0
1730
Газета Концепции Интернет-версия

11.08.2000 00:00:00

По морю...строевым шагом?

Олег Ерофеев

Об авторе: Олег Александрович Ерофеев - кандидат военных наук, профессор. В недавнем прошлом командующий Северным флотом.

Тэги: ВМФ, реформа


Реформы в вооруженных силах России не коснулись системы подготовки личного состава ВМФ, сложившейся еще в те времена, когда страна обладала многочисленным и мощным корабельным составом и не испытывала дефицита материальных средств и людских ресурсов. В наши дни, когда корабельный состав сократился в несколько раз, а задачи, традиционно стоящие перед флотом, остались прежними (за исключением незначительных изменений), очевидно, требуется изменить и подходы к подготовке кадров ВМФ.

Традиционно в нашем флоте сложился такой порядок, когда основная ответственность за правильное содержание и эксплуатацию технических средств корабля возложена на офицерский состав экипажа. Среднее звено - старшины команд, командиры отделений выполняют вспомогательную роль, не неся при этом прямой ответственности за поддержание материальной части в высокой степени боевой готовности, это обстоятельство и требует изменения.

Специфика самой должности офицера естественным образом предполагает через небольшой промежуток времени (2-З года) назначение офицеров на более высокие должности. Его прежние обязанности при этом переходят к вновь назначенному, как правило, молодому офицеру, который с этого момента начинает свое становление как специалист-практик. Заведование же продолжает оставаться в руках той же команды слабо подготовленных мичманов, техников, старшин и матросов.

Следовательно, можно и нужно без ущерба для дела сократить для офицерского состава время на изучение технических дисциплин, давая только основы, но усилить их тактическую и оперативную подготовку, изучение иностранных языков, анализ действий ВМС различных государств в новейшей истории войн и военных конфликтов, а также анализ боевой подготовки флотов. Для подчиненных, напротив, - усилия сосредоточить на технической подготовке.

Сегодня командование флота сталкивается с проблемой, когда командиры кораблей, порой перспективные, хорошие офицеры отказываются от обучения в академии, а командование, выполняя разнарядку управления кадров, вынуждено отправлять для обучения в академии посредственных, а иногда даже и плохих офицеров с целью избавиться от них. Причина такого положения весьма банальна: офицер не хочет терпеть убытки в денежном содержании, т.к. в академии он не получает различные компенсационные надбавки.

На мой взгляд, заслуживает внимания и одобрения практика подготовки офицерского состава за рубежом, например, в ВМС США, когда офицеры периодически, в среднем раз в три года, меняют род сил ВМС - они служат поочередно на надводном боевом корабле, на подводной лодке, на вспомогательных судах и даже в авиации. Офицеры, прошедшие такую школу, несомненно обладают более широким кругозором, боевым опытом, эрудицией, способны достичь больших результатов в вопросах взаимодействия разнородных сил, управления ими, в достижении поставленных целей, чем офицер, всю свою службу прослуживший, скажем, на подводной лодке (кругозор которого, как у нас в шутку говорят, ограничен прочным корпусом).

В период бурного строительства подводных лодок в нашей стране при нехватке кадров командный состав иногда комплектовался офицерами с надводных кораблей, но наоборот - никогда. И эта практика отжила лет 20 назад. Сейчас, к нашему стыду, даже крупные руководители объединений флота, служившие в прошлом на надводных кораблях, никогда не выходили в море на подводной лодке не только в качестве руководителя, но и просто пассажира.

На Северном флоте отработана система показных выходов в море всех командиров соединений надводных кораблей (НК) и подводных лодок (ПЛ) поочередно на подводной лодке и надводном корабле. Такая практика дает представление о деятельности командира и экипажа подводной лодки (надводного корабля), однако в силу указанных выше причин, она малоэффективна для подготовки высокопрофессиональных специалистов.

В ВМФ сложилась такая система, когда офицеры, за редким исключением, могут проходить службу после окончания училища и до увольнения на пенсию в одном соединении или в лучшем случае на одном флоте. Офицеры этим гордятся. Конечно, приятно иметь преданных, скажем Северному флоту, офицеров, но полезно ли это для интересов всего ВМФ, страны? Думаю, что не очень. Ведь недаром в ВМС США и других традиционно морских стран существует система ротации офицерского состава между различными флотами, военно-морскими базами, театрами действий флота. Американцы объясняют такое положение тем, что в течение трех лет службы на одном месте офицер успевает завести знакомства, какие-то связи, которые впоследствии мешают ему объективно и требовательно относиться к своим подчиненным, к самому себе, он свыкается с недостатками и не замечает их. Кроме того, при ротации офицер имеет возможность изучать различные театры действий ВМС, боевой состав флота и его возможности, расширяется кругозор офицера, происходит более оперативный обмен опытом (как положительным, так и отрицательным) между флотами, вырабатывается единообразие в организации службы и боевой подготовки ВМФ в целом.

Отказываться от таких перемещений у наших партнеров не принято, так как другие предложения могут и не последовать, и на этом карьера офицера может быть завершена. В нашем же флоте (мы жалуемся на отсутствие демократии) стало в порядке вещей, несмотря на подписанные контракты, отказываться от предложений командования, даже при назначении на вышестоящие должности, ставить какие-то условия своего перевода и т.д. Думаю, что служба офицера ВМФ - это государственная служба, и здесь следует руководствоваться интересами государства, а не личными, и в этом смысле опыт наших иностранных коллег заслуживает подражания.

Сегодня на каждом флоте имеются специальные школы подготовки мичманов и прапорщиков, а также школы техников. Они готовят старшин команд и других корабельных специалистов, планирующихся к назначению на мичманские должности. В основном предусматривается приобретение знаний в объеме требований, предъявляемых к старшине команды, как к командиру, а не как к высококлассному специалисту. Срок обучения составляет пять месяцев с последующим подписанием контракта на три года. В школах техников производится комплексное обучение и как специалиста-техника общей специализации, и как командира, срок обучения составляет два года, а по окончании выдается государственный диплом техника, на втором году обучения подписывается контракт на пять лет службы. Однако, несмотря на подписанный контракт, многие слушатели, получив государственный диплом, разрывают контракт и, не неся никакой ответственности, уходят с флота. В обоих учебных заведениях подготовка младших командиров в основном сводится к изучению уставов ВС РФ и строевой подготовке. Подготовка же специалистов - "золотого фонда" флота - сводится в основном только к изучению теоретических вопросов. В лучшем случае практическое освоение специальности производится на устаревшей материальной части, ввиду полного отсутствия в этих учебных заведениях соответствующей техники, установленной на современных кораблях.

Подготовка личного состава срочной службы после призыва производится в учебных отрядах, где изучаются уставы, приобретаются первоначальные теоретические знания по будущей специальности (опять же ввиду отсутствия современной техники), ведется строевая подготовка. Сроки такого обучения составляют от 3 до 5 месяцев в зависимости от специальности. Прибывший на корабль после такого обучения матрос совершенно не готов, к обслуживанию материальной части и проходит дополнительную подготовку в течение еще месяца уже на корабле (это в идеальных условиях, а иногда и значительно дольше). Иными словами, при установленном сроке службы 2 года, матрос 25% времени обучается, не приобретая достаточных навыков по своей специальности. Подготовка старшин (командиров отделений) производится в тех же учебных отрядах в течение месяца, специальные знания и в этом случае не совершенствуются.

Таким образом, предварительная, до прибытия на корабль, подготовка как рядового состава, так и старшин команд и командиров отделений, то есть той категории, которая непосредственно отвечает за эксплуатацию достаточно сложной на современных кораблях материальной части, сводится в основном к изучению уставов, строевой подготовке и в самой минимальной степени - ввиду объективных условий (отсутствия материальной части в учебных заведениях) - к обучению специальности.

Свои больные места есть даже у подводников. Они должны получать хорошую специальную подготовку в Учебных центрах ВМФ. Есть требование ГК ВМФ об обязательном обучении в этих центрах экипажей один раз в два года. Практически же в последние годы оно не выполняется и все по той же причине: не хватает средств на отправку экипажей. Тем не менее сложившаяся система подготовки рядовых и младших командиров продолжает действовать.

Я вовсе не против изучения уставов, занятий строевой подготовкой, но убежден, что в современных условиях, когда значительно сокращен - до двух лет - срок службы, гораздо важнее готовить людей как специалистов, предназначенных для службы на конкретных кораблях (ПЛ). Курс же общевойсковой подготовки следует проходить в учебных отрядах продолжительностью не более двух недель, как это делается на флотах других государств (учебный день при этом достигает 12 часов). Думаю, наши призывники не глупее американских и в состоянии освоить курс общевойсковой подготовки за этот срок.

В это же время следует распределить личный состав по специальностям и кораблям. Исходя из изложенного, представляется целесообразным учебные отряды сократить и создавать на каждом флоте под руководством Управления боевой подготовки флотов после призыва трехнедельные курсы общевойсковой подготовки. Школы мичманов и прапорщиков, школы техников ликвидировать, ибо сегодня они не выполняют возложенной на них основной функции (подготовки по специальности), а ВМФ не настолько богат, чтобы обучать техников для всей страны. (Напротив, следует производить вербовку лиц, окончивших профессиональные технические училища страны, для службы на флоте.) На их базе целесообразно создать 2 учебных центра для подготовки личного состава надводных кораблей - на западе (для СФ, ЧФ, БФ) и на востоке (для ТОФ). Эти учебные центры должны быть укомплектованы вооружением и техникой современных кораблей, списанных из состава флота - тем более что мы дошли до такого состояния, когда списываются уже не только устаревшие, но и современные корабли. Подготовку по специальности подводников проводить в уже созданных учебных центрах (доукомплектовать один из них техникой, установленной на ракетных подводных крейсерах стратегического назначения (РПК СН) непосредственно для конкретных проектов ПЛ, к прохождению службы на которых планируются призывники. Подготовку личного состава надводных кораблей проводить во вновь созданных учебных центрах, а по специальности "Специальные энергетические установки надводных кораблей" (СЭУ НК) проводить на базе учебных центров подводников. Старшин команд и командиров отделений готовить в этих же учебных центрах, так как главное их предназначение - освоение всего комплекса материальной части, которую им предстоит эксплуатировать, а программы дополнить изучением командирских обязанностей. Подготовку личного состава после окончания училищ перед назначением на новые должности осуществлять в этих же учебных центрах на конкретные проекты кораблей. Такая система должна стать основой индивидуальной подготовки личного состава. Для офицерского состава командного звена вести систему смены службы на надводных кораблях и ПЛ, а также между флотами.

Таким образом, основным учебным заведением для подготовки специалистов ВМФ, экипажей кораблей, на мой взгляд, должны стать учебные центры, которые в состоянии качественно, на базе современной материальной части вести ускоренную подготовку настоящих профессионалов для конкретных кораблей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
1845
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1504
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
1226
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
1402

Другие новости