Планируемая к развертыванию в США ПРО территории страны, получившая наименование национальной ПРО (НПРО), критически оценивается многими отечественными и зарубежными специалистами, в том числе известными американскими учеными. Указывается, что в силу объективно существующей взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями развертывание национальной ПРО сделает невозможным осуществление сокращений СНВ России и США, более того, миру вновь будет навязана гонка вооружений, причем с неизбежным выходом ее в космос. Развертывание такой ПРО окажет негативное воздействие на другие направления разоруженческого процесса и в конечном итоге под угрозу будет поставлена вся сложившаяся система контроля над вооружениями. Будут подорваны режимы нераспространения ОМУ и средств его доставки. Другие государства, опасаясь того, что их ядерные потенциалы - в случае развертывания в США НПРО - могут быть обесценены, вынуждены будут осуществлять наращивание и совершенствование своих ядерных вооружений, своего рода цепная реакция может охватить многие регионы мира. Все это окажет самое негативное воздействие на политическую и военно-стратегическую обстановку в мире.
УГРОЗА НА ТРАССЕ
На фоне обширной и хорошо обоснованной критики планируемой к развертыванию в США НПРО до сих пор, во всяком случае в широкой печати, не затрагивался один принципиально важный вопрос: в случае перехвата баллистических ракет системой ПРО не возникнет ли угроза нанесения ущерба странам, расположенным на трассе запуска этих ракет? Дело в том, что США, как известно, создавая НПРО, исходят из того, что, во-первых, перехват атакующих ракет и их элементов должен быть "неядерным" (то есть поражение должно обеспечиваться за счет прямого кинетического соударения перехватчика с целью) и, во-вторых, перехват должен осуществляться на максимальном удалении от территории США, чтобы обломки ракет агрессора, которые в принципе могут нести ядерные, химические или бактериологические боеприпасы, падали на его же территорию.
Это весьма важные обстоятельства. Они подводят к необходимости уяснения по меньшей мере двух моментов:
- что понимается под поражением баллистической ракеты и ее боеголовок при неядерном перехвате? Будут ли результаты их перехвата такими же, как, например, при перехвате системами ПВО самолетов или крылатых ракет?
- в каких случаях обломки (фрагменты) сбитых ракет могут падать за пределами территории агрессора и не будут ли они представлять угрозу для других государств?
Отвечая на первый вопрос, необходимо отметить, что в принципе могут иметь место два случая: первый - воздействие осуществляется по корпусу ракеты (что характерно для разгонного участка, а при неотделяемой головной части - для всей траектории полета ракеты); второй - воздействие осуществляется по боеголовке (после отделения ее от последней ступени ракеты). В первом случае происходит механическое разрушение ракеты и ее обломки по инерции продолжают полет по баллистической траектории. Так было, например, во время войны в Персидском заливе, когда американская ракета-перехватчик "Пэтриот" попадала в корпус иракской ракеты "Скад", остатки корпуса вместе с боеголовкой (зачастую даже не поврежденной) продолжали полет в район намеченной цели. Во втором случае ситуация может быть аналогичной вышеописанной (то есть боеголовка может механически разрушиться частично или полностью и дальнейший полет будут осуществлять ее обломки), если относительная скорость встречи боевой части противоракеты с перехватываемой боеголовкой будет сравнительно небольшой. Если же упомянутая относительная скорость достаточно высокая, то при соударении боевой части противоракеты с боеголовкой будут иметь место более сложные процессы - например, материал ядерного боезаряда может диспергироваться, распылиться.
ПЕРЕХВАТ
Заметим, что с военной точки зрения следует признать правомерным стремление осуществить перехват ракет агрессора как можно раньше после их запуска с таким расчетом, чтобы обломки ракет упали на его же территорию, подвергая ее радиоактивному заражению, химическому или биологическому воздействию (в зависимости от типа применяемого ОМУ) и тем самым наказывая агрессора. Такая ситуация может возникнуть, если перехват ракет будет осуществляться на активном (разгонном) участке траектории полета. Стремление обеспечить перехват ракеты на ее разгонном участке траектории полета диктуется и рядом других обстоятельств, в частности:
- в этом случае одним ударом уничтожается ракета со всеми размещенными на ней боеголовками и средствами преодоления ПРО (в противном случае приходится перехватывать каждую цель, отделившуюся от ракеты, в отдельности);
- на разгонном участке работают двигатели ракеты, образуя интенсивное инфракрасное излучение, что существенно облегчает решение задачи обнаружения ракеты и наведения на нее противоракеты;
- ракета имеет сравнительно большие размеры, представляет собой тонкостенную конструкцию и, стало быть, является легко уязвимой целью (по сравнению с высокостойкими и имеющими небольшие размеры боеголовками).
Конечно, перехват баллистических ракет на разгонном участке имеет и свои проблемы. Прежде всего время полета ракеты на этом участке мало, что делает организацию перехвата весьма затруднительной (задача перехвата на разгонном участке ракет оперативно-тактического класса практически не стоит). Нужно иметь в виду и то, что для точного наведения (прямого попадания в цель) ракеты-перехватчики должны оснащаться головками самонаведения, работающими, как правило, в оптическом диапазоне длин волн, что при их функционировании в атмосфере требует решения весьма непростой задачи охлаждения таких головок самонаведения. И тем не менее, несмотря на эти проблемы, перехват ракет на разгонном участке привлекает внимание специалистов, в том числе и разработчиков американской национальной ПРО. А с этим, как уже было указано выше, связан вопрос: куда денутся обломки сбитых ракет, представляют ли они значительную угрозу и для кого? При этом, конечно, следует иметь в виду, что в общем случае не всегда все обломки сбитых ракет или боеголовок достигнут поверхности Земли (одни из них могут сгореть при движении в плотных слоях атмосферы, другие все же преодолеют атмосферу - многое здесь зависит от скорости и времени движения обломков в атмосфере, свойств их материала, формы и др.).
ОБЛАСТЬ ПАДЕНИЯ
Мы не располагаем данными, позволяющими количественно оценить рамки возможного ущерба от поврежденных или разрушенных боеголовок ракет. Но представляется, что пренебрегать ими было бы ошибочным.
Итак, оценим размеры возможной области падения сбитых боеголовок баллистических ракет.
Начнем с перехвата боеголовок на участке их баллистического полета, то есть после окончания разгонной фазы ракеты. При попадании кинетического снаряда-перехватчика, имеющего массу m и скорость v в боеголовку с массой M, скорость боеголовки в результате передачи ей импульса (количества движения) снаряда уменьшается на величину vm/(m+M). При этом может изменяться и направление вектора скорости боеголовки. Все это вызывает отклонение ее фактической точки падения от точки прицеливания.
Оценки показывают, что при соотношении масс снаряда-перехватчика и боеголовки порядка 0,1 и скорости снаряда-перехватчика 3-5,5 км/с скорость боеголовки (или средняя скорость "облака обломков" боеголовки в случае ее разрушения) изменится примерно на 300-500 м/с. Соответствующие оценки максимального отклонения точки падения боеголовки приведены в таблице 1.
Перейдем к рассмотрению перехвата баллистической ракеты на разгонном (активном) участке. После поражения ракеты на этом участке набор скорости прекращается, но боеголовки при этом могут не разрушиться и продолжить движение по траектории, определяемой набранной к моменту перехвата скоростью (ее величиной и наклоном к плоскости местного горизонта). Чтобы избежать достаточно сложных расчетов, можно принять, что при стрельбе на большую дальность ракета как бы последовательно проходит активные участки траекторий, соответствующих стрельбе на меньшие дальности. Тогда получить грубую оценку зависимости дальности полета боеголовки от высоты перехвата ракеты (не связанную с конкретной ракетой, но отражающую порядок значений) можно, используя известные параметры концов активных участков некоторых ракет. В качестве типовых ракет примем ракеты, указанные в таблице 2.
Полученные иллюстративные оценки характерной (усредненной) дальности полета обломков ракеты (боеголовки) для нескольких возможных высот перехвата ракеты приведены в таблице 3. Эти оценки получены путем простой аппроксимации условной (расчетной) траектории полета ракеты, лежащей внутри коридора, образуемого указанными в таблице 2 типовыми ракетами.
Представленные в таблицах 1 и 3 результаты расчетов показывают, что при перехвате системой ПРО ракеты на участке разгона или боеголовки после ее отделения от ракеты, их обломки не свалятся вниз, как при поражении самолета агрессора, а продолжат полет и могут внезапно свалиться на территорию стран, оказавшихся на пути ракеты и находящихся за сотни и тысячи километров как от места старта, так и от планировавшегося объекта нападения. Мы не станем указывать, какие конкретные страны могут стать невольными жертвами чьей-то национальной системы ПРО. Полагаем, что заинтересованный читатель той или иной страны, приняв возможные места старта ракет и, используя приведенные выше результаты, в состоянии определить, суждено ли ему стать такой жертвой или Бог минует его.
Наши сугубо предварительные оценки, которые, мы надеемся, будут в своей основе подтверждены специалистами на достаточно точных моделях, являются еще одним аргументом в пользу неоднократно высказывавшегося мнения, что в решении глобальных проблем, затрагивающих национальные интересы и саму безопасность мирового сообщества, односторонние действия недопустимы.