НАЧАТОЕ по президентскому указу # 1032 от 13 июля 1993 г. создание "Единой системы воздушно-космической обороны РФ" внезапно и без отмены этого документа прервано указом # 725 от 16 июля 1997 г. Им не только в седьмой раз (с 1948 г.) разрушена единая самостоятельная система воздушно-космической обороны (ВКО), но и впервые после их создания (в ноябре 1941 г.) ликвидированы Войска ПВО как вид Вооруженных сил, обеспечивающий ее повседневное и боевое функционирование (их противовоздушные силы переданы в ВВС, а ракетно-космические силы - в РВСН).
Прогрессивно мыслящие военные и невоенные специалисты все более убеждаются в необходимости не только восстановить разрушенную единую самостоятельную систему ВКО государства и Войска ПВО, но и законодательно защитить их.
Даже среди руководства все больше распространяется мнение о необходимости принятия специального закона "О воздушно-космической обороне РФ", аналогичного общему Закону "Об обороне РФ".
Этот документ должен базироваться на следующих концептуальных основах:
1. В условиях интенсивного развития средств воздушного и космического нападения (СВКН) угроза с воздуха и космоса стала первоочередной по времени и главной составной частью общей военной угрозы всему государству, а не только Вооруженным силам.
Как считают зарубежные специалисты, в некоторых военных конфликтах она может быть и единственной. Агрессия НАТО в Югославии в начале 1999 г. подтвердила возможность принуждения независимых государств к признанию поражения только воздушными ударами, без сухопутного вторжения.
2. Воздушно-космический противник (ВКП) является функционально и организационно самостоятельной военной силой, независимой от организации наземных сил. Его средства аэродинамического, баллистического и орбитального принципов движения на высотах до 30-40 км и свыше 120-150 км соответственно дополняются суборбитальными средствами комбинированного принципа движения, заполняющими промежуточную часть диапазона высот и способными широко маневрировать с орбит в атмосферу и наоборот.
3. Боевые возможности современного и перспективного ВКП значительно превосходят боевые возможности сил и средств вооруженной борьбы в других сферах. Сравнительно более высокая, чем у наземных и морских средств, степень повседневной готовности к началу военных действий в течение всего мирного времени позволяет противнику начинать их скрытно и быстро, вести с баз мирного времени или с передовых баз за пределами территории РФ, не вторгаясь на нее, и при этом решать не только тактические и оперативные задачи во взаимодействии с другими силами и средствами в зоне военных действий, но и стратегические задачи самостоятельно за ее пределами - на всю глубину территории страны.
4. Более высокие показатели постоянной боеготовности и глубины проникновения СВКН позволяют агрессорам начинать военные действия с решения первых стратегических задач войны - срыва мобилизационного и стратегического развертывания Вооруженных сил и поражения военно-экономического потенциала РФ. Они же дают возможность начать решать эти важнейшие задачи еще до полного развертывания наземных и морских сил агрессоров. Таким образом, предопределяется неспособность ударных сил неагрессивной стороны повлиять на масштабы и организованность первых внезапных воздушных и космических ударов, а также наличие длительного (месяц и более) и решающего первого (начального) только воздушного (воздушно-космического) периода современных войн.
5. Воздушное (воздушно-космическое), а не наземное начало современных агрессий возлагает всю ответственность за отражение первых внезапных ударов и защиту от них всех видов объектов государства, в том числе самих ударных сил, на всей его территории только на оборонительные силы борьбы с беспрепятственно стартующими СВКН.
В системе военной безопасности государства они становятся первым эшелоном сил отражения агрессий, успех действий которого предопределяет и общий успех их отражения усилиями всех видов ВС.
6. Единство воздушно-космического противника, использующего все воздушно-космическое пространство, его действия над всей территорией РФ предопределяют необходимость противопоставления ему единой, функционально и организационно самостоятельной системы воздушно-космической обороны (ВКО) всех видов объектов государства ("страны и Вооруженных сил"), не связанной с наземной вооруженной борьбой и способной эффективно противостоять всем видам комплексно применяемых СВКН.
Она представляет собой совокупность функционально связанных наземных, воздушных
и орбитальных группировок средств ВКО и органов управления ими, а также баз и органов обеспечения их функционирования.
7. Эффективность единой самостоятельной системы ВКО государства в борьбе с особо динамичным воздушно-космическим противником определяется эффективностью не только средств огневого поражения и электронного подавления, но и единой комплексной системы разведки как системы обнаружения и информации, обеспечивающей предупреждение о воздушно-космическом нападении и боевую информацию для управления и применения огневых и электронных средств активной борьбы, системы централизованного управления войсками и силами ВКО на всех (стратегическом, оперативном и тактическом) уровнях и соответствующей системы связи.
8. Система ВКО государства технически и функционально является наиболее масштабной и сложной военной системой ведения вооруженной борьбы, трудно вводимой в строй. Это требует содержания ее в течение всего мирного времени в высокой степени готовности к отражению внезапного воздушно-космического нападения, предваряющего начало всех современных агрессий. Обеспечение повседневного и боевого функционирования системы ВКО страны требует наличия высококвалифицированного руководства и высокого уровня профессиональной и морально-психологической подготовки войск, а также их повседневного обучения и слаживания в боевой работе на сложнейшей боевой технике во избежание быстро наступающей дисквалификации при нерегулярном функционировании системы.
9. Важнейшая особенность системы ВКО страны состоит в том, что свои задачи она решает не только в зоне наземных военных действий (на глубине полосы сухопутных фронтов) в период их ведения, но и за ее пределами (над всей территорией страны), причем не только одновременно с ними, но и при их отсутствии. Воздушно-космическое вторжение, опережающее начало наземных военных действий, самостоятельный период только борьбы в воздухе (и космосе), не только различие во времени, но и разнос в пространстве сфер наземной и воздушно-космической борьбы, оперативная и тактическая независимость их ведения (при их стратегическом единстве) предопределяют необходимость создания для обеспечения повседневного и боевого функционирования системы ВКО страны специальных войск воздушно-космической обороны страны, объединяющих все виды зенитных, авиационных и космических средств в самостоятельный вид ВС.
10. Основным предназначением войск ВКО страны, главной и первоочередной задачей является отражение внезапного воздушно-космического начала агрессии с обеспечением своевременного мобилизационного и стратегического развертывания всех вооруженных сил и перевода всех структур государства, в первую очередь оборонного промышленного комплекса, на военный режим функционирования. Их командование совмещает административные функции руководства повседневной деятельностью в мирное и военное время и оперативные функции руководства боевыми действиями всех родов войск ВКО, применяемых на зародившихся в Великой Отечественной войне общевойсковых началах.
11. Войска ВКО страны составляют основу системы воздушно-космической обороны государства. Их силы и средства дислоцируются в местах выполнения ими своих боевых задач и имеют еще в мирное время оборудованные позиции всех боевых средств, пунктов управления и базы обеспечения. Боевые позиции заняты постоянно или по первым признакам перехода военной опасности в военную угрозу.
Штатные средства ПВО, а в перспективе и тактической (войсковой) ПРО видов ВС (фронтовые и армейские зенитные средства, истребительная авиация воздушных армий, корабельные зенитные средства) в мирное время могут полностью или частично в местах своей дислокации оперативно включаться в систему ВКО страны. В любом случае они дополняют (наращивают, усиливают) ее в качестве последнего эшелона, а в ходе военных действий используются для непосредственной обороны развертывающихся и сражающихся войск, самолетов в полете, кораблей в открытом море по замыслам, планам и под руководством своего командования во взаимодействии с войсками и силами ВКО страны.