В ЦЕЛОМ проект военной доктрины оставляет неудовлетворенность вольностью использования категорий военной науки, отсутствием ответов на главные вопросы, включением в проект целого раздела "Военно-экономические основы", который не имеет никакого отношения к военной доктрине.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
1. Вызывают принципиальные возражения следующие постулаты, содержащиеся в проекте военной доктрины и приводимые ниже в виде цитат: "Военная доктрина... представляет собой систематизированную... совокупность основополагающих официальных взглядов..."
Военная доктрина может быть только документом, который содержит систему взглядов на угрозы Отечеству, возможные способы реализации этих угроз, отношение государства к этим способам. Это политическая часть (но не основы) военной доктрины.
Вторая часть доктрины, подчиненная первой, должна содержать стратегические и оперативно-тактические характеристики всех видов военных действий, которые государство считает возможными и необходимыми для защиты Отечества. В ней же должны быть изложены взгляды на подготовку военного потенциала страны к защите Отечества, на формы и способы применения военного потенциала страны.
Все меры, которые необходимы для материального поддержания необходимого уровня развития военного потенциала, относятся не к военной сфере. Это сфера финансовой, экономической, хозяйственной деятельности правительства Российской Федерации, его конституционные полномочия.
2. "Военная доктрина является документом переходного периода..." Скорее всего, это оговорка для мотивации несовершенства документа. Однако она выглядит неуклюже, поскольку взгляды на защиту Отечества должны существовать во все периоды его государственного развития.
3. "Положения военной доктрины как составной части комплекса нормативных правовых, концептуальных... документов являются обязательными для всех органов..."
Ни в каком государстве, в том числе в России, не существует такого комплекса документов. Конституция Российской Федерации и законодательство Российской Федерации в их общем идеальном представлении должны составлять систему. К этому надо стремиться. Однако быстротечность жизни, сменяемость государственных должностных лиц, отсутствие общего, обязательного для всех субъектов права законодательной инициативы, подхода к формированию системы законодательства не позволяет пока говорить о наличии такой системы.
4. "Военная доктрина Российской Федерации имеет сугубо оборонительный характер..." Подобная характеристика военной доктрины недопустима, она дезориентирует читателей. Понятие "оборона" в России приобрело второе по отношению к известному энциклопедическому ее значению (вид военных действий, который состоит в отражении нападения противника) - комплекс мер по подготовке к защите Отечества и собственно защита Отечества (Федеральный закон "Об обороне"). Приняв за основу смысл обороны как вида военных действий, можно полагать, что Вооруженные силы Российской Федерации должны готовиться только к обороне, исключив из своей подготовки все другие виды военных действий (контрнаступление, наступление, удары и др.).
ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ
Комментария заслуживают следующие доктринальные положения:
а) "Вооруженные силы... имеют на оснащении ядерное оружие";
б) "Российская Федерация исходит из необходимости обладать потенциалом ядерного сдерживания, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба... агрессору...";
в) "Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия... в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников";
г) "Цель применения Вооруженных сил и других войск: в ядерной войне... - гарантированное нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки".
Цитата "а" позволяет сделать заключение на "военном" языке, что ядерное оружие - это боевой потенциал Вооруженных сил. Цитата "б" содержит неустановленный по его смысловому содержанию ядерный потенциал сдерживания, который предназначен для нанесения ущерба противнику. Тогда правомерны вопросы: что собой представляет ядерное оружие как военно-техническая категория? В чем состоит разница между ядерным оружием и ядерным потенциалом сдерживания?
Цитата "в" не дает ни малейшего представления о военно-стратегических условиях, которые дают России право на применение ядерного оружия (но почему не ядерного потенциала сдерживания?). Национальная безопасность ни в проекте военной доктрины, ни в каких-либо других официальных документах содержательно не определена. Можно предположить, что национальная безопасность состоит в защищенности национальных интересов России (нации). Это может быть и воспроизводство населения. Тогда при чем здесь ядерное оружие?
Цитата "г" вызывает беспокойство. В нашей военной политике это новое явление - признание ядерной войны. Как известно, значимость ядерного оружия для ведения военных действий зависит от количества ядерного оружия. История знает два случая применения ядерного оружия: Нагасаки и Хиросима. Мир от этого применения не перевернулся. Можно допустить, что и в будущем такое возможно, хотя последствия тех бомбежек сказываются вот уже 55 лет.
Применение вооруженных сил, оружия не может быть целью войны, это основные средства ведения войны. Требования к вооруженным силам по достижению непосредственного результата применения есть не что иное, как боевая задача. Цель войны может состоять в формулировке использования результатов выполнения боевой задачи (задач). В данном случае, например, цель войны может быть определена как вывод противника из войны. Однако в целом представляется целесообразным отношение к ядерной войне сформировать с учетом научных оценок ее последствий и постоянно декларируемой политики сдерживания агрессии. Это отношение должно состоять в отрицании Российской Федерацией ядерной войны как средства достижения политических целей. Тогда объяснимо ограничение стратегических наступательных вооружений, запрещение стратегической системы противоракетной обороны, понятна политика сдерживания агрессии с опорой на ядерное оружие.
Очевидно, что сформулировать (поставить перед командующим войсками) задачу сдержать противника невозможно. Это заключение следует из того, что любая задача содержит технологию ее выполнения, соблюдение которой непременно дает определенный (заранее установленный) результат. Сдерживание противника от военных действий не может быть достигнуто гарантированно никакими технологиями. Достижимость этого результата всегда остается предположительной. Следовательно, сдерживание агрессии - скорее, цель военно-политической деятельности государства с опорой на боевые возможности вооруженных сил.
В политике сдерживания, проводимой главой государства и дипломатами, роль полководца состоит в выполнении чисто военных задач: поддержании установленной степени боевой готовности войск, повышении степени боевой готовности войск, демонстрации возможностей и готовности войск к выполнению боевых задач и др.
ОБЩЕНАУЧНЫЙ АСПЕКТ
ВД определена следующим образом: "Военная доктрина - система взглядов и положений, устанавливающих направления военного строительства, подготовки страны и вооруженных сил к возможной войне, способы ее ведения, вырабатывается политическим руководством государства (Военная доктрина - принятая в государстве на данное (определенное) время система взглядов на сущность, цели, характер возможной будущей войны, на подготовку к ней страны и вооруженных сил и на способы ее ведения)".
Очевидно, что военная доктрина непосредственно связана с военной политикой государства. В чем же эта связь состоит? Тезисно на этот вопрос можно ответить следующим образом:
Во-первых, содержание военной политики заключается в официальном установлении цели создания и использования военной организации государства (военного строительства).
Во-вторых, военная доктрина отображает военную политику в области подготовки к применению и применения военной силы государства, а также на подготовку страны к войне и содержит информацию:
- об условиях и целях применения военной силы;
- о формах и способах применения военной силы;
- о принципах подготовки военной силы к применению.
Это представление о военной политике и военной доктрине можно вывести из Конституции Российской Федерации. Впервые в истории России Конституцией установлен документ - Военная доктрина РФ. Определив предмет военной доктрины, представляется целесообразным высказать мнение о ее содержании в виде вопросов, на которые она должна дать ответы. Такими основными вопросами могут быть:
1. Каковы причины военной опасности Российской Федерации и внутренние вызовы безопасности государства?
2. Какие формы вооруженной борьбы возможны в современных условиях и какие из них Россия признает для себя в качестве средства защиты своих интересов?
3. Каковы основные принципы подготовки страны к вооруженной защите своих интересов?
4. Какие вооруженные силы необходимы для отражения агрессии и обеспечения безопасности государства?
5. Каковы основные формы и способы применения вооруженных сил, цели и главные задачи их применения в войнах и других формах военных действий?
6. Каковы основные принципы подготовки вооруженных сил к применению?
Следовательно, военная доктрина не должна содержать никаких основ (как это имеет место в рассматриваемом проекте). Она должна включать две взаимосвязанные части: политическую и военно-техническую.
Политическая часть является основополагающей. Она должна содержать положения, определяющие источники опасности возникновения вооруженной борьбы, условия перехода опасности в угрозу применения военной (вооруженной) силы, а также политические меры и намерения государства по предотвращению войн, вооруженных и военных конфликтов мирными способами.
Военно-техническая часть подчинена политической части доктрины и должна содержать информацию о типах войн, военных и вооруженных конфликтах, их характеристиках, включая цели, масштабы, способы ведения, этапы военных действий, применяемое оружие и др., а также способы подготовки страны, вооруженных сил к войне, вооруженным и военным конфликтам и способы ведения военных действий в каждой из форм вооруженной борьбы.
Военная доктрина не должна содержать военно-экономических, социальных, правовых, иных "основ". Они содержатся в Конституции, законодательстве, государственных экономических программах, а также в результатах и выводах научных исследований, которые получены в том числе с учетом положений ВД.
В военной доктрине не следует указывать вероятного противника, во-первых, поскольку практически невозможно точно определить в условиях продекларированного международного сотрудничества вероятных противников.
Во-вторых, объявление каких-либо стран своими противниками опять ставит Россию в позицию международного пугала, способствует ее международной изоляции.
В-третьих, официальное заблаговременное установление вероятного военного противника не является прерогативой военно-политического документа, который носит открытый характер. Это предмет оперативных закрытых документов, которые предназначены для использования при подготовке войск и заблаговременном планировании применения вооруженных сил.
Военная доктрина не может быть ни оборонительной, ни наступательной. Обычно предполагается, что эти качественные характеристики отражают стратегическую направленность официальных военно-политических взглядов, однако в военном деле они дезориентируют общество и вооруженные силы относительно предпочтительных форм военных действий. Война в принципе не может обойтись без различных форм военных действий: обороны, наступления, контрнаступления, специальных ударов и др.
Основные положения, которые необходимо отметить в военной доктрине исходя из современной военно-политической обстановки, основных направлений военной политики России и возможности применения Вооруженных сил внутри страны для обеспечения безопасности государства, следующие.
При декларации концепции международного сотрудничества и взаимопомощи сохраняется конкуренция государств в экономической области, которая обостряется в связи с дефицитом и неравномерностью распределения природных ресурсов, а также с экологическими проблемами, вызываемыми производством и отходами производства. Этот фактор вместе с различного рода претензиями между государствами и народами таит в себе основную военную опасность.
Военную опасность несет миру стремление Запада к установлению единственного международного центра силы - Североатлантического альянса, который открыто претендует на роль вершителя судеб народов и государств в Европе методом угрозы применения и применением военной силы.
Российская Федерация видит целью своей военной политики обеспечение суверенитета государства, неприкосновенности и целостности своей территории. Состав, структура, численность Вооруженных сил Российской Федерации, а также их боевая и мобилизационная готовность поддерживаются на уровне, необходимом для успешного проведения политики сдерживания агрессии, направленной против России.
Существующие военные угрозы (внешние угрозы) могут привести к военным конфликтам и войнам.
Россия, оставаясь противником войн в принципе, рассматривает необходимость быть готовой в интересах защиты Отечества к региональным и крупномасштабным войнам как основе проведения политики сдерживания агрессии, а также к локализации и ликвидации военных конфликтов как основы выполнения оперативных задач обеспечения неприкосновенности своей территории.
Для войны любого масштаба помимо собственно военных действий характерен перевод повседневного, установленного Конституцией и законодательством Российской Федерации режима жизни и деятельности страны на особый режим военного времени. Для этого режима характерно выделение трех основных целей государства: ведение военных действий; обеспечение военных действий; обеспечение минимальных жизненных потребностей населения. В соответствии с этим не существует различных военных организаций, которые ведут войну во взаимодействии. У государства есть "военная мощь" (см. Военный энциклопедический словарь) - это все, что оно может привлечь для ведения войны. Следовательно, государство имеет:
- централизованно управляемую военную силу - средство ведения войны;
- централизованно управляемую экономику, обеспечивающую военную силу и минимальные потребности населения страны.
Таким образом, война - это особый, вынужденный правовой режим, отличающий ее от военного конфликта.
Под последним понимается развитие локального, как правило приграничного, конфликта до вооруженной борьбы, в которой принимают участие боевые подразделения и части регулярных вооруженных сил противоборствующих сторон, дислоцирующиеся в зоне конфликта или специально переброшенные в район конфликта. При этом противники не объявляют войну и не переходят в режим военного времени.
*══*══*
Опубликованный проект военной доктрины Российской Федерации необходимо радикально переработать в специально созданной для этого рабочей группе. В состав рабочей группы должны войти представители Генерального штаба Вооруженных сил, военной науки, администрации президента Российской Федерации, палат Федерального собрания, аппарата правительства Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Проект военной доктрины должен быть рассмотрен на специальном заседании Совета безопасности с принятием решения, содержащего рекомендации о его утверждении президентом Российской Федерации (только после этой процедуры возможно распространение проекта в СМИ).