0
1357
Газета Концепции Интернет-версия

01.09.2000 00:00:00

Добрососедское сотрудничество

Бьерн Туре

Об авторе: Бьерн Туре Годал - министр Королевского министерства обороны Норвегии. Специально для "Независимого военного обозрения".

Тэги: Норвегия, Россия


С глубокой скорбью я воспринял сообщение об аварии АПЛ К-141 "Курск", а затем и о гибели всех находившихся на ее борту. В письме министру обороны маршалу Игорю Сергееву я выразил наши глубокие соболезнования в связи с этим трагическим бедствием. Мы переживаем вместе с родственникам и близкими погибших, а также вместе с их друзьями и коллегами с Северного флота, вместе с российским народом.

Судьба экипажа Курска глубоко взволновала нас и вызвала у норвежцев желание оказать содействие России. Когда один из наших ближайших соседей переживает подобную трагедию, проявление такого сочувствия совершенно естественно. В это тяжелое время я выражаю надежду на продолжение и укрепление в будущем наших хороших двусторонних отношений, а также на продолжение проектов по сотрудничеству в военной области.

Пользуясь предоставленной мне "НВО" возможностью, хотел бы коротко рассмотреть условия для сотрудничества в военной области и в политике безопасности, значение которых во взаимоотношениях наших стран трудно переоценить.

Вступление в новое тысячелетие несет в себе большие возможности для расширения сотрудничества между Востоком и Западом. Для всех стало очевидным, что перед Россией, Западной Европой и США стоит много сходных задач в области политики безопасности. Сотрудничество является ключом к их решению.

В период холодной войны отношения НАТО и Советского Союза характеризовались противостоянием, и это приводило к усиленному вооружению. На сегодняшний день ситуация совершенно иная. Пала Берлинская стена, исчезла опасность крупномасштабной войны. В настоящее время мы рассматриваем Россию, как важного партнера по сотрудничеству в области политики безопасности, в не меньшей степени, чем в области экономики.

У России и Норвегии есть уникальная возможность установить плодотворное, серьезное сотрудничество в таких сферах, как управление ресурсами, экологическая политика, промышленность и политика безопасности в северных регионах. Для меня, как министра обороны Норвегии, такое сотрудничество является важнейшим приоритетом.

Двустороннее сотрудничество Норвегии и России в военной области сейчас вновь возобновлено после некоторой приостановки, вызванной конфликтом в Косово. В этом году оно охватит такие вопросы, как обсуждение морских инцидентов в соответствии с "Соглашением о предотвращении инцидентов на море", двустороннее наблюдение за военными маневрами, обмен визитами и совместные спасательные учения в Баренцевом море. Я очень надеюсь, что сотрудничество в военной области будет развиваться и дальше. Было бы, например, желательно участие российских старших офицеров в учениях "Nordic Peace", которые будут проводиться в июне 2001 г. Это учения миротворческого характера в духе "Партнерства ради мира" (PfP), они также охватывают страны Балтики и Северной Европы.

Другим подтверждением стремления Норвегии продолжать успешное двустороннее сотрудничество в области обороны и политики безопасности является проект по переподготовке российских офицеров, увольняющихся со службы в Вооруженных силах. Этот курс был открыт в марте и финансируется Министерством обороны Норвегии. Благодаря этому курсу, который получил позитивную оценку российской стороны, российские офицеры получили возможность переориентироваться на работу в сфере бизнеса. Мы занялись такого рода проектами, ясно осознав, что будущее норвежцев и россиян, проживающих в Северных регионах, тесно взаимосвязано. Если нам удастся создать хорошую базу для экономического сотрудничества, совместно решить задачи, связанные с охраной природы, и установить доверительные добрососедские отношения, это будет на благо людей по обе стороны границы.

Задачам, связанным с охраной уязвимой окружающей среды на Севере, должно принадлежать центральное место в сотрудничестве между нашими странами. Запасы рыб в Баренцевом море являются нашим общим ресурсом, которым мы должны бережно управлять. Научные исследования важны, но научные и коммерческие интересы сочетаются весьма неудачно. Я бы хотел обратиться с просьбой к российским властям - быть более открытыми в вопросах российской деятельности в норвежской рыбоохранной зоне вокруг Шпицбергена.

В основу управления ресурсами моря должны лечь серьезные научные расчеты, и для России, как и для Норвегии, важна хорошая атмосфера сотрудничества для проведения необходимых исследований. Поэтому я хотел бы выразить надежду на добрую волю российской стороны по отношению к проводимым норвежцами морским исследованиям в российской экономической зоне.

Сотрудничество в области охраны природы осуществляется не только на двустороннем уровне. Программа экологического сотрудничества в военной области в Арктическом регионе (АМЕС) охватывает Россию, США и Норвегию. В последнее время взаимодействие в этой области продвигалось не столь успешно, как хотелось бы, из-за ряда неясностей юридического характера. Тем не менее проблемы, решаемые программой АМЕС, представляются весьма важными, и я надеюсь, что и здесь российские власти проявят добрую волю, чтобы мы смогли как можно скорее продолжить эту работу.

Я также связываю большие надежды с сотрудничеством между Россией и Норвегией в будущем в вопросах обороны и политики безопасности. Одновременно не стоит умалчивать о том, что в последнее время возникали проблемы, в связи с которыми российская сторона выражала свою обеспокоенность. Я отношусь к этому очень серьезно. Россия весьма скептически отнеслась к планам США по созданию Национальной системы противоракетной обороны (ПРО). Норвегия всегда выступала за сокращение вооружений, и мы полностью поддерживаем Договор о системах ПРО от 1972 г. В свете новой н непредсказуемой политики безопасности у нас все же в определенной степени есть понимание стремления США развивать достаточно ограниченную систему защиты против возможного нападения со стороны иррационального противника, действующего не обязательно на государственном уровне. Это потребовало бы пересмотра Договора о системах ПРО, и я надеюсь, что Россия и США найдут решение, которое не поставит под вопрос тот или иной договор о разоружении. Я хотел бы еще раз напомнить, что перед Россией, Западной Европой и США стоят по большому счету одни и те же задачи в области политики безопасности, в числе которых я также имею в виду опасность распространения оружия массового поражения среди стран-агрессоров или иных сил, не имеющих государственного статуса.

В статье, опубликованной в одной из российских газет, дается ссылка на "Афтенпостен", где высказывание главнокомандующего всеми вооруженными силами Норвегии генерала Фрисволда, может толковаться как якобы обращенный ко мне совет присоединить Норвегию к американскому плану ПРО, если тот будет утвержден. Трактовка "Афтенпостен" абсолютно не соответствует действительности и была подвергнута корректированию на следующий день. Главнокомандующий указал на то, что системы противоракетной обороны могут в будущем развиваться на общей основе в рамках альянса и что Норвегия в этом случае должна будет рассматривать возможность участия в данном сотрудничестве, если это будет актуально. Здесь главнокомандующий имеет в виду тактические системы противоракетной обороны, те, которые являются вполне обычными как для России, так и для отдельных стран НАТО.

Российские власти неоднократно заявляли, что радар "Глобус II" в Варде является частью американских планов по созданию ПРО. Утверждается, что данная установка играет или будет играть роль в такой системе противоракетной обороны. В норвежских средствах массовой информации также имели место подобные утверждения. Однако подобные измышления не имеют под собой реальной основы. Установление радара в Варде преследует три задачи: он должен осуществлять наблюдение за космическим пространством, использоваться в космических исследованиях, а также использоваться для разведки и наблюдения за близлежащими регионами. Использование радара происходит при полном контроле Норвегии. Таким образом, он никогда не был и не будет частью американской противоракетной обороны.

После Второй мировой войны Норвегия изменила свою политику нейтралитета, которой она придерживалась в период между войнами, и стала придавать большее значение сотрудничеству с союзниками и активному наведению мостов между Востоком и Западом. Мы всегда хорошо осознавали наше деликатное стратегическое положение и всегда придавали большое значение мерам, которые могли бы снизить напряженность в близлежащих районах. Ограничения, наложенные нами на деятельность союзников в Норвегии, были выражением этой линии норвежской политики.

В период холодной войны Норвегия проводила на севере ограничительную оборонную политику. Так, мы не хотели иметь в Норвегии базы для вооруженных сил из других стран НАТО, размещать атомное оружие на своей территории, и деятельность союзников в Финнмарке осуществлялась в рамках строгих правил, чтобы избежать возможных инцидентов и не создавать напряженности. Цель этих ограничений состояла в том, чтобы продемонстрировать Советскому Союзу, что Норвегия хотела бы иметь наименьшую напряженность в северном регионе и что наше членство в НАТО носит чисто оборонительный характер.

По окончании периода холодной войны эти ограничения, которые мы сами наложили, были пересмотрены. С российской стороны была выражена озабоченность тем, что Норвегия сейчас допускает ограниченную военную активность в Финнмарке. Тем не менее совершенно ясно, что деятельность союзников по проведению военных учений в Северной Норвегии после окончания периода холодной войны сократилась. Эта тенденция будет продолжаться.

Я также должен подчеркнуть, как это делалось и ранее, что произведенные изменения были необходимыми и не носили драматического характера. Так, например, в рамках старых правил для нас было бы невозможно проводить в Финнмарке совместные учения с союзниками и с российскими вооруженными силами в рамках "Партнерства ради мира". Считаю, что такие учения очень важны для построения новых отношений доверия между нашими странами.

Я хотел бы подчеркнуть, что пересмотр наших ограничений был сделан в исторической обстановке, когда нормализации наших отношений с Россией придавалось первостепенное значение. Норвегия больше не испытывает военной угрозы. В основе нашей политики по отношению к России теперь лежит не страх перед войной, а надежда на доброе соседство, когда открытость и сотрудничество заменяют искусство балансирования на грани холодной войны.

Новые реальности отражаются также в очень глубоких изменениях, происходящих в настоящее время в организации норвежских вооруженных сил. В Норвегии тщательно изучается вопрос, какие вооруженные силы нам нужны в будущем. Предлагается, в частности, сильное сокращение численности вооруженных сил: с 24 000 в настоящее время до 18 000 военнослужащих.

Структура вооруженных сил, рекомендуемая главнокомандующим всеми вооруженными силами, повлечет за собой радикальную перестройку организации по штатам военного и мирного времени. Эта перестройка необходима для того, чтобы приспособить вооруженные силы к выполнению новых задач и сделать возможными будущие капиталовложения, однако прежде всего она есть продолжение мер, проводимых и рамках общего изменения ситуации в области политики безопасности. Из всех видов вооруженных сил самые радикальные изменения предстоит претерпеть сухопутным войскам. По имеющимся предложениям, число бригад сократится с шести до двух или трех, а ряд подразделений и гарнизонов будут упразднены.

В Норвегии господствует единое мнение в политической области о том, что необходимо усилить нашу способность принимать участие в международных военных операциях и одновременно должным образом удовлетворять наши собственные потребности в безопасности. Норвегии потребуются вооруженные силы с улучшенной способностью реагирования и более широким диапазоном применимости в различных ситуациях. Правительство и стортинг приняли решение об учреждении оперативной группы для международных операций, состоящей примерно из 3500 солдат, главная часть которых будет представлять собой силы реагирования, которым потребуется максимум 30 дней для достижения боевой готовности.

Тот факт, что международным операциям придается такое большое значение, объясняется, несомненно, приоритетной ролью международного сотрудничества в области политики безопасности и других областях. В большинстве стран ясно осознают тот факт, что важные международные задачи могут быть решены государствами и обществом лишь совместно. Для такой небольшой страны, как Норвегия, сотрудничество приобретает особое значение.

НАТО для нас по-прежнему представляет собой центральный форум сотрудничества в области политики безопасности. Подобно моим коллегам из других стран НАТО, я как министр обороны считаю отношения с Россией основополагающими для создания стабильной Европы, и я буду продолжать работать в рамках альянса, чтобы эти сношения были наилучшими. Война в Косово привела к резкому ухудшению этих отношений, что вызывало нашу озабоченность. Однако в феврале этого года отношения между НАТО и Россией вновь начали нормализоваться в связи с визитом генерального секретаря Робертсона в Москву. В рамках Постоянного совета Россия-НАТО ведется дальнейшая работа по налаживанию этого сотрудничества. Участие министров иностранных дел и обороны России в заседаниях Постоянного совета весной этого года ясно означают улучшение отношений между НАТО и Россией. Я очень рад такому развитию.

В будущем мы должны попытаться конкретизировать сотрудничество между НАТО и Россией по совместным проектам, и здесь Рабочая программа Постоянного совета может быть подходящим инструментом. Планируется также учреждение информационного центра НАТО в Москве. Открытие такого центра способствовало бы расширению знаний о НАТО у большинство русских, а я полагаю, что знание и понимание целей и амбиций является предпосылкой конструктивного диалога в интересах обеих сторон. Поэтому я надеюсь, что российская сторона также будет конструктивно работать для учреждения центра и мы добьемся как можно большей взаимности в нашем сотрудничестве.

Россия, обладающая огромной территорией и разнообразной культурой, принадлежит, несомненно, как к Европе, так и к Азии. В интересах Европы, чтобы Россия как можно более открылась на запад и принимала как можно большее участие в европейских организациях. Я выступаю как министр обороны и как представитель всего норвежского народа, выражая огромное желание и надежду на то, что наше добрососедское сотрудничество будет еще лучше в будущем.

Осло


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Семейственность на сцене и монах в лауреатах

Семейственность на сцене и монах в лауреатах

Вера Цветкова

III Национальная премия интернет-контента: в День России показали телевизионную версию церемонии награждения  

0
184
Ильдар Абдразаков: приношение Мусоргскому

Ильдар Абдразаков: приношение Мусоргскому

Виктор Александров

Певец и новоиспеченный лауреат Госпремии выступил с концертом к 185-летию композитора

0
472
Киевские коррупционеры переиграли западных борцов с коррупцией

Киевские коррупционеры переиграли западных борцов с коррупцией

Наталья Приходко

Фигурант дела о передаче данных правоохранителей в офис президента сбежал из Украины

0
874
Лукашенко назначил руководство над словом и делом

Лукашенко назначил руководство над словом и делом

Дмитрий Тараторин

Глава Белоруссии принял кадровые решения на уровне министерств и местных администраций

0
842

Другие новости