На заседании съезда народных депутатов. 1991 г. |
Он предложил, чтобы это движение возглавили трое депутатов в качестве публичных политиков. Я согласился с этой идеей, а священник Глеб Якунин сомневался, считая, что лучше создать фракцию внутри "Демократической России", которая стала тогда фактическим победителем выборов. Аксючиц пытался уговорить Якунина, но в качестве запасного варианта решили, что третьим сопредседателем Российского христианского демократического движения (РХДД) будет Анищенко.
В период подготовки учредительной конференции ко мне неожиданно обратился человек в штатском, предлагавший создать партию по образцу ЛДПР. Позже я узнал, что люди Михаила Горбачева готовили схему эволюционного устранения монополии КПСС и выведения на орбиту на деньги же КПСС еще нескольких партий. ЛДПР успели создать и раскрутить, а с Российской христианско-демократической партией (РХДП) уже не успевали. Я, разумеется, отказался от чести быть клерикальной вариацией Жириновского, но понял, что судьба учредительной конференции РХДД висит на волоске. Тем не менее нам удалось опередить кремлевских стратегов, а сам характер учредительной конференции дал нам такую раскрутку, о которой мы даже не мечтали.
В совет движения вошли Якунин, депутаты Моссовета Валерий Борщев и священник Александр Борисов, Виталий Савицкий и многие другие. Неожиданной удачей стал приезд на конференцию архиепископа Василия Родзянко, которого Аксючиц встретил в аэропорту и привез туда, куда этот почтенный старец и не думал попадать. Однако наличие в зале архиерея, к тому же белоэмигранта, к тому же внука председателя дореволюционной Государственной Думы привлекло внимание прессы, и интервью с ним прошло по всем новостям, включая программу "Время". Получилось, что он как бы благословил наше движение и как архиерей, и как потомок политической элиты досоветского периода, и как представитель лучшей части русской эмиграции.
Через некоторое время после РХДД произошло учреждение и РХДП, которую возглавил Александр Чуев, однако такого информационного бума он уже привлечь не смог, да и никто из известных политиков и священнослужителей в ту партию не влился. РХДП, правда, получила некоторую раскрутку за рубежом: советские послы устроили встречу Чуева с Маргарет Тэтчер и руководством ХДП Италии. Однако из-за отсутствия своих депутатов в Верховном совете РСФСР РХДП не могла существенно влиять на политическую жизнь.
Мне удалось убедить Бориса Ельцина создать в Верховном совете России совершенно новый комитет, который бы занимался решением религиозных вопросов. Поскольку я был инициатором, имел философское образование, был священником, а религия тогда начинала входить в моду, меня поддержали 16 депутатов. Это решение активно лоббировал Аксючиц, но коммунисты, видевшие в РХДД антикоммунистическую силу, пытались выставить альтернативного священника-депутата протоиерея Алексея Злобина из Твери. Председателем комитета по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности стал именно я благодаря активной поддержке Ельцина, старавшегося провести в президиум Верховного совета побольше некоммунистов. По должности я стал и членом президиума, причем первое же его заседание Ельцин предложил начать с моего благословения, сильно поразив присутствующих.
Все депутаты, входившие или группировавшиеся вокруг РХДД, вошли и в комитет. Всего членами РХДД стали семь народных депутатов РСФСР, остальные относились доброжелательно или сочувствовали. Это позволило сосредоточить все рычаги влияния комитета в РХДД, а законодательные инициативы профильного парламентского комитета, да еще и столь специфического, имеют всегда намного больше шансов на утверждение, нежели инициативы отдельных депутатов. Так, нам удалось принять разработанный в фантастически короткий срок наш главный Закон "О свободе вероисповеданий" (текст принятого закона написан за два месяца мною и профессором Юрием Розенбаумом). А в декабре 1990 г. удалось провести через Верховный совет, в котором подавляющее большинство депутатов были атеистами, постановление об объявлении Рождества Христова нерабочим днем. Конечно, это давало уникальные шансы для наращивания авторитета РХДД. Мы сумели ликвидировать российский Совет по делам религий, а после развала СССР исчез и союзный Совет по делам религий, который наивно воспринимался нами как главный враг.
Виктор Аксючиц - фактический глава РХДД - должен был обеспечивать партийное строительство, Глеб Анищенко готовил документы, а я вынужден был полностью сосредоточиться на комитете, постигать азы работы госаппарата, встречать многочисленные делегации, наносить ответные визиты, готовить проекты законов и поправок, встречаться с лидерами конфессий.
К сожалению, получилось так, что все три сопредседателя оказались людьми творческими: два философа и один филолог, и это обстоятельство серьезно повлияло на то, что партийное строительство даже в таких благоприятных условиях оставляло желать лучшего. Не нашлось менеджера, да и не могло найтись, поскольку у лидера была естественная ревность к потенциальному конкуренту. Лидеру движения не удалось решить проблему финансирования, так как он в основном ориентировался на своих личных знакомых и родственников, у которых крупный бизнес не получался. В течение 1991 г. мы набирались опыта, но задела на будущее не сделали.
Наибольшим упущением стало то, что мы не использовали успех августа 1991 г., хотя принимали активное участие в защите Белого дома. Я работал в президиуме Верховного совета, а другие сопредседатели не сумели раскрутить самих себя, движение и его газету "Путь". Я устроил встречу руководства РХДД с вице-президентом страны Александром Руцким в период его фавора, однако по не вполне ясным мне причинам Аксючиц фактически заблокировал назревавший альянс: возможно, опасался, что перестанет быть лидером движения и окажется в тени вице-президента. Думаю, что это одна из главных упущенных стратегических возможностей - ведь Руцкой имел тогда серьезные возможности помочь становлению движения и в организационном, и в финансовом отношении. Других союзников Аксючиц не предлагал, а скорее всего и не искал.
Уже осенью 1991 г. перед РХДД стоял решающий выбор пути: либо западный, с которого мы начинали, контактируя с христианско-демократическими силами и русской белоэмиграцией, либо восточный с опорой на национал-патриотические круги. В то время христианский интернационал поддерживал в России тех, кто помогал разваливать Советский Союз, и это стало одной из причин размолвки с ним: он стал поддерживать Гайдара, но не РХДД. По этой же причине РХДД вышел из "Демократической России", однако этот разрыв оказался намного серьезнее, чем я думал: уже к декабрю 1991 г. движение оказалось в резкой оппозиции Ельцину, благодаря которому оно получило политическую известность. По этой причине мне не удалось получить поддержку влиятельных лиц в окружении президента РФ, хотя такие возможности у меня были именно в конце 1991 г. Сейчас я думаю, что это было одной из главных ошибок: нужно было не порывать с демократическим лагерем в целом, а все-таки искать там свою, более умеренную нишу и влиять в сторону центра. В итоге из движения вышли последовательные демократы - священник Глеб Якунин, Валерий Борщев, Виталий Савицкий.
Чисто центристские силы типа "Гражданского союза" Аркадия Вольского провалились, провалилась и наша собственная попытка создать нечто центристское. В феврале 1992 г. мы провели Конгресс гражданских и патриотических сил, однако Аксючиц и Анищенко сделали на нем ставку на радикальную оппозицию, и действующий вице-президент России Александр Руцкой был вынужден разойтись с Аксючицем. Аксючиц же стал активно проталкивать на руководящие должности в движении никому не известного тогда депутата Илью Константинова, который был весьма далек от религии и отличался политическим радикализмом. Илья Константинов, получив рекламу на состоявшемся конгрессе, стал инициатором создания Фронта национального спасения, так что РХДД должно было решать: входить или не входить в это движение. Аксючиц склонился к тому, чтобы входить, и вместе с Константиновым ходил на коммунистические митинги, где скандировал лозунги "Банду Ельцина под суд!". Увидев, как инициаторы Фронта собираются под красным знаменем и поют "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!", я объявил Аксючицу ультиматум: в случае вхождения во Фронт я выхожу из РХДД. Меня поддержал и Анищенко. Все решилось на политсовете, где с перевесом в один голос решили во Фронт не вступать.
После крушения идеи создать свой политический центр весной 1992 г. энергия движения пошла на убыль. Летом этого года провели съезд, единственным решением которого стало выдвижение Аксючица по его сильному настоянию кандидатом в президенты РФ на выборах... 1996 г. Тогда же стало ясно, что у нас нет никакой идеологии движения, которая бы объединяла людей. Идеи христианской демократии мы сами от себя отрезали вместе с Западом, а в реальном православии в то время ничего, кроме утопического воспевания идеалов крепостнического самодержавия, не обнаруживалось. Нерешенность вопроса с идеологией стала последней причиной, обусловившей распад РХДД. Партийная жизнь свелась к выяснению личных отношений председателя движения с руководителями местных отделений, не всегда согласных с его дрейфом от "Демократической России" к Фронту национального спасения. В руководстве стал преобладать авторитарный стиль, и как следствие начались мини-расколы.
В январе 1993 г. я сам решил выйти из РХДД, но Аксючиц все-таки сумел убедить меня не делать этого публично, так как это окончательно похоронило бы и РХДД, и его единственное престижное детище - комитет ВС по свободе совести. Поэтому я фактически вышел из РХДД уже тогда, написав Аксючицу, что мое решение будет оглашено после прекращения действия наших депутатских полномочий.
Лично на меня, помимо вышеуказанных причин, повлияло также и то, что я не нашел в православном учении основ социальной доктрины. Церковь в лице святого митрополита Филарета Дроздова выступала в середине XIX века против отмены крепостного права, против всеобщего народного образования, но за сохранность права на торговлю рейнским вином. Я с горестью видел возрождение именно этих православных, а отнюдь не гуманистических традиций, скольжение церковного сознания в сторону всеядного требоисправительства, культа, зачастую откровенно магического свойства. Понятие первородного греха превращает свободного человека в греховного раба от природы, который должен терпеть любое скотство своих "богоносных" правителей - "смиряться".
Спустя несколько лет, поработав с первоисточниками, я обнаружил, что причина этого в отпадении, в отступничестве от веры наших отцов и праотцев Адама и Авраама, веры Моисея и Иисуса, от Единобожия, к которому я и решил вернуться. Но в 1993 г. я просто вышел из движения, в котором не осталось ни демократии, ни христианства, ни движения. Виктор Аксючиц, правда, после расстрела Верховного совета входил с остатками РХДД в "Державу" опального Александра Руцкого, но это уже была "жизнь после жизни".
Бросая сегодня взгляд в прошлое и устанавливая причины того, почему успешно начатое дело не устояло, как дом, построенный на песке, я вывел для себя следующие уроки.
Руководство партии должно осуществляться не философами, филологами или историками, а деятельными организаторами, менеджерами.
Отпадение РХДД от западной демократии, без которой христианская демократия невозможна по определению, лишило его главной идейной и материальной опоры. Государственное византийское христианство изначально было создано для легитимизации феодального строя и крепостнических отношений, поэтому в России оно проклинало русское вечевое народоправство и обожествляло всех земных деспотов по должности. Если католичество было реформировано и приспособлено под новое время, то византийское православие сегодня не имеет стыка ни с идеологией народовластия, ни с современной эпохой. Поэтому христианское движение в России может либо опираться на западное христианство, либо должно быть авторитарно-монархическим. Поскольку члены руководства РХДД тогда не были поклонниками монархии, то и перспективы у РХДД не было, невзирая на личности лидеров.