Этап формирования Общей европейской политики в области безопасности и обороны завершился в Ницце созданием постоянных структур, принятием обязательств по обеспечению потенциала и решений, касающихся НАТО и третьих государств. Теперь мы вступаем в этап осуществления этой политики.
Мы также поставили цель в течение текущего полугодия определить порядок консультаций с потенциальными партнерами и, в частности, с Россией, а также условия их участия в операциях по урегулированию кризисов, в случае их проведения ЕС.
Россия стала первой целью общей стратегии ЕС, она поддерживает плодотворный политический диалог с ЕС. ЕС рассматривает ее в качестве стратегического партнера в укреплении стабильности и безопасности в Европе.
В этой связи, совместное заявление, принятое в ходе саммита ЕС-Россия 30 октября прошлого года, в частности, предусматривает:
- специальные консультации по вопросам безопасности и обороны;
- стратегический диалог по вопросам, в частности, связанным с безопасностью, имеющим значение для России и ЕС;
- расширение сферы регулярных консультаций экспертов по вопросам разоружения и нераспространения вооружений;
- развитие сотрудничества в сфере операционного урегулирования национальных кризисов.
Данные положения должны быть уточнены в свете предстоящего саммита ЕС-Россия в апреле 2001 года.
Россия предпринимает упорные усилия по модернизации государства, основывающиеся на продвижении демократии, соблюдении права и в экономическом, и в социальном развитии. И поэтому вполне закономерно приложить совместные усилия, чтобы России стала частью европейской семьи. Необходимо общее мышление в рамках "договора о сотрудничестве", основанного на общих ценностях, признании и уважении интересов друг друга. В ой связи мне представляется необходимым вести открытый, основанный на доверии и транспарентности российско-европейский диалог.
Исторические связи, объединяющие Россию и Францию с конца XIX века, наша ответственность как государств - постоянных членов Совета безопасности ООН и ядерных держав, придают огромную важность тому вкладу, который наши два государства могут привнести в обеспечение безопасности на континенте и на международной арене.
Придание нового динамизма французско-российским отношениям, за которое высказались президенты Путин и Ширак, положило начало новому этапу, отмеченному двумя важными событиями: официальным визитом президента Путина в Париж по случаю Саммита ЕС-Россия в октябре 2000 года; правительственным семинаром сопредседателями которого являлись премьер-министры наших государств Касьянов и Жоспен, в декабре 2000 года.
ЗАКОНОМЕРНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ
Основное направление европейского строительства за последние годы - формирование европейской политики в области безопасности и обороны. Во время председательства Франции в Европейском союзе эта политика являлась для нас приоритетом, так же, как и на основе взаимной договоренности государств-членов на протяжении двух последних лет.
Европейская политика безопасности и обороны основывается на общей динамике европейского строительства, на взаимном осознании задач, и именно благодаря совместным действиям мы достигли сегодняшних результатов, учитывая мнение всех сторон.
Европейский союз - это не просто крупное валютное, промышленное, торговое и технологическое объединение. Он также играет ведущую роль в регулировании международных отношений в торговле, экономике и промышленности. И теперь ЕС начинает играть эту роль и в политике. У европейцев много общего в плане экономики, социальных вопросов, повседневной безопасности. Они стремятся к союзу стабильных демократических государств в стабильной обстановке.
Данное развитие уже было отражено в Амстердамском договоре 1997 года, который отводил новую роль международной политике общей безопасности, в частности, посредством миссий по урегулированию кризисов, создал пост Верховного представителя по вопросам международной политики в области общей безопасности, а также политический орган планирования и быстрого оповещения.
Таким образом, государства - члены ЕС имеют многочисленные общие интересы и ценности, на которых основывается международная политика и политика общей безопасности. В то же время, данная позиция не может иметь смысла без надежного военного потенциала, к которому сегодня стремятся государства - члены ЕС.
Кризис в Косово сыграл в этой связи важную роль в совместном осознании ситуации государствами - членами ЕС. Мы измерили глубину близости наших позиций и стремления к совместным действиям на нашем континенте, при максимальном участии наших союзников и партнеров по обеспечению безопасности в Европе, во имя защиты наших идеалов и интересов. Мы также осознали, что не располагаем средствами для принятия решений и действий, которые бы соответствовали нашей политической воле.
Укрепление роли ЕС в еще большей степени оправдывается тем, что для урегулирования кризисов, включая возможность их предвидеть, сегодня необходимо сочетание политических, экономических, гуманитарных, финансовых и военных мер. Сегодня ни один кризис не может быть урегулирован только военным или экономическим путем. Как о том свидетельствует повседневный опыт в Косово, указанные меры чередуются, иногда накладываются одна на другую.
Европейский союз располагает целым рядом таких средств. Комиссия, в частности, имеет финансовые средства двусторонней или региональной помощи. Совместное использование, комбинирование этих средств станет завтра настоящей особенностью ЕС на международной арене.
В июне 1999 года в Кельне было решено дополнить имеющиеся в распоряжении ЕС средства автономной силой для принятия решений и действий в целях урегулирования кризисов военным путем, что предполагает меры от гуманитарных миссий и миссий по эвакуации граждан до восстановления мира путем миротворческих операций. Начиная с этой даты на каждом заседании Европейского совета подчеркивалась важность этого стремления.
В нашей работе мы придерживались не институционного, а прагматичного и действенного подхода, пытаясь дать ответ на простой вопрос: какие военные действия и компетенция нам необходимы и в какой мере, чтобы ЕС мог принимать решения и проводить военные операции по урегулированию кризисов, взяв на себя ответственность.
Здесь нет ничего агрессивного по отношению к нашему окружению. Наши меры направлены исключительно на поддержание мира и международной безопасности.
Здесь также нет ничего, что компрометировало бы НАТО. С одной стороны, Североатлантический альянс остается основой коллективной безопасности его членов. С другой стороны, для урегулирования кризисов ЕС и НАТО должны действовать "разумно", путем диалога. Эффективное сотрудничество и прозрачность в ходе консультаций помогут избежать такой ситуации, когда ЕС ставит партнеров перед "свершившимся фактом", а НАТО использует "преимущественное право или право вето".
Еще в апреле 1999 года Североатлантический альянс с удовлетворением одобрил европейскую инициативу, подчеркнув, "что усиление роли Европы приведет лишь к укреплению жизнеспособности НАТО в XXI веке".
Появление ЕС как новой политической силы на европейской и международной сцене свидетельствует о том, что европейцы достигли прогресса в области безопасности и играют более важную роль в международных отношениях.
ПРИНЦИПЫ
В основе общей европейской политики в области безопасности и обороны лежат несколько принципов.
Первый сводится к первостепенной роли Совета безопасности ООН в плане поддержания мира и международной безопасности, а также при использовании силы для урегулирования конфликтов. И здесь уместным будет напомнить о решимости европейцев действовать согласно резолюциям Совета безопасности, несмотря на трудности и необходимые компромиссы, как это было в Косово.
Сравнительное преимущество ЕС в урегулировании кризисов заключается в способности охватить различные стороны кризиса и использовать самые различные средства, которые имеются в его распоряжении, как гражданские, так и военные. В этой связи, ЕС намерен тесно сотрудничать с ООН, ОБСЕ и Советом Европы, а также со своими партнерами, такими, как Россия, которые желают внести свой вклад в предотвращение конфликтов и поддержание мира и безопасности на континенте.
Можем ли мы участвовать в операциях во всем мире? Вполне естественно, что наши средства ограниченны, и что мы не стремимся стать жандармом всего мира. Наши интересы в области безопасности сосредоточены прежде всего в Европе и на ее подступах. Однако мы не намерены отказываться от участия ЕС в какой-либо миротворческой операции, проводимой по решению ООН. ЕС уже сегодня играет стабилизирующую роль во многих регионах, тем, что оказывает экономическую помощь.
Второй принцип - совместные действия всех 15 членов.
Отправной точкой стал франко-британский саммит в Сен-Мало в декабре 1998 года, но именно проводимые каждые 6 месяцев заседания Европейского совета позволили нам добиться успеха на высшем уровне ЕС с участием всех 15 членов. Именно это придает важность и силу нашим решениям.
Участие всех 15 членов также подразумевает, поскольку речь зашла об автономном потенциале, что государства - члены ЕС должны создать возможности действовать, рассчитывая только на свои силы, особенно когда Атлантический альянс как таковой не задействован или же если наши европейские соседи, не являющиеся членами ЕС, не намерены присоединиться к нам. Сегодня мы работаем над созданием потенциала для таких автономных действий.
Третий принцип - межправительственные действия.
Все вопросы европейской политики безопасности и обороны относятся к межправительственной сфере, что означает, что все решения принимаются на основе консенсуса пятнадцати государств-членов. В этой области речь не может идти о наднациональных действиях и голосовании большинством голосов. Когда заходит речь о применении силы, решение об использовании национальных средств должно приниматься каждым правительством самостоятельно.
Это означает, что мы не занимаемся формированием европейской армии. Мы создаем политические и военные органы, процедуры, которые позволят нашим армиям действовать совместно, если такое решение будет принято главами государств и правительств. Мы не намерены создавать европейскую армию, мы хотим дать ЕС возможность проводить миротворческие операции за счет национальных средств, которые в большинстве своем уже существуют либо на европейском национальном или многонациональном уровне, либо в рамках НАТО.
Военная операция ЕС может осуществляться и без участия всех членов: в этом заключается принцип "конструктивно воздержавшихся сторон". Однако такая операция невозможна в рамках ЕС, если хотя бы одно из государств-членов проголосует против ее проведения.
Участие пятнадцати членов не означает, что нет необходимости учитывать стратегическую обстановку в ЕС. Отношения Общей европейской политики в области безопасности и обороны с НАТО и третьими государствами - нашими основными партнерами в области безопасности - являются для нас одним из основных направлений работы.
Говоря об отношениях ЕС-НАТО, следует отметить, что самое широкое и пристальное внимание будет уделяться консультациям, сотрудничеству и прозрачности (ведь одиннадцать государств являются членами обеих организаций одновременно). Однако также учитывается полная автономия каждой из этих двух организаций - ЕС и НАТО - в принятии решений, а также мы не забываем об их различной природе.
Отношения ЕС с третьими государствами - партнерами в области безопасности - также носят стратегический характер. Здесь речь идет, конечно же, о европейских государствах - членах НАТО, но не являющихся членами ЕС, о государствах - кандидатах в члены ЕС, а также о Канаде. Но следует упомянуть и других потенциальных партнеров, которые могут принять участие в операциях ЕС, таких как Россия или Украина.
И здесь также принцип диалога, консультаций и сотрудничества с учетом независимого принятия решений пятнадцатью государствами является первостепенным.
Мы часто указываем на то, что не занимаемся возведением крепости. Наш проект европейской обороны является открытым, и мы заинтересованы в помощи европейских партнеров, которые намерены к этому проекту присоединиться.
РЕАЛИЗАЦИЯ
Как же осуществляется Общая европейская политика безопасности и обороны?
На Совете в Ницце были созданы постоянные политические и военные структуры Европы в области обороны.
Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности, в состав которого входят послы, сыграет важнейшую роль в определении политики Союза в случае кризиса и в наблюдении за ее каждодневным осуществлением. В кризисной ситуации председателем комитета будет являться Верховный представитель. Комитет будет осуществлять политический контроль и стратегическое управление операцией.
Указанному комитету будет оказывать содействие комитет по военным вопросам, состоящий из военных представителей пятнадцати государств - членов ЕС. Комитет по военным вопросам будет высказывать мнения и давать рекомендации военного характера, а также осуществлять военное руководство Штабом ЕС.
Штаб ЕС, состоящий примерно из 100 сотрудников, будет в основном заниматься наблюдением и анализом ситуации, а также планированием до принятия решений.
Европейский совет также наметил коллективные цели по созданию потенциала по трем стратегическим направлениям: стратегическая мобильность при переброске военнослужащих на места; штабы, занимающиеся командованием и контролем объединенных сил; средства предоставления информации для этих целей.
20 ноября 2000 года состоялась конференция министров обороны по обеспечению потенциала, на которой каждый из министров объявил о вкладе его государства в создание потенциала. Данная конференция стала первым конкретным воплощением решимости ЕС создать общий военный потенциал.
Обязательства государств-членов по созданию потенциала предусматривают создание резерва численностью 100 тыс. военнослужащих, около 400 боевых самолетов и 100 военных кораблей. Это полностью соответствует потребностям, определенным экспертами ЕС, чтобы при различных обстоятельствах иметь возможность развернуть корпус численностью 60 тыс. человек, включая вероятность одновременных действий по урегулированию двух кризисов.
Другие государства, не члены НАТО, также представили предложения о дополнительных вкладах, которые будут рассмотрены в предстоящие месяцы.
Работы по созданию гражданского потенциала также продвинулись в этом полугодии; в частности, речь идет о полиции и об укреплении правового государства. Мы наметили методы достижения поставленной в Фейре цели - размещении 5000 полицейских, 1000 из которых в течение 30 дней. Мы приняли решение предоставить ЕС возможность планирования и проведения операций полиции.
15 государств - членов ЕС согласовали методы, которые позволили бы сотрудничать с НАТО, чтобы иметь возможность использовать его потенциал и средства в соответствии со взятыми Альянсом в Вашингтоне обязательствами. Эти предложения были одобрены НАТО в конце прошлого года.
Мы также предусмотрели обязательства, которые могли бы взять на себя государства, не являющиеся членами ЕС, чтобы они могли участвовать в операциях ЕС по урегулированию кризисов.
Предусматривается, в частности, создать комитет вносящих вклады сторон, который объединит в период проведения операции государства-члены, то есть страны 15-ти, а также все третьи государства-участники и который даст этим государствам возможность играть важную роль в текущем урегулировании кризиса.
На заседаниях Европейского совета о России открыто говорили как об одном из потенциальных партнеров, которые могут участвовать в операциях, предпринимаемых в соответствии с решениями ЕС на их проведение, конечно, если на то будет желание России.
В Ницце было предложено проводить в обычный период обмен информацией с потенциальными партнерами по вопросам Общей европейской политики в области безопасности и обороны, а в случае кризисов, если будет рассматриваться возможность проведения военной операции, консультации, которые позволят провести обмен мнениями и дискуссии по поводу участия потенциальных партнеров.
Кроме этого с Россией будут проводиться специальные консультации по вопросам безопасности и обороны в соответствии с совместным заявлением на саммите ЕС-Россия.
Мы передали председательство в ЕС нашим шведским партнерам, чтобы они начали этот новый этап строительства Общей европейской политики в области безопасности и обороны.
В течение 2001 года мы объявим операционным весь комплекс инструментов ЕС, в частности штаб. Также мы завершим процесс договоренностей между ЕС и НАТО по вопросу о взаимном использовании средств обеих этих организаций.
В течение этого полугодия уточним порядок консультаций с Россией и порядок ее участия в операциях ЕС по урегулированию кризисов. В этом заключается приоритетная направленность председательства Швеции, разделяемая всеми государствами-членами.
***
Политика европейской обороны - это долгосрочный проект, для осуществления которого необходимы политическая воля и прагматизм. Но я полагаю, что на протяжении последних двух лет мы продемонстрировали серьезность наших намерений играть более важную роль в обеспечении безопасности на нашем континенте.
Включение вопросов обороны в деятельность ЕС является важнейшим свершением в деле европейского строительства. Оно обогатит отношения ЕС с его партнерами, и в первую очередь с Россией.
Мы все вместе, российские и европейские партнеры, должны воплотить в жизнь это новое направление нашего партнерства. Именно к этому стремится Европа, и в частности Франция.