Продолжающееся вот уже несколько лет реформирование Вооруженных сил пока что конкретных положительных результатов не дало. Почему? Думаю, причина в отсутствии понимания у людей, занимавшихся этим делом, того, что же должно лечь в основу реформы и что же она должна дать. Проблема сложная, поскольку рожденная и закаленная за годы Советской власти мощнейшая армия в мире со своими установившимися традициями и закостенелыми взглядами не может резко окунуться в мир враждебного рынка. Трудно изменить принципам, но еще труднее изменить психологию людей, составляющих костяк нашей военной организации. Однако жизнь - жестокая штука, и биологические законы выживания справедливы не только в природе, но и в обществе. Если оно перешло на рыночные отношения, то основу реформирования Вооруженных сил должны составлять принципы рыночного хозяйствования, начиная от создания и производства вооружений и кончая комплектованием.
Наряду с остальными особенно остро в последние годы стал вопрос о призыве в армию и военнообязанных, поскольку связанные с этим проблемы вплотную затрагивают не только Вооруженные силы, но и все общество в целом. Такие явления, как боязнь военной службы (правда, не безосновательная) и уклонение от нее, к сожалению, типичны для российской молодежи. Следовательно, существующая в настоящее время система комплектования Вооруженных сил требует совершенствования в соответствии с требованиями современной жизни. Юные российские граждане очень рано теперь ощущают на себе, "почем цена копейки". Хотим мы этого или нет, но основной принцип для "современного" человека "деньги - товар", и не учитывать это в современных условиях нельзя.
ВЫБОР: АРМИЯ ИЛИ ДЕНЬГИ
Агитируя молодежь за изучение военного дела, напоминая ей о конституционном долге, о необходимости защищать Отечество, не следует забывать о материальной заинтересованности. То, что военнослужащие Российской армии получают мизерную заработную плату, - ненормально, а то, что целые дивизии военнообязанных под различными причинами уклоняются от призыва, - уже чудовищно. Но между тем эти люди не хотят пребывать в невыносимых, по современным меркам, условиях, и они уклонились от призыва благодаря надежному ныне способу: "деньги - освобождение от армии".
Государство не в состоянии пока решить эту проблему. Так, может быть, надо принять закон, суть которого заключается в следующем: если каждый гражданин-мужчина обязан согласно Конституции служить в Вооруженных силах, то в случае отказа сделать это с него требуют материальное возмещение. Попросту говоря: хорошо, "не ходи во солдаты", но тогда заплати за себя - отдай конституционный долг в виде денежной суммы. Послужат другие, и хорошо послужат. У них тоже будет выбор: стать в военный строй или же заплатить деньги.
В самом деле: полчище "уклонистов" будоражит общество, с ними не справляются не только военкоматы, но и всемогущая прокуратура - блюститель закона. Не проще ли, например, вместо "приобретения" за непомерную порой плату "липового" диагноза, который приговаривает тебя на пожизненное ношение отнюдь не лестного "звания" - больной, а то и - инвалид, спокойно рассчитаться за освобождение с государством, перечислив или передав деньги ему.
Требование материальной компенсации должно относиться и к студентам вузов. Теперь у нас рынок. Если специалист нужен государству, пусть за освобождение от воинской службы платит государство, если частной фирме - пусть платит фирма. Или же сам вуз, если студент нужен вузу. Можно предложить и другой вариант. По договоренности с Министерством обороны вуз открывает у себя военную кафедру или курсы и готовит военные кадры, по уровню соответствующие критериям Вооруженных сил. Возможно также выборочное освобождение от призыва по рекомендации профессоров и преподавателей наиболее способных учащихся в целях укрепления научного потенциала страны, установления временных отсрочек.
Особый случай - семейные обстоятельства, освобождающие от воинской службы (у военнообязанного двое и более детей, на его иждивении престарелые родители и т.д.) Конечно, здесь необходим дифференцированный подход, но тем не менее не исключается долгосрочная выплата определенной части материальной компенсации в фонд Министерства обороны с учетом материального положения семьи, к примеру 25% или 50% от установленной законом суммы.
Далее. Ничуть не желая оскорбить религиозные чувства граждан, хочется, однако, подчеркнуть, что выполнение конституционного долга - обязанность каждого. Не позволяет вера - ради Бога! Помогите Родине деньгами, и Всевышний благословит вас. Такая альтернатива никак не обидит ни одного верующего, а напротив, укрепит право человека в демократическом государстве на выбор.
И последнее. Ни для кого не секрет, что есть предприятия, организации, чьи сотрудники освобождаются от призыва. Хорошо. Тогда за военнообязанного должны платить они - и нет проблем. Другое дело, если законом будет предусмотрена и альтернативная служба, допустим, работа в некоторых муниципальных подразделениях. Но можно обязать даже в этом случае местные власти, у которых трудятся "альтернативщики", оплатить часть или полную стоимость освобождения от призыва.
Убежден, что абсолютное число "уклонистов с удовольствием согласятся на предлагаемый законный вариант решения своих наболевших проблем.
ЧТО ПОЧЕМ?
В будущем законе, безусловно, надо предусмотреть все возможные варианты и случаи, с тем чтобы если не полностью исключить, то хотя бы снизить до минимума количество незаконных уклонений от службы в Вооруженных силах. В зависимости от жизненных обстоятельств отсрочку от воинской службы необходимо классифицировать следующим образом: отсрочка от призыва на 1 год; на 2 года; на 3 года; на 4 года; на 5 лет; на 6 лет; на 7 лет; на 8 лет; на 9 лет; на 10 лет; освобождение от призыва (откуп).
Разрабатывая систему платы за это с учетом нестабильной экономической ситуации в стране, размеры сумм за отсрочку целесообразно устанавливать на каждый призыв (скажем, на период с января по июнь 2000 г.), т.е. два раза в год, что позволит регулировать количество отсрочек (освобождений) от призыва с учетом инфляции отечественной валюты и материального положения населения.
Особого подхода требует систематизация размеров самих ставок. Ведь если государственная "цена освобождения" будет слишком высока, то результат окажется нулевым; если слишком низкой, то никакой пользы новшество не принесет. Поэтому, принимая во внимание материальное положение населения в различных регионах России и размеры взяток освобождения от призыва, предлагают такую шкалу: отсрочка от призыва на 1 год - 10 минимальных размеров оплаты труда, на 2 года - 20, на 3 года - 30 и так далее до шестилетней отсрочки включительно. Но уже за отсрочку от призыва на 7 лет требовать 100 минимальных размеров оплаты труда, на 8 лет - 200, на 9 лет - 300, на 10 лет - 400, а за освобождение от призыва (откуп) - 500 минимальных размеров оплаты труда.
Конечно же, систему отсрочек от призыва и материальной компенсации за это надо систематизировать с учетом причины нежелания служить в армии и на флоте, цели отсрочки. Если, допустим, юноше надо учиться в вузе, то на время обучения плата несколько снижается и т.д. Освобождая гражданина от призыва, необходимо предусмотреть возможность прохождения им первоначальной военной подготовки как зачисленному в резерв Вооруженных сил.