0
1486
Газета Концепции Интернет-версия

17.08.2001 00:00:00

Военная организация государства есть единый организм

Сергей Богданов

Об авторе: Сергей Алексеевич Богданов - доктор военных наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке.

Тэги: безопасность


Происходящие изменения в геополитической обстановке в мире кардинально влияют на состояние национальной безопасности России и требуют принципиально новых подходов к реформированию ее военной организации. В этой связи нельзя забывать о том, что в начале 1990-х гг. ХХ столетия военная организация РФ решением российского политического руководства была рассечена на самостоятельные фрагменты. Хотя с точки зрения государственных интересов это решение было не совсем верным. Анализ результатов проведенных преобразований подтверждает данный вывод.

РАЗДЕЛИТЬ И УМНОЖИТЬ

Из бывшего КГБ, например, ставшего ныне Федеральной службой безопасности (ФСБ), выделились в качестве самостоятельных ведомств Служба внешней разведки (СВР), Федеральная пограничная служба (ФПС), Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). Будучи в составе КГБ, все эти структуры имели единое материально-техническое и финансовое обеспечение. Теперь же они обзавелись собственными службами (департаментами), занимающимися теми же вопросами. В начале 90-х из военного ведомства (МО) ушли органы и войска гражданской обороны и было создано Министерство по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое, естественно, по численности куда больше прежней ГО СССР.

Появление новых ведомств привело к увеличению численности центральных аппаратов, в частности, количества генеральских должностей (не забудем и генералов, которые проходят воинскую службу в Совете безопасности РФ, в Управлении военных советников председателя правительства Российской Федерации и в других учреждениях). Причем задачи, которые возложены на военную организацию, к сожалению, не изменились. Однако оборонные возможности государства и боеспособность его военной организации резко снизились. В условиях затяжного экономического и финансового кризиса такое реформирование военной организации дорого обходится России и, главное, вредит ее национальной безопасности.

КТО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ

Недавно в России произошло событие, которого отечественные демократы ожидали многие годы. Указом президента Владимира Путина руководителями Министерства обороны РФ и Министерства внутренних дел РФ назначены гражданские лица. Эта проблема была самой актуальной длительное время и постоянно обсуждалась и в СМИ, и на парламентских слушаниях. Однако после того, как бывший секретарь Совета безопасности РФ стал главой военного ведомства, страсти не улеглись. Тема разделения управленческих функций на оперативные и административные приобрела особую актуальность. Действительно, в данных условиях необходимо разобраться: какие вопросы в случае прямого использования Вооруженных сил должно решать Министерство обороны во главе с гражданским министром и какие Генеральный штаб ВС?

Оперативные функции непосредственно связаны с управлением Вооруженными силами, когда они защищают территориальную целостность государства и его конституционный строй от посягательств со стороны других государств. Вне всякого сомнения, этими вопросами должен заниматься только Генеральный штаб. Административные функции по сути своей являются функциями обеспечивающими. Они должны быть возложены на Министерство обороны, которое в принципе должно было бы решать следующие задачи: комплектование и обучение личного состава; заказы и закупки вооружения и военной техники, все виды обеспечения Вооруженных сил; создание и подготовка резервных компонентов; развитие необходимой инфраструктуры и др.

Разграничение функций между Министерством обороны и Генеральным штабом позволит сократить количество должностных лиц, имеющих право на отдачу приказов на боевое применение созданных региональных группировок войск, на использование сил авиации и оружия массового поражения. Это должно повысить централизацию управления Вооруженными силами в случае их применения по прямому предназначению.

НЕВЫПОЛНЕННАЯ ЗАДАЧА

В числе проблем, реально имеющих место в сфере функционирования военной организации РФ, одной из существенных является отсутствие четкого, практически отработанного механизма координации деятельности составляющих ее структур по обеспечению надежной защиты национальных интересов России в военной сфере.

Насколько важна проблема организации и четкой координации действий разноведомственных сил, наглядно можно проследить на примере первой чеченской кампании 1994-1996 гг., да и второй тоже. Ведь не секрет, что некоторые представители силовых ведомств игнорировали указания Генерального штаба. То есть у нас до сих пор нет эффективной реализации соответствующих положений Военной доктрины и Концепции национальной безопасности РФ, и препятствует этому отсутствие разработанного и достаточно четко отлаженного механизма.

Вне всякого сомнения, учитывая статус и выполняемые функции по оперативному руководству военной организацией, Генеральный штаб должен являться головным координационным органом по вопросам в области обороны государства. Главное, ради чего должна осуществляться координация, состоит в сосредоточении усилий различных силовых ведомств в сфере обороны путем устранения параллелизма в их деятельности. Убежден, что эта функция Генерального штаба может быть реализована только посредством законодательного утверждения. В условиях решения задач обороны России каждое силовое ведомство (субъект военной организации) должно безоговорочно выполнять указания Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

Нельзя сказать, что в этом направлении у нас ничего не делается. Изложенные в новом Положении о военном округе ВС РФ подходы к реформированию существующего порядка управления и подчиненности объединений, соединений видов и родов войск Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации позволяют сосредоточить все ветви военной власти и управления под началом одного должностного лица и соответственно возложить на него персональную ответственность за обеспечение обороны государства в отведенных границах. На этой основе представляется возможным значительно повысить оперативность и качество единого планирования, применения разновидовых и разноведомственных воинских формирований и органов Российской Федерации, взаимодействия между ними.

Но это еще не окончательное решение проблемы. Необходимо внести изменения в действующий Федеральный закон "Об обороне", а также осуществить разработку и принятие другого Федерального закона "О Вооруженных Силах Российской Федерации".

НА ЗАПАДЕ, ЮГЕ И ВОСТОКЕ

Естественно, координационная деятельность Генерального штаба значительно упростится, если создать единые (объединенные) региональные группировки, в которые на обязательной основе должны войти в оперативное подчинение соединения, части и органы управления с частями и подразделения материально-технического обеспечения всех силовых ведомств.

Применение объединенной региональной группировки войск в любых войнах и военных конфликтах на данном стратегическом направлении необходимо осуществлять под единым руководством (как органа военного управления), по единому замыслу и плану. Здесь четко должен действовать принцип разделения управленческих функций на оперативные и административные. Региональное командование осуществляет оперативное руководство по применению объединенной региональной группировки войск по прямому предназначению для защиты независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации. Остальные органы военного управления (руководство субъектов военной организации) выполняют только административные, то есть обеспечивающие функции.

Формирование объединенных региональных группировок войск следует осуществлять на базе того военного округа, который территориально находится близ региона обострения международной обстановки и большой вероятности развязывания локальной или региональной войны, то есть на необходимом стратегическом направлении. В зависимости от размаха военных действий, видимо, требуемый состав группировки войск на стратегическом направлении необходимо будет формировать с использованием сил и средств двух-трех соседних военных округов.

Ограниченные возможности государства по восполнению запасов материально-технических средств, по оснащению не только разноведомственных, но и разновидовых объединений, соединений и частей Объединенной региональной группировки войск вызывают безотлагательную необходимость иметь на стратегическом направлении единый оперативный тыл, действующий по единому общему плану и замыслу.

Таким образом, для повышения потенциальных оборонных возможностей военной организации государства целесообразно заблаговременно, в мирных условиях предусмотреть формирование на основных региональных направлениях (на западе, юге и востоке) объединенных региональных группировок войск.

Оперативное руководство этими региональными группировками необходимо возлагать на региональные командования (органы военного управления), в состав которых надо оперативно передавать соединения и части ФПС, внутренних войск и другие формирования субъектов военной организации Российской Федерации. Создание таких группировок войск позволит военно-политическому руководству страны решить две взаимоувязанные задачи:

1. повысить оборонные возможности военной организации России при отражении агрессии регионального масштаба;

2. минимизировать финансово-экономические затраты на военную организацию государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1057
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1014
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
841
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
960

Другие новости