местного населения. Цель проводимых ими операций заключается в том, чтобы создать постоянный активно действующий фронт в тылу противника, дополнить, поддержать, расширить ведение наступательных, оборонительных действий регулярных войск, дезорганизовать работу коммуникаций, функционирование тыла, держать в постоянном психологическом напряжении, страхе вражеские войска, создать обстановку "горящей земли".
Опыт показывает, что повстанческое движение получает широкие масштабы, если опирается на активную поддержку местного населения, выражает его интересы; если налажено четкое централизованное руководство им, регулярное снабжение из зарубежья оружием, боеприпасами, продовольствием. Исходя из этого становится очевидным, что успех борьбы с повстанчеством зависит от решения трех главных задач: а) завоевания доверия населения в регионе путем эффективного проведения информационно-политических мероприятий; б) изоляции региона противоповстанческой борьбы от источников пополнения оружия и материальных средств извне; в) решительного проведения специальных операций по разгрому незаконных вооруженных формирований, уничтожению их базовых центров, складов, опорных баз.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
Поскольку опасность повстанчества на территории России в последнее время неуклонно возрастает, то возникает настоятельная необходимость принятия ряда неотложных мер по предотвращению или разрешению конфликтов. Представляется, что назрела необходимость разработки концепции (своего рода программы) противоповстанческой борьбы, которая должна стать руководством к действию. Полагаем, что документ должен разрабатываться на государственном уровне, поскольку в нем затрагиваются не только военные, но и политические, экономические, идеологические и информационные меры, направленные на выявление истоков повстанчества и борьбу с ним.
Концептуальный фундамент противоповстанческой борьбы составляют следующие основополагающие принципы: законодательно-правовое обеспечение противоповстанческих действий; превентивно-предупредительные мероприятия, позволяющие избежать кровопролития; оперативная предусмотрительность при подготовке и ведении противоповстанческой борьбы; гибкость, дипломатичность и расчетливость действий; согласованность усилий силовых структур, единство, централизация руководства ими; всестороннее обеспечение осуществляемых военных мероприятий.
Главенствующий принцип противоповстанческой борьбы заключается в том, чтобы она была обеспечена законодательно, основывалась на международных и национальных юридических, правовых нормах. К настоящему времени в России такая законодательная база в отличие от существующей в США и западноевропейских государствах разработана не полностью. Это относится прежде всего к привлечению Вооруженных сил для борьбы с антиправительственными, антиконституционными выступлениями экстремистских, националистических повстанческих сил. Надо признать ошибочность длительное время господствовавшего в отечественной военной политике взгляда об отсутствии у наших Вооруженных сил внутренней функции. Функция эта есть, она объективна, необходима обществу. Ее структурирование позволяет расширить сферу взаимодействия армии с другими силовыми структурами, включая в нее целый ряд задач мирного времени.
Следующий принцип гласит, что в основе противоповстанческой борьбы должны лежать превентивно-предупредительные мероприятия. Надо стремиться упреждать развитие конфликтных ситуаций, не допуская вооруженных столкновений. Одной из важных предпосылок эффективности решения задачи предотвращения и развития конфликтной ситуации является правильное прогнозирование складывающейся криминогенной обстановки в регионе, что даст возможность заблаговременно принимать меры по нейтрализации конфликта.
Сложность предвидения развития событий и расчета состава сил и средств для проведения противоповстанческих действий состоит в том, что здесь неприменимы типовые нормативы, выработанные для определения боевых возможностей и характера боевых действий войск в "обычной" войсковой операции.
Сущность принципа гибкости, дипломатичности и расчетливости действий в противоповстанческой борьбе заключается в том, чтобы выбрать рациональные пути и способы разрешения конфликта. Опыт показывает, что с целью локализации и нейтрализации повстанческих действий могут применяться как силовые, так и дипломатические методы. Одним из них является заключение перемирия. Этот метод перспективен как тактический прием, чтобы выиграть время, добиться прекращения огня, развода конфликтующих сторон, осуществления гуманитарных мероприятий (эвакуации и обустройства беженцев, ликвидации последствий общественных беспорядков). Недостатком перемирия является его непрочность, временный характер, отсутствие гарантий исполнения сторонами принятых обязательств. Во время чеченской военной кампании 1994-1996 гг. боевики использовали перемирие для восстановления боеспособности своих разгромленных формирований и вывода войск из-под удара.
Наиболее предпочтительным в ликвидации конфликта с политической точки зрения является заключение договора согласия. При этом может быть достигнут паритет по всем пунктам разногласий, что труднодостижимо, либо, вероятнее всего, сконструирована модель решения с качественно новыми характеристиками. Примерами последнего варианта могут быть договоренность о некой сбалансированной совместной форме административного управления путем взаимоделегирования полномочий (временного делегирования полномочий); введение новой координирующей и авторитетной для конфликтующих сторон структуры или субъекта управления; установление удовлетворяющих интересы враждующих сторон разнообразных форм автономного или иного договорного самоуправления; выход одной общности (территории) из подчинения другой (полностью или частично, сразу или поэтапно); компромисс, в том числе договоренность об отмене взаимно или односторонне дискредитирующих актов и переход к "нулевому варианту".
Особое внимание обратим на принцип всестороннего обеспечения проводимых мероприятий и в первую очередь информационно-психологическое обеспечение. На период разрешения конфликтной ситуации, вызванной повстанческими действиями, надлежит создавать Чрезвычайную комиссию по организации и ведению информационно-психологических операций. Ее функция должна состоять в том, чтобы централизовать на федеральном уровне усилия всех средств массовой информации по вскрытию антинародной, бандитской сущности повстанцев, разоблачению их лживой пропаганды и показу оправданности и справедливости акций, проводимых федеральными властями по наведению конституционного правопорядка в регионе. В качестве положительного примера можно привести приобретенный опыт при борьбе с ваххабитами в Дагестане. Кстати, там имело место одно из проявлений повстанческих действий в замаскированной форме.