В 1998 г. ВМФ России пережил свою вторую Цусиму, оставшуюся незамеченной правительством, руководством Минобороны и законодателями. Цусима заключалась в досрочном списании из-за необеспеченности ремонтом (по отсутствию финансирования) свыше 60 кораблей 1 и 2 ранга. Это никого, включая общественность, не возмутило... По-прежнему Главкомат ВМФ стойко, в одиночестве, продолжал сражение с чиновничеством за флот морской державы - России...
В этой бесшумной, без дыма, разрывов снарядов и видимого кровопролития войне, были свои бумажные победы и реальные (в финансировании, в численности и боевом составе) поражения.
ДИРЕКТИВНЫЕ БУМАГИ
Указом президента РФ от 4.03.2000 г. утверждены "Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 г.". По существу, это изложение военно-морской стратегии России, одобренной Советом безопасности, но так и не вошедшей ни под каким видом в Военную доктрину РФ. Этот документ лег в основу другого - Морской доктрины РФ, утвержденного президентом 27 мая с.г. Они конкретизируют и развивают положения Военной доктрины РФ, Федерального закона "Об обороне", Концепции национальной безопасности РФ и Основ (концепций) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 г.
Морская доктрина Российской Федерации должна стать основным документом, определяющим государственную политику РФ в области морской деятельности, - национальную морскую политику России.
В Морской доктрине раскрываются понятия, содержание и пути реализации национальной морской политики, являющейся важнейшим аспектом российской геополитики. По структуре и содержанию Морская доктрина представляет собой широкомасштабную программу совместных действий субъектов морской деятельности, ориентированных на достижение поставленной перед ними единой цели - комплексного решения проблем освоения и эффективного использования Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения безопасности страны на основе последовательного претворения в жизнь единой государственной морской политики.
Функциональными направлениями морской политики Российской Федерации являются деятельность государства и общества в области морского судоходства, морской хозяйственной деятельности, военно-морской деятельности, освоения ресурсов Мирового океана и другие аспекты морской деятельности.
Национальная морская политика России - это направления и способы деятельности государства и общества в целях достижения национальных интересов РФ на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытом море.
А сущность национальной морской политики выражается обобщенным направлением деятельности государства и общества, выступающих в качестве субъектов национальной морской политики, и последовательным, неуклонным укреплением роли России в ряду ведущих морских держав.
Одним из главных принципов национальной морской политики РФ объявляется обладание необходимым военно-морским потенциалом и его эффективное использование для силовой поддержки морской деятельности государства. Согласно Морской доктрине предлагается формирование и постановку задач национальной морской политики осуществлять в пределах своей компетенции органами государственной власти Российской Федерации (президентом РФ, Федеральным собранием РФ, правительством РФ).
И тем не менее эти фундаментальные, основополагающие документы остаются только документами, то есть - бумагой. Реальная жизнь выглядит иначе.
БОРЬБА КОНЦЕПЦИЙ
Одной из главных причин неприятия флота является "всепобеждающее" континентальное мышление подавляющего большинства "власть имущих" под девизом "Россия - сухопутная держава!". Приверженцы континентального мышления декларируют тяжелое экономическое состояние государства (из которого оно не выходит последние 400-500 лет), считают флот дорогостоящей игрушкой и не желают осознавать угрозу ударов крылатых ракет морского базирования и штурмовой авиации с морских направлений, угрозу постоянно развернутых в море на боевом патрулировании почти полутора десятков ПЛАРБ с более чем 2000 ядерных боеголовок МБР на борту.
Генералы с "континентальным мышлением" рассчитывают отражать эти возможные удары над своей территорией, над городами и промышленными объектами России, как это делалось с колоссальными потерями для соответствующих государств в Ираке, Югославии, Вьетнаме. В течение 55 лет, прошедших после окончания Второй мировой войны, во всех конфликтах с участием США и стран НАТО боевые действия велись в основном с морских направлений.
Логичнее сбивать ракеты и самолеты над морем, уничтожая их носители до рубежей пуска и взлета, но для этого нужны затраты на содержание соответствующего флота! Прибрежный флот, в который ускоренно превращают ВМФ России, на решение этой задачи не способен. А кто посчитал, дешевле ли в сумме с возможными военными потерями страны будет этот маленький прибрежный флот?
Давно назрел вопрос о создании единой системы освещения надводной и подводной обстановки в Мировом океане. В США в рамках национальной программы она была создана еще в 60-х гг. Подаваемые Военно-морским флотом предложения о создании аналогичных, но более современных систем натыкаются на ответы "континенталистов": "Это нужно для флота (заметьте - не для страны!), пусть флот и создает систему сам, за свои деньги" (это-то глобальную, национальную систему!?).
ЖИВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Многое зависит от усилий опытных и знающих моряков, которые воспитываются в дальних морских походах. Командир корабля растет в среднем 10-12 лет. И если он не имеет за плечами опыта многих походов, то до уровня настоящего командира, способного самостоятельно решать любые задачи, он не вырастет. Флоты всех стран мира понимают эту простую истину. Регулярно совершают дальние походы и кругосветные плавания даже корабли стран, не входящих в разряд крупных морских государств. На постоянной основе развернуты практически на всей акватории Мирового океана силы ОВМС НАТО. И только в России задача материального обеспечения выполнения боевой службы, демонстрации флага государства, присутствия в оперативно-важных районах Мирового океана, даже учебных плаваний, целиком и полностью брошена на ВМФ.
С колоссальным напряжением сил ВМФ в 1995 г. подготовил поход авианосно-многоцелевой группы кораблей с ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" в Средиземное море, и затем на 5 лет это море осталось без наших кораблей. Причина трудностей одна - нет топлива. Лимит его, выделяемый Министерством обороны на каждый год, едва обеспечивает безопасную стоянку кораблей ВМФ и минимально ограниченную боевую подготовку. На каждый же дальний поход приходится, проявляя чудеса изворотливости, имея одобрение данного похода со стороны первых лиц государства, добывать топливо, валюту, т. е. искать спонсоров для обеспечения выполнения задачи, поставленной государством. Кстати, корабли Тихоокеанского флота в январе вышли в Индийский океан, так и не дождавшись решения вопроса с топливом. Оно было заимствовано из НЗ флота, это значит безвозвратно.
Из-за подобного отношения к нуждам флота в ВМФ России уже выросло поколение командиров, не имеющих опыта дальних походов, самостоятельных (без старшего на борту) плаваний. Они становятся командирами соединений, флагманами, определяющими развитие флотов.
Кроме того, цикл постройки одного корабля занимает сейчас не менее 7 лет. Заложенная на стапелях Северного машинного предприятия в 1993 г. подводная лодка нового поколения "Северодвинск" до сих пор находится в постройке с проблематичными сроками окончания. Реальное ежегодное финансирование строящегося корабля составляет около 5% от его стоимости. Отсюда несложно вычислить срок окончания строительства корабля.
В результате необеспеченности судоремонтом через 10 лет ВМФ России будет иметь только около 100 кораблей всех классов, что позволит говорить о существовании не флотов (Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского), а отдельных кораблей и катеров на морских театрах. Для того чтобы иметь нынешний численный боевой состав ВМФ к 2010 г. за счет судостроения, России необходимо строить по 10-15 кораблей ежегодно.
Военное судостроение России за последнее десятилетие не создало ни одного нового корабля, кроме достройки заложенных еще при Советском Союзе (не учитывая строительства на экспорт). Это значит, что корабли со средним сроком нахождения на стапеле свыше 7 лет морально и технически устарели и, по сути, являются для ВМФ обузой. Так в 1993-1994 гг. руководство ВМФ из-за недостаточного финансирования официально отказалось от достройки нескольких кораблей, находящихся на стапелях судостроительных заводов. В их числе была и достроенная позже, в 2000 г., подводная лодка "Гепард". Головной корабль этого проекта уже выслужил установленный срок и выведен из состава ВМФ, а последний, оборудование которого уже не выпускается, устарело и выслужило все гарантийные сроки, проходит испытания. Аналогичная ситуация и со вступлением в состав Балтийского флота корабля "Самум", на достройку и ремонт которого затрачена сумма, позволяющая отремонтировать 2-3 корабля 2 ранга. В результате флот получил очередной одиночный устаревший, но уникальный корабль, который вскоре надо будет размещать в ремонт.
При значительном внимании вопросам судостроения недостаточные усилия сосредоточены на судоремонте. Этот перекос без государственной поддержки устранить практически невозможно по причине развала судоремонта. При существующем назначенном Минобороны уровне финансирования (стыдно называть цифры), судоремонтные заводы способны выполнять только отдельные работы и докование некоторых кораблей. Так, в период достройки ТАРКР "Петр Великий" ВМФ не получал достаточного финансирования на судоремонт. В результате три однотипных корабля - "Адмирал Нахимов", "Адмирал Ушаков" и "Адмирал Лазарев" - были выведены из состава боеготовых сил и находятся в ожидании ремонта, на который денег у ВМФ нет.
Героические усилия Главкомата ВМФ, командования флотов, всего личного состава ВМФ по поддержанию флота на плаву, находят казалось бы поддержку у президента РФ, но не находят ее ни в правительстве, ни в Минобороны.
Из-за финансовой необеспеченности не выполняется целый ряд постановлений правительства РФ, в том числе и "О формировании Новороссийского военно-морского района и создании системы базирования ВМФ на территории Краснодарского края" от 1994 г., а также "О создании пункта базирования Каспийской флотилии в г. Астрахани и Астраханской области" от 1992 г.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Решить вопрос финансирования ВМФ отдельной строкой госбюджета.
2. Вывести ВМФ из административного подчинения Министерству обороны, с прямым подчинением президенту РФ (почти 250 лет флот России непосредственно замыкался на главу государства, и даже в самые тяжелые для России времена не возникало мысли о подчинении его военному ведомству).
3. Внутри самого ВМФ пересмотреть приоритеты поддержания боеготовности флота, поставив на первое место вопросы судоремонта. В связи с плачевным состоянием судоремонтных заводов им необходима целевая государственная поддержка.
Очень хочется верить, что судьба России как морской державы будет во многом зависеть от выполнения недавно принятых государственных решений. Только объединение усилий всех государственных органов, организаций и лиц, которым дороги интересы России в Мировом океане, при лидирующей роли государства, может стать основой решительного поворота к наращиванию вклада морской деятельности в устойчивое развитие, национальную безопасность и международный авторитет России.