0
2454
Газета Концепции Интернет-версия

01.06.2001 00:00:00

Доктрина и "авось"

Тэги: Виликобритания, документ, операции, поддержание, мир


Недавно одному из авторов этой статьи попали в руки, скажем так, любопытные документы под общим названием "Операции по поддержанию мира". Любопытны они с нескольких точек зрения. Во-первых, рождены эти документы в недрах Министерства обороны Великобритании и для посторонних глаз не предназначались. Во-вторых, они многое объясняют в "феномене Косово", когда "все прогрессивное человечество" недоумевало и возмущалось, с какой стати страны НАТО наносят бомбовые и ракетные удары по территории независимого государства?

УДИВИЛИ. А ДАЛЬШЕ?

Как явствует из упомянутых документов, военные операции, подобные косовской, должны проводиться натовцами в соответствии с Доктриной миротворчества НАТО и согласованной с ней Национальной доктриной миротворчества Великобритании. То есть являются одним из методов государственной политики стран НАТО по отношению к внутренним конфликтам в тех или иных государствах. А в косовском варианте НАТО пошла еще дальше, и для начала военной операции даже не испросила санкции ООН, хотя Доктрина альянса и предусматривает получение санкции ООН или

ОБСЕ. Нас в очередной раз поставили перед фактом существенных изменений во взглядах и подходах к целому пласту военной дипломатии, которые являются фактическим пересмотром положений международного права о невмешательстве во внутренние дела суверенных государств.

А как же отреагировала на это Россия?

В связи с Косово всем нам памятен эпизод с "захватом" нашими десантниками аэродрома в Приштине, изумивший не только натовцев (аэродром располагался в их "зоне ответственности"), но и остальной мир, включая россиян. Правда, вскоре выяснилось, что бросок на аэродром, пробудивший у нас давно забытые чувства из разряда "Знай наших!", был сделан по российской традиции в расчете на "авось". И что делать с аэродромом дальше, мы не знали. Почему? Попробуем ответить на этот вопрос.

Миротворческой деятельности ООН насчитывается уже более полувека. Россия же (тогда в составе СССР) начала участвовать в миротворческих операциях ООН с 1973 г. - тогда на Ближний Восток была направлена первая группа советских военных наблюдателей ООН. И лишь в апреле 1992 г., на основании резолюции # 743 Совета Безопасности ООН, в миротворческих операциях ООН впервые приняли участие подразделения Вооруженных сил РФ.

Естественно, что, опоздав как минимум на 25 лет, Россия существенно отстала не только по опыту практической миротворческой деятельности, но и в теории миротворчества. На сегодняшний день это отставание настолько ощутимо, что российским миротворцам трудно даже разговаривать с иностранными коллегами на тему миротворчества: в русском языке нет "миротворческих" терминов и понятийного аппарата, адекватных английским. Это не удивительно, ведь даже в Военной доктрине России миротворчество упоминается лишь мельком, а государственной доктрины миротворчества вообще не существует. То есть у нас нет основополагающих документов государственного уровня, определяющих, "что такое хорошо, и что такое плохо" в миротворчестве. А, к примеру, в той же Великобритании уже в 1994 г. был выпущен том 5, часть 2 Полевого устава сухопутных войск под названием "Расширенное понимание миротворчества" ("Wider Peacekeeping"), в котором были определены различные аспекты миротворчества. В настоящее время там же вышла в свет публикация под общим названием "Операции по поддержанию мира" (Peace Support Operations, Joint Warfare Publication 3-50), заменившая "Расширенное понимание...".

УПРОЩЕНИЕ ДЕЗОРИЕНТИРУЕТ

Мы не собираемся здесь отвечать на первый из двух извечных российских вопросов: кто виноват в отсутствии российской доктрины миротворчества? Перейдем сразу ко второму: что делать?

Прежде, в период холодной войны и противостояния двух систем "на всех фронтах", участие СССР в миротворческих операциях хотя и было частью соревнования с Западом, однако миротворчество считалось нашей страной далеко не главным средством подтверждения своего авторитета в мире.

Сегодня же, когда Запад, по сути, соглашается с участием России в миротворческих операциях, скорее отдавая дань ее былой роли в мире и все еще опасаясь ее пусть и порастраченного военного могущества, участие нашей страны в процессе миротворчества оказывается для нас едва ли не единственным средством напомнить о своем существовании. А если повезет, то и попытаться увеличить свое влияние в мировом сообществе. Именно поэтому России необходимо участие в миротворческой деятельности под эгидой ООН, ибо это лучший способ демонстрации своих национальных интересов и потенциальных возможностей.

Однако, на наш взгляд, нынешней степени российского участия в миротворчестве явно недостаточно для достижения тех целей, которые Россия ставит перед собой в области внешней политики. К числу таких целей относится и весьма актуальная - восстановление и укрепление международного авторитета страны. Только вот достичь ее марш-бросками, наподобие приштинского, вряд ли удастся (хотя, признаться, в тот момент он был весьма кстати). Нужны действия, опирающиеся на государственное видение ситуации в том или ином регионе, а главное, совершаемые в рамках законов, принятых в России.

Для этого, как представляется, совершенно необходимо провозгласить миротворчество одной из важнейших сфер государственной политики России.

Конечно, такое провозглашение должно быть сделано не на пустом месте. Необходимо разработать и принять Российскую национальную доктрину миротворчества. В свою очередь, такая доктрина может быть разработана лишь на основе Национальной концепции миротворчества (названия доктрины и концепции условны). Здесь уместно сказать, что понятие "миротворческие операции" часто ошибочно трактуется лишь как "военные действия". Это не более чем распространенный предрассудок, привычное упрощение. В действительности такие операции включают в себя широчайший комплекс превентивных мер, от дипломатических до гуманитарных, направленных прежде всего на предотвращение ситуаций, при которых проведение военных миротворческих действий становится неизбежным, а миротворческая операция не заканчивается после прекращения военных действий. И при разработке Национальной концепции миротворчества подобную многовариантность видов миротворческих операций целесообразно отразить в полной мере.

Те или иные варианты подобной концепции наверняка существуют в ряде ведомств и институтов (есть она и у авторов), но, по всей видимости, остаются невостребованными. Проанализировать, обобщить эти варианты и способствовать созданию концепции и доктрины миротворчества могло бы нечто вроде Управления миротворческих операций, которое следовало бы создать в рамках администрации президента России. При этом желательно, чтобы среди сотрудников этого управления были и те, кто имеет практический опыт участия в миротворческих операциях под эгидой ООН.

УПУЩЕННЫЕ ВЫГОДЫ

При такой постановке проблемы неизбежно возникает вопрос: по карману ли нынешней России миротворчество? Ведь оно, по широко распространенному мнению, - вещь дорогая, требующая высоких затрат. Это так и есть. Но есть и такое понятие, как упущенная выгода от неучастия в миротворчестве. Ведь миротворческие акции в известной мере являются как бы рекламными и демонстрируют возможности страны-миротворца, ее "человеческий материал", способствуют утверждению ее авторитета в глазах мировой общественности и, если угодно, продвижению достижений страны в технической и гуманитарной областях на мировые рынки, в том числе и на рынок товаров и услуг, потребляемых ООН. Рынок этот, кстати, весьма емок - ООН тратит на нем около трех миллиардов долларов в год, - однако российский производитель представлен на нем всего несколькими именами. А если бы государство озаботилось и данной проблемой и приняло что-то вроде "Программы участия России в снабжении рынка товаров и услуг, потребляемых ООН", в том числе и на цели миротворчества, то стереотипное представление о нерентабельности последнего наверняка было бы разрушено.

Помимо упущенной материальной выгоды, Россия, принимая участие в миротворческих операциях в своем нынешнем качестве, может потерять нечто большее. Дело в том, что за рубежом завершается формирование единого подхода к проблеме регионального миротворчества. Подтверждение этому - принятое Европейским сообществом решение о создании к середине 2003 г. Объединенных миротворческих сил быстрого реагирования. И очень важно, чтобы Россия не осталась в стороне от этого процесса. Ее активное включение в новый миротворческий механизм должно укрепить международный авторитет страны, будет способствовать ее дальнейшей интеграции в Европейское сообщество. Но для этого надо разработать и принять российскую Национальную доктрину миротворчества и по возможности более тесно согласовать ее положения с соответствующими документами, существующими на Западе.

Кроме того, Россия вполне могла бы выступить с инициативой внесения в Устав ООН четких определений различных миротворческих операций и однозначной трактовки условий, при которых и кем они могут проводиться. Это поможет укреплению миротворческого механизма ООН/ОБСЕ, приблизит перспективу создания миротворческих сил ООН, составной частью которых стали бы Российские национальные миротворческие силы. Возникает вопрос, откуда эти силы возьмутся? Будет логично придать тем силам и средствам, которые применяются в миротворческих операциях, официальный статус Национальных миротворческих сил РФ (НМС). В состав же этих сил наряду с элитными частями ВДВ и представителями других родов войск, по нашему мнению, можно включить специально подготовленные и натренированные подразделения Национального гуманитарного миротворческого корпуса (НГМК). А формировался бы этот корпус преимущественно из резервистов и офицеров запаса, имеющих опыт участия в миротворческих операциях.

И последнее. Идеология миротворчества как нельзя лучше подходит для создания на ее базе учебной программы двух ступеней - для средней и высшей школ, которая помогала бы воспитанию у молодого поколения чувства патриотизма, миролюбия и, если угодно, интернационализма. Введение в учебные программы дисциплины "миротворчество" заполнило бы идеологический вакуум, образовавшийся после упразднения пионерской организации и комсомола. А молодые люди, окажись они где-то в качестве миротворцев, уж точно бы знали, что им делать с занятым аэродромом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1259
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
794
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1526
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1473

Другие новости