Для современного мира характерны исключительно сложные и противоречивые, во многом исторически беспрецедентные процессы. К сожалению, с точки зрения обеспечения национальной, региональной и международной безопасности эти процессы далеко не во всем являются благоприятными.
Уход в прошлое идеологического и военно-силового противостояния двух систем, снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, не стали автоматической преградой для военно-блоковых рецидивов, не привели к устранению таких угроз, как попытки нарушить военно-стратегический баланс в мире, распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, контрабанда оружия, агрессивный национализм, этнорелигиозный экстремизм и др. Некоторые из этих угроз в последнее время - когда былые сдерживающие факторы ослабли - обострились. В различных точках планеты сохраняются и возникают новые очаги конфликтов, напряженность и кризисные ситуации. Новые угрозы требуют нетрадиционных ответов.
В этих условиях многие государства на различных континентах и в различных регионах, в том числе самые развитые из них в военном и экономическом отношениях, считают необходимым решать проблемы безопасности путем коллективных действий со своими соседями и традиционными союзниками.
Подписание Договора о коллективной безопасности (ДКБ) в мае 1992 года явилось осознанным шагом со стороны ряда вновь возникших на постсоветском пространстве независимых суверенных государств в их стремлении к наиболее эффективному обеспечению своей национальной безопасности в новых геополитических условиях.
В настоящее время государствами - участниками Договора являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.
Договор изначально носил и носит политический, открытый характер, не направлен на создание военного блока. Договор зарегистрирован в Секретариате ООН.
Создаваемая в рамках Договора система мер и действий призвана сыграть стабилизирующую роль не только в региональном, но и в международном масштабе. Имеется в виду, что, функционируя на принципах ООН и ОБСЕ, она сможет стать частью будущих систем общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии. Другими словами, Договор вполне соответствует духу нашего времени, когда усиливается стремление государств к многополюсности, к эффективному решению проблем, связанных с устранением возникающих угроз, мирными, политическими средствами, путем переговоров, на основе международного права и с помощью существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ.
За время своего существования Договор оправдал свое предназначение. Он способствовал обеспечению безопасности государств-участников, гарантировал им стабильные внешние условия для продвижения процесса государственного строительства, демократизации и реформ, содействовал развитию многостороннего и двустороннего военного сотрудничества, прежде всего в создании национальных вооруженных сил.
И сегодня, и на обозримую перспективу Договор приобретает еще большую актуальность в свете необходимости коллективного противодействия сохраняющимся и возникающим вызовам и угрозам национальной безопасности государств-участников.
В этом отношении весьма знаменательным и этапным событием стало проведение 24 мая с.г. в Минске сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) государств - участников Договора. В сессии Совета приняли участие президенты, министры иностранных дел и обороны, секретари советов безопасности государств-участников.
На сессии рассмотрен и принят обширный пакет важнейших документов и решений. Среди них "Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и его адаптации к современной геополитической ситуации", "Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности", "Об основных положениях коалиционной стратегии государств - участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года", "Модель региональной системы коллективной безопасности", "Положение о Совете министров обороны государств - участников Договора о коллективной безопасности". Создан консультативный орган СКБ - Комитет секретарей советов безопасности. Решено продолжить работу над проектом Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора с целью его подписания в ближайшее время.
По итогам сессии Совета по предложению президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева принято Заявление глав государств - участников Договора.
"Меморандум" - важнейший из принятых на сессии документов. Он предусматривает меры по активизации деятельности межгосударственных органов Договора, дальнейшему совершенствованию механизма обмена информацией и консультаций на высоком уровне, формированию региональных систем коллективной безопасности. В плане адаптации Договора к современной геополитической ситуации будет усилена координация мер государств-участников по совместному противодействию новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности с акцентом на решительную борьбу против международного терроризма. Документ предусматривает также, что государства-участники в интересах предотвращения и урегулирования конфликтов на их территориях рассмотрят вопрос о создании при СКБ консультативного механизма по проблемам миротворческой деятельности и приступят в соответствии с национальными законодательствами к работе по формированию коллективных миротворческих сил быстрого реагирования.
Характерно, что взаимодействие в рамках Договора не ограничивает суверенные права государств-участников на развитие сотрудничества с третьими странами и международными организациями. Вместе с тем они будут информировать своих партнеров по Договору о цели и характере своих военно-политических контактов за пределами стран ДКБ по вопросам региональной и международной безопасности.
Ранее вступивший в силу "Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года" предусматривает автоматическое продление ДКБ, что придает этому документу, по существу, бессрочный характер. Меморандум, как и этот протокол, создает благоприятные условия для проработки и реализации масштабных, рассчитанных на долговременную перспективу мероприятий по формированию системы коллективной безопасности на основе Договора.
Другие принятые на сессии документы как бы развивают отдельные положения Меморандума и призваны содействовать осуществлению практических шагов в деле военно-политической интеграции на соответствующих направлениях.
Так, документы по военному сотрудничеству определяют пути практического формирования региональных систем коллективной безопасности, коалиционного военного строительства, кризисного реагирования, принятия коллективных решений о применении, управлении и взаимодействии сил и средств на основе ДКБ.
"Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности" - рамочный документ, определенный свод принципов для принятия СКБ политических решений. Имеется, в частности, в виду оказание в соответствии со ст. 4 Договора государству или группе государств-участников по их просьбе помощи в отражении агрессии.
"Основные положения коалиционной стратегии" представляют собой совокупность концептуальных взглядов на обеспечение военной безопасности государств - участников ДКБ в реально складывающейся геополитической и военно-стратегической обстановке, развитие их подходов, изложенных в соответствующих военных доктринах и иных национальных актах по вопросам обороны и безопасности.
Утверждение на сессии СКБ "Модели региональной системы коллективной безопасности" позволит приступить к практическому созданию региональных структур этой системы и механизмов применения многосторонних сил и средств для оказания необходимой помощи государствам - участникам Договора в кризисных ситуациях. Формирование региональных систем коллективной безопасности - основное звено взаимодействия государств-участников по совместному обеспечению военной безопасности. Сегодня оно приобретает приоритетное значение. Собственно, в этом и будет проявляться эффективность Договора. Пока это в значительной степени обеспечивается путем двусторонних белорусско-российских и армяно-российских соглашений. Двусторонние соглашения с Россией у Казахстана и Таджикистана тоже в какой-то степени решают эти задачи, но лишь частично. С учетом особо сложной военно-политической обстановки в Центральной Азии весьма важно достижение договоренности между расположенными там государствами - участниками ДКБ о формировании целостной региональной системы коллективной безопасности, которая могла бы успешно нейтрализовать любую возможную угрозу для них. В свою очередь, формирование региональной системы безопасности в Центральной Азии откроет возможность работы по налаживанию взаимодействия созданных систем региональной безопасности и их постепенного объединения в общую систему коллективной безопасности государств - участников ДКБ.
Эти вопросы станут ключевыми в готовящемся к следующей сессии СКБ "Плане основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности государств-участников на период 2001-2005 гг.".
Сессия СКБ в Минске внесла весомый вклад в дело расширения и совершенствования деятельности межгосударственных органов ДКБ. Создан новый консультативный орган Совета коллективной безопасности - Комитет секретарей советов безопасности государств - участников Договора. Он призван координировать взаимодействие государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность участников ДКБ, повышать эффективность совместного противодействия новым вызовам и угрозам, в первую очередь, международному терроризму и экстремизму.
Говоря о значении сессии СКБ в Минске, необходимо подчеркнуть, что она впервые была проведена как самостоятельное мероприятие с активным, заинтересованным обсуждением вынесенных на ее рассмотрение вопросов, а не сводилась просто к подписанию приготовленных документов, как часто бывало в прежние годы. В целом ее работа отражает существенную перемену отношения государств-участников к вопросам коллективной безопасности, значение которых все более возрастает. Весьма важно и то, что было продемонстрировано полное единство взглядов, солидарность позиций по обсуждаемым темам. Это лишний раз подтверждает, что из прошлогодних событий на юге Киргизии, подвергшейся вторжению бандформирований международных террористов, извлечены надлежащие выводы. Да и югославские события показали необходимость сложения усилий, в частности, в плане совершенствования объединенной системы ПВО.
Самым важным проявлением вновь обретенной "политической воли" государств - участников ДКБ будет, на наш взгляд, их активное участие в практической работе по реализации вышеупомянутых решений СКБ. На это же будет нацелена и вся работа секретариата СКБ как рабочего органа Совета.
Без преувеличения можно сказать, что Минская сессия Совета коллективной безопасности в Минске, принятые ею решения придают мощный импульс Договору, процессу формирования на его основе системы коллективной безопасности, выводят Договор на качественно новый уровень. Все это было бы невозможным без таких вех в развитии Договора, как вступление в силу Протокола о его продлении, энергичное продвижение процесса создания объединенной системы ПВО, оперативное оказание в 1999 г. коллективной помощи Киргизии в деле ликвидации банд террористов, успешное проведение совместных командно-штабных антитеррористических учений в 1999-2000 гг., налаживание консультаций на высоком уровне по важным международным и региональным проблемам, проведение рабочих встреч секретарей советов безопасности государств-участников и др.
Об актуальности Договора сегодня и на обозримую перспективу, о готовности государств-участников всемерно способствовать его укреплению и развитию ярко и емко говорится в "Заявлении глав государств - участников Договора о коллективной безопасности", принятом на сессии СКБ в Минске.
"Адаптация Договора о коллективной безопасности к современным геополитическим условиям, - подчеркивается в заявлении, - является серьезным шагом по формированию эффективной системы международной безопасности в Европе и Азии".
Договор о коллективной безопасности становится реальным ядром и основной конструкцией для интеграции в военно-политической сфере государств - участников Договора. Военно-политические отношения между ними носят приоритетный характер по сравнению с военными связями и контактами с третьими странами, не входящими в ДКБ.
В то же время государства-участники не проводят разграничительных линий ни в отношении других государств СНГ, с которыми они развивают военное сотрудничество и взаимопомощь, ни в отношении других военно-политических организаций, с которыми они готовы развивать полноправные отношения, обмениваться опытом, координировать политику, в том числе в противодействии новым вызовам и угрозам.
У Договора хорошее будущее. Участники этого оборонительного объединения никому не угрожают. Договор открыт для присоединения всех государств, разделяющих его цели и принципы. Находящаяся на стыке двух континентов, формирующаяся в рамках ДКБ система коллективной безопасности призвана стать важным элементом нового справедливого миропорядка.