ПОЛЕМИКА
Распад СССР повлек за собой невиданный по своему размаху и последствиям развал советских Вооруженных сил. О его масштабах можно судить по такому примеру. К 1991 г. в составе советских ВВС имелось 20 авиационных объединений, 38 авиадивизий, 211 авиаполков. На вооружении находилось более 10 тыс. боевых самолетов. В 1992 г. самолетный парк российских ВВС составил 62% от аналогичного показателя Военно-воздушных сил СССР.
Примерно в таком состоянии, но с другими количественными характеристиками, оказались и другие виды ВС России. Кроме того, резко ухудшилось экономическое положение стран.
НЕОБХОДИМЫЙ ШАГ
В таких условиях реформирование ВС стало не терпящей проволочки объективной необходимостью. В значительной степени это относится и к решению важнейшей проблемы - переходу от пятивидовой оргструктуры ВС (самой затратной и единственной в мире) к четырехвидовой, а затем и к трехвидовой, которая стала общепринятой в развитых странах мира.
В результате появился Указ президента РФ от 16 июля 1997 г. "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры". В соответствии с ним предписывалось: "До 1 января 1999 г.: преобразовать Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны в вид Вооруженных сил Российской Федерации - Военно-воздушные силы".
К 1 января 1999 г. - через 1 год 5 месяцев после вступления в действие данного указа - был создан качественно новый вид ВС - современные Военно-воздушные силы. Он объединил силы (средства) наступления (авиация) и силы (средства) обороны (ПВО). Таким образом, была решена одна из важнейших задач военной реформы: ВС России от пятивидовой оргструктуры, которая имела место в нашей стране в течение 40 лет, перешли к четырехвидовой оргструктуре, создав этим самым условия к переходу ВС РФ к трехвидовой оргструктуре.
Министр обороны РФ маршал России Игорь Сергеев, подводя итоги стратегическому учению "Запад-99", однозначно и высоко оценил конечный результат выполнения указа президента РФ от 16.07.1997 г. в части, касающейся преобразования ВВС и ВПВО в вид Вооруженных сил - ВВС, заявив: "Проведенные в ходе стратегического КШУ "Запад-99" исследования возможностей противовоздушной обороны подтвердили правильность и своевременность решений об объединении ВВС и ВПВО в один вид Вооруженных сил".
Другую оценку процессу преобразования ВВС и ВПВО в один вид Вооруженных сил дает генерал-полковник Владимир Литвинов, который более четырех лет занимал должность первого заместителя ГК ВПВО, а с 1992 г. является первым вице-президентом, а затем президентом межгосударственной акционерной корпорации "Вымпел".
В интервью "Большие дела поспешности не терпят" ("НВО" # 40 за 2000 г, т.е. через 3 года и 3,5 месяца после вступления в действие Указа президента РФ от 16.7.1997 г. и через 1 год и 10 месяцев после свершившегося объединения двух видов ВС России) генерал-полковник Литвинов заявляет: "В который раз при осуществлении столь масштабных преобразований в военном ведомстве проявляется абсолютно ненужная в таком деле торопливость... Опять, к сожалению, у нас элементарная арифметика - расформировать и передислоцировать - оказалась главнее стратегии и основ боевого применения". Далее генерал-полковник пишет, что в начале надо было создать теоретическую базу объединения, а затем объединять два вида ВС в один.
Представляется, однако, что называть длительную, планомерную, многогранную работу Министерства обороны, главкоматов видов ВС, особенно главкомата новых ВВС, военных академий и других государственных организаций, выполненную в процессе подготовки и осуществления объединения двух видов ВС, "элементарной арифметикой" - значит опорочить ее. В этой связи с оценкой Литвинова нельзя согласиться.
ПОДГОТОВКА
Объединению ВВС и ВПВО предшествовала значительная теоретическая работа, проводимая в различных формах исследований в ряде организаций.
4 ноября 1994 г. секретарь Совета безопасности Олег Лобов в uлавкомате ВВС провел заслушивание ГК ВВС по проблемам объединения ВВС и ВПВО. В этом важном мероприятии приняли участие в ту пору генерал-лейтенанты Анатолий Квашнин и Валерий Манилов.
В начале 1995 г. выходит в свет монография "Военно-воздушные силы России" (автор генерал армии Петр Дейнекин, возглавлявший ВВС в 1991-1997 гг.). Одним из ряда важных научных результатов этого исследования явилась рекомендация объединить ВВС и ВПВО в один вид Вооруженных сил.
Предлагалось в процессе интеграции провести следующие преобразования:
упразднить командования дальней (ДА), военно-транспортной (ВТА) и фронтовой (ФА) авиации;
образовать воздушные армии (ВА) ВГК стратегического назначения (СН) и ВТА;
воздушные армии фронтовой авиации (ФА) подчинить непосредственно ГК ВВС;
сохранить рода войск и оперативные объединения войск ПВО, подчинив их заместителю ГК ВВС по противовоздушной обороне.
Таким образом, предлагалось произвести значительное изменение оргструктуры авиационных оперативно-стратегических объединений ВВС и оставить практически в прежнем виде авиационные соединения и части, а также сохранить организационную структуру оперативных объединений (армий ПВО) войск Противовоздушной обороны.
Идея объединения ВВС и ВПВО прошла многоплановое обсуждение в Министерстве обороны, главкоматах видов ВС, НИУ Минобороны и в Военной академии Генштаба. В частности, в июне 1995 г. автор монографии успешно защитил докторскую диссертацию на диссертационном совете ВАГШ. Причем этому предшествовал известный период изучения и экспертизы этого труда.
7 октября 1997 г. в главкомате ВВС состоялись парламентские слушания Комитета по обороне под руководством его председателя Льва Рохлина по вопросам применения всей государственной авиации. Обсуждалась и тема объединения ВВС и войск ПВО. Результатом парламентских слушаний стало постановление Госдумы по вопросам развития и применения государственной авиации.
Небезынтересен и такой факт - событие 15 октября 1996 г. Начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Виктор Самсонов письменно доложил министру обороны РФ генералу армии Игорю Родионову, что "предложения главкомата ВВС по реформированию Вооруженных сил и объединению ВВС и войск ПВО в один вид Вооруженных сил Российской Федерации в Генеральном штабе рассмотрены" и что "...к вопросу изменения структуры Вооруженных сил в целом, а не только объединения двух видов в один, мы... вернемся в 1997 г.". На докладе начальника Генштаба - резолюция генерала армии Родионова: "Согласен. 19.11".
В результате исследования проблемы коллектив ученых ВВА им. Ю.А. Гагарина пришел к нескольким выводам. Во-первых, объединение ВВС и войск ПВО в вид Вооруженных сил - ВВС - целесообразно. Во-вторых, в результате объединения следует создать:
стратегическое командование;
оперативное командование, включающее ЗРВ, РТВ и авиационные объединения;
командование резерва и подготовки кадров.
Мнение ученых ВВА им. Ю.А. Гагарина было направлено в главкомат ВВС 25 сентября 1996 г.
9 декабря 1996 г. в институте США и Канады Российской академии наук прошла научная конференция на тему "Военная реформа в России". Ей, естественно, предшествовал период подготовки, в ходе которого выполнялся широкий спектр научно-теоретических исследований в различных организациях. В докладах и выступлениях участников конференции был представлен многогранный обмен мнениями по вопросам военной реформы в России, в том числе и по вопросу оргструктуры Вооруженных сил России. Так, президент АВН генерал армии Махмут Гареев в своем докладе заявил: "Надо уже сейчас... закладывать и развивать систему управления под перспективную систему ВС в соответствии с естественными тремя сферами (на суше, в воздухе и на море), в которых в реальной действительности должны действовать Вооруженные силы".
Министр обороны РФ маршал Игорь Сергеев на заседании Совета Федерации 4 июля 1997 г. сделал заявление: "В 1998 г. будут объединены ВВС и войска ПВО" ("Независимая газета" # 22 от 5.07.97 г.). Это заявление - итог продолжительной, напряженной, творческой работы соответствующих управлений (отделов) Министерства обороны, Генерального штаба, а не проявление, как утверждает генерал-полковник Владимир Литвинов, торопливости при осуществлении масштабных преобразований в строительстве отечественных ВС.
В сентябре 1997 г., спустя два месяца после указа президента РФ от 16.07.97 г., в ВВА им. Гагарина была проведена научная конференция на тему: "Военная реформа и будущее авиации Российской Федерации". Ее подготовка была начата в мае - июне 1997 г. В конференции участвовали: руководящий состав ГК ВВС, генералы и офицеры войск ПВО страны, командующие и офицеры штабов авиационных объединений. Важно и то, что к ее работе были привлечены генеральные конструкторы ведущих ОКБ страны (Сухого, Яковлева, Микояна, Туполева).
В основном докладе "Военная реформа и будущее авиации Российской Федерации" были изложены теоретические основы применения новых ВВС, а именно: их предназначение, основные задачи, формы оперативного применения; способы выполнения боевых задач объединениями, соединениями, частями и подразделениями преобразованных ВВС. Они получили одобрение в ходе обсуждения на конференции.
Широко обсуждались вопросы военной реформы, в том числе объединение ВВС и войск ПВО, и на страницах разных СМИ. В марте 1998 г., в начале в полной мере развернувшегося процесса реформирования ВВС и войск ПВО, главком ВВС генерал армии Анатолий Корнуков публикует важную статью "Теория строительства новых ВВС" ("НВО" # 10 за 1998 г.), которая явилась по существу своеобразным учебным пособием и для строевых частей ВВС, и для военных вузов, в том числе и для ВАГШ.
СТРУКТУРА ВИДА
Главнокомандующий ВВС в статье изложил принципы преобразования двух видов ВС в один. Одним из них является следующий: "В процессе преобразования ВВС и войск ПВО не подвергать коренным изменениям оргструктуру родов войск ПВО и родов авиации".
Претворение в жизнь этого принципа позволило в процессе преобразования ВВС и ВПВо сохранить целостность основных оргструктур как ВПВО, так и ВВС, а следовательно, и сохранить высокопрофессиональные кадры, особенно в дивизионном и полковом звеньях, высокую боеготовность соединений и частей.
В интервью генерал-полковник Литвинов утверждает, что современную оргструктуру ВВС нормальной признать нельзя, и он заявляет: "Наиболее целесообразной формой оперативного объединения войск в Военно-воздушных силах мне представляется воздушная армия из 12-15 полков и бригад - самого различного назначения..."
Давая характеристику составу современных ВВС, генерал-полковник Литвинов не замечает важнейшего элемента оргструктуры современных ВВС, а именно, что в составе ВВС имеются две воздушные армии Верховного Главного Командования - ВА ВГК (СН) и ВА ВГК (ВТА). Первая является составной частью стратегических ядерных сил РФ, вторая - важнейшим средством ВГК для осуществления маневра по воздуху группировок войск и боевой техники с одного стратегического (операционного) направления на другое, в том числе и соединений (частей) постоянной готовности. ВА ВГК (ВТА) - основное средство доставки оперативных воздушных десантов в интересах стратегических операций на континентальных ТВД.
К завершению объединения выходит в свет военно-теоретический труд главкома ВВС генерала армии Корнукова в помощь строевым частям ВВС "Российские Военно-воздушные силы. Основы их оперативного применения в обычной войне". До выхода в свет новых уставных документов, определяющих основные положения применения современных ВВС в обычных войнах, этот труд может рассматриваться как основа проведения оперативно-тактической подготовки в объединениях, соединениях и частях, а также для дальнейшего углубленного исследования вопросов оперативного искусства ВВС.
В определении оптимальной оргструктуры оперативных объединений новых ВВС принимали участие и соответствующие управления Минобороны, Генштаба, главкомата ВВС и др. Для определения оптимальной структуры ВВС использовались и результаты военно-теоретических исследований. К примеру таких:
"Развитие военной авиации в России (СССР)". ЦОТИ ВВС, М., 1991 г.;
"Динамика организационной структуры Военно-воздушных сил" (Теория и опыт за период 1939-1937 годов). Главкомат ВВС. М., 1997 г.;
"Из истории создания и развития военной авиации в России". М., 1997 г.;
"Краткая историческая справка основных дат образования и истории развития организационных структур в составе ВВС РФ". М., 1992 г.
Из истории развития ВВС нашей страны следует, что основу оргструктур объединений ВВС, как правило, составляли авиационные дивизии различного назначения трехполкового состава; полки - в составе трех эскадрилий. После длительных обсуждений многих вариантов оргструктур оперативных объединений новых BВC врио начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Валерий Манилов 11 декабря 1997 г. принял решение, что таким объединением становится армия ВВС и ПВО. Она должна включать:
два-три соединения ПВО, в составе которых находятся части ИА, ЗРВ и РТВ;
одно-два авиационных соединения, предназначенных для решения ударных задач в интересах войск округа;
воинские части и учреждения, непосредственно подчиненные командующему армией.
Это позволило в наибольшей мере сохранить оргструктуру соединений и частей авиации и ПВО, достигнутый ими уровень боеготовности, систему управления частями и подразделениями, а также, что немаловажно, боевые традиции личного состава ВВС и ВПВО.
Если реализовать предложения автора статьи "Большие дела поспешности не терпят", то авиационная составляющая будет основательно разрушена. Это предложение совершенно не учитывает богатого и поучительного опыта оргструктур объединений ВВС за последние 50-60 лет, основополагающих требований уставных документов и важных положений теории управления как таковой.
Что касается замечания генерал-полковника Литвинова о том, что "в настоящее время в боевом составе ВВС имеются... вдобавок и зоны, и районы ПВО", то следует заметить: ни зоны, ни районы ПВО не входили и не входят в боевой состав ВВС, они не являются элементами боевого состава организационно штатной оргструктуры Военно-воздушных сил. Речь идет о зонах ответственности.
***
Изложенное - убедительное, очевидное свидетельство того, что преобразование двух видов ВС в один осуществлялось не на основе "элементарной арифметики - расформировать и передислоцировать", а на всесторонне разработанной и проверенной теоретической базе, проверенной различными формами исследований с широким использованием положительного практического опыта строительства отечественных ВПВО и ВВС.
Объединение не умаляет роли войск ПВО и не возносит роль ВВС. Оно служит повышению эффективности жизненно важной для нашей страны проблемы - обеспечение надежной национальной безопасности России в военной сфере.