0
1123
Газета Концепции Интернет-версия

16.06.2000 00:00:00

Без мотива Отечеству не служат

Николай Грачев

Об авторе: Николай Николаевич Грачев - заслуженный работник культуры РФ, профессор Академии военных наук


Защита Отечества является конституционным долгом гражданина России (статья 59). Наш народ всегда считал этот долг священным, исключительным по важности и обязательности исполнения.

Но для эффективной защиты Отечества люди должны быть хорошо, всесторонне подготовлены, это аксиома. Подготовлены и в прямом, и в переносном смысле слова. Законодательством Российской Федерации четко определен предмет как обязательной, так и добровольной подготовки граждан к вооруженной защите Российской Федерации, к военной службе.

Применительно к образовательным учреждениям он раскрывается в установках Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Положения "О подготовке граждан к военной службе". Содержащиеся в них законодательные установки имеют прямое действие и не могут быть отменены или изменены никем, кроме самого законодателя. Они подлежат реализации учреждениями образования. На деле же оказалось по-другому.

По недомыслию или умыслу из предмета подготовки граждан к военной службе, подлежащего изучению в образовательных учреждениях, в курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) включили только "Основы военной службы". Многое из того, что призвано формировать оборонное сознание каждого гражданина, оказалось за бортом этих "Основ", а учащиеся по существу остались без главного мотива подготовки к службе. Ущербность упомянутого предмета становится особенно очевидной при сравнении его с ясными, глубоко прописанными положениями Федерального закона "Об обороне". Так, внимательное прочтение определения "обороны" свидетельствует, что она далеко не сводится только к военной службе или реформе Вооруженных сил, как это значится в программе ОБЖ. Гражданину необходимо иметь хотя бы самые общие представления о мерах подготовки к вооруженной защите и о самой вооруженной защите Отечества.

Федеральный закон "Об обороне" содержит в себе всю совокупность названных мер, начиная от политических - прогнозирования и оценки военной опасности и военной угрозы, разработки основных направлений военной политики и военной доктрины, и до правовых - например, относительно обязанности граждан в военное время предоставлять для нужд обороны сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности.

В свое время, в условиях высокого оборонного сознания общества, моральной готовности каждого гражданина (от мала до велика) к вооруженной защите Отечества, начальная военная подготовка в школах была уместна, понятна и достаточна.

Ныне, в обстановке небывалых фундаментальных перемен в мире, стране, в обществе, беспрецедентного падения престижа армии и военнослужащих, распространения среди молодежи, по крайней мере значительной ее части, антиармейской ориентации, введение в образовательных учреждениях изучения только основ военной службы оказалось неподготовленным, неожиданным, а для многих - вовсе неприемлемым. Это спровоцировало новый всплеск антиармейских настроений, стало поводом для утверждений, будто бы под видом "Основ военной службы" реставрировали упраздненную в свое время "ненавистную" НВП.

В средствах массовой информации упорно навязывается обществу мнение о том, что подготовка учащихся по основам военной службы означает "военный переворот в образовании", "милитаризацию" школы, что "во все времена власть хотела превратить школу в одно из двух - либо в тюрьму, либо в армию, а еще лучше "в то и другое", что "чем беднее страна, тем наглее ведут себя генералы", и что "неужели мы настолько обнищали, что генералы и майоры будут командовать нашим будущим" и т.д. и т.п.

Читателя нередко потчевали откровенной ложью. Например, в то время, когда Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", к сожалению, увеличил число отсрочек от военной службы, в прессе утверждалось совершенно противоположное. Некоторые авторы запускали через СМИ даже нечто вроде директив, наподобие той, что давал российским учителям в день их профессионального праздника некий А.Адамский. "Значит, - писал он, - надо подчиняться? Не надо. Прежде всего, не выполняйте принятый закон в части введения обязательной военной подготовки... Поэтому первое, что надо делать - не вводить обязательной военной подготовки... Второе. Не тратить ни копейки на оборудование и кабинеты военной подготовки... Третье. На порог не пускать проверяющих из военкомата или другого подразделения Минобороны".

"Тезис о том, что Российская школа похожа на казарму, получил таки документальное подтверждение", - писал в "Новой газете" С. Михалыч по поводу проведения в Москве пятидневных сборов учащихся.

Авторы, выступающие против подготовки граждан к защите Отечества, видимо, не знают, что все войны против России начинались именно тогда, когда она была меньше всего к ним подготовлена, что защищать Родину с оружием в руках, не подготовив к этому граждан, значит обрекать их на колоссальные испытания - моральные и физические.

Включение в курс ОБЖ только раздела "Основы военной службы" без предшествующего ему получения начальных знаний об обороне государства оказалось ущербным и по ряду других обстоятельств. Скажем, нарушены важнейшие принципы обучения: последовательность получения знаний; системный подход. Наивно давать знания, к которым обучаемые еще не подготовлены, и рассчитывать на успех. Трудно воспринимать составную часть, если нет представления о целом.

Далее, введение в образовательные учреждения только "Основ военной службы" сделало подготовку к защите Отечества заведомо "необязательной" не только для девушек, но и для большинства юношей. Зачем готовиться к службе тем, кто не намерен проходить ее? Все знают, что половина призывников освобождается от службы по закону или они имеют отсрочки от призыва, треть не пригодна к службе по состоянию здоровья. В то же время десятки тысяч пригодных "косят" от армии.

Ясно также, что отсутствие начальных знаний об обороне государства оставляет учащихся духовно разоруженными перед ростом внутренних и внешних источников военной опасности. И, наконец, без минимума знаний об обороне государства нельзя успешно формировать психологическую готовность граждан к овладению основами военной службы, военно-учетными специальностями, к поступлению в военно-учебные заведения, нельзя результативно вести военно-патриотическое воспитание молодежи.

Словом, создалось такое положение, когда впору уже не то что ставить вопрос о введении, а реально вводить в образовательных учреждениях курса об основах обороны государства, основы военной службы, и вопросы гражданской обороны. Это требование жизни должно найти отражение в обсуждаемом проекте концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Введение этого предмета предполагает разработку новой учебной программы, подготовку новых учебных пособий, соответствующее кадровое и научно-методическое обеспечение. Частично их можно найти в курсе ОБЖ.

В программе "Основ военной службы" содержится целый ряд тем, поддающихся исключению. Тем более что некоторые оборонные темы могут с успехом изучаться в других учебных предметах: истории, литературе и географии, физике, химии и др.

Рассматриваемая проблема относится в сложившихся условиях к числу определяющих судьбу Отечества. Она по сути своей требует безотлагательного решения. И всю эту работу должно пронизывать неукоснительное соблюдение Федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", Положения "О подготовке граждан к военной службе", утвержденного Правительством Российской Федерации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
692
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
903
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
744
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
605

Другие новости