Реалии
Система военного образования, являясь составной частью системы профессионального образования Российской Федерации, служит основным источником комплектования Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов офицерами, имеющими уровень образования и квалификацию, подтвержденные дипломом государственного образца.
Система военного образования построена по ведомственному принципу. Восемь федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, имеют собственные ведомственные системы военного образования - это Министерство обороны, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба безопасности, внутренние войска МВД, ФАПСИ, МЧС, ФСЖВ и Управление специального строительства при правительстве России. Кроме того, в системе Министерства образования России осуществляется подготовка офицеров запаса на военных кафедрах 225 гражданских высших учебных заведений.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с существующим законодательством структура каждой ведомственной системы военного образования представляет собой совокупность: государственных образовательных стандартов высшего, среднего, послевузовского и дополнительного профессионального образования и соответствующих им образовательных программ; сети реализующих их военно-учебных заведений; органов управления военным образованием.
Образовательные программы военно-учебных заведений обеспечивают получение обучающимися как военных специальностей, так и гражданских, если образование данного уровня получается впервые.
Современные образовательные программы по специальностям военного образования подразделяются на следующие программы: 3-годичную - среднего военно-специального образования (подготовка авиационных техников и части офицеров командного профиля); 5-летнюю - высшего военно-специального образования (подготовка офицеров для замещения первичных и ряда последующих воинских должностей в звене "подразделение воинской части"); 2-годичную - высшего военного образования (подготовка офицеров на воинские должности в звене "воинская часть"); также 2-годичные - подготовка офицеров для замещения высших воинских должностей.
Подготовка офицеров в вузах Министерства обороны сегодня организована по 312 военным специальностям, в том числе: среднего военно-специального образования - 11, высшего военно-специального образования - 222, высшего военного образования - 79.
Вторая составляющая системы военного образования - сеть военно-учебных заведений. В настоящее время подготовку офицерских кадров в Министерстве обороны осуществляют 55 высших военно-учебных заведений, в том числе:
8 военных академий, 11 военных университетов и 36 военных институтов.
Военным академиям с учетом почти трехсотлетней традиции отведено первое место среди военно-учебных заведений. Они являются системообразующими вузами, ведущими учебно-методическими и научными центрами Вооруженных сил. Основное предназначение академии - готовить офицеров с высшим военным образованием; в них может осуществляться также подготовка военнослужащих с высшим военно-специальным образованием.
Военные университеты являются ведущими учебно-методическими и научными центрами родов войск, специальных войск и служб, а также многоуровневыми военно-учебными заведениями и осуществляют, как правило, подготовку офицеров с высшим военным и высшим военно-специальным образованием.
Военные академии и военные университеты обладают наиболее мощным научно-педагогическим потенциалом. Адъюнктура и докторантура этих вузов несут основную нагрузку по подготовке научно-педагогических и научных кадров не только в системе военного образования, но и в Министерстве обороны в целом.
Военные институты сегодня - это основной источник пополнения Вооруженных сил молодыми офицерами с высшим военно-специальным образованием. В институтах может организовываться адъюнктура и военная докторантура, а при наличии соответствующей лицензии - подготовка офицеров со средним военно-специальным образованием.
Филиалы являются обособленным структурным подразделением головного вуза. Преобразование ряда относительно слабых училищ в филиалы ведущих вузов имеет большое принципиальное значение. Это позволит коренным образом повысить уровень научно-методического руководства филиалами, улучшить их информационное и методическое обеспечение, решить проблему укрепления их научно-педагогических коллективов.
Подготовка научно-педагогических и научных кадров в военно-учебных заведениях организована в системе послевузовского профессионального образования, которая включает 30 военных докторантур общей емкостью 200 человек, 56 очных адъюнктур емкостью 1500 человек и 30 заочных адъюнктур, рассчитанных на одновременное обучение 200 человек. Кроме того, подготовка докторов и кандидатов наук осуществляется путем соискательства, а также переводом преподавателей на должности старших научных сотрудников для завершения работы над докторской диссертацией. Для защиты диссертаций в вузах создан 121 диссертационный совет, в том числе 74 докторских и 47 кандидатских.
В вузах работают 1642 доктора наук и 10 284 кандидата наук, что составляет 70% от общего количества всех ученых, работающих в Министерстве обороны. Средняя укомплектованность должностей преподавательского состава вузов учеными составляет 47%.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров организованы в 48 подразделениях дополнительного профессионального образования (на курсах, факультетах, в центрах), созданных в военно-учебных заведениях. Их установленная годовая емкость составляет около 17 тыс. человек.
Довузовскую подготовку юношей к поступлению в военно-учебные заведения осуществляют общеобразовательные учреждения Министерства обороны: 8 суворовских военных училищ, Нахимовское военно-морское училище, Военно-музыкальное училище и 6 кадетских корпусов.
Помимо указанных общеобразовательных учреждений, подготовка юношей для поступления в высшие военные вузы осуществляется в 7 специальных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой, в 10 военно-технических лицеях, около 170 специализированных классах в общеобразовательных школах Министерства образования России, а также на подготовительных курсах, действующих при военно-учебных заведениях.
Правовую основу деятельности военно-учебных заведений составляют федеральные нормативные правовые акты в области образования и в области обороны. Среди них федеральные законы "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", а также Постановление правительства России 1999 г. # 650 "Об утверждении типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования".
Общее руководство подготовкой военных кадров осуществляется центральными органами военного управления, что является третьей составляющей системы военного образования: Управлением военного образования, Главным управлением кадров, Главным управлением воспитательной работы, ГОМУ и ГУМВС Министерства обороны Российской Федерации.
ВОЕННАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ
Современный облик системы военного образования сложился в своей основе в период стабильного материально-технического и финансового обеспечения военной организации государства, что в 70-80-х годах позволяло поддерживать высокий уровень научно-педагогического потенциала вузов, оснащать их современными образцами вооружения и военной техники, обеспечивать высокое качество подготовки офицеров.
Длительный период пребывания офицеров на военной службе (25 лет и более), высокий уровень их социальной защиты позволяли прогнозировать ежегодную убыль офицеров со службы. Потребность в офицерах практически полностью восполнялась за счет выпуска из военно-учебных заведений. Кроме того, периодически производился призыв на военную службу незначительного числа офицеров запаса.
За последнее десятилетие произошли существенные изменения в прохождении службы. Введен контрактный порядок комплектования военной организации государства офицерами, в соответствии с которым срок заключения первого контракта позволяет им служить 5 лет. Законодательно существенно расширен перечень оснований их увольнения с военной службы. Снижение уровня материального положения военнослужащих, падение престижа военной службы привело к существенному увеличению масштабов увольнения офицеров (в первую очередь с первичных должностей) и отчисления курсантов в процессе учебы. В последнее время ежегодная реальная убыль офицеров с военной службы существенно превышает расчетную норму естественной убыли (расчетная норма ежегодной убыли офицеров составляет 5% (6-7% для летного состава и подплавсостава ВМФ), на основании которой устанавливается численность набора в военно-учебные заведения и соответственно штатная численность обучающихся и преподавательского состава. Отчисления курсантов составляют до 30% и более за цикл обучения.
В сложившейся ситуации существующая система военного образования не в состоянии обеспечить реальную потребность государства в офицерах.
Увеличить количество обучающихся в военно-учебных заведениях до значения, позволяющего восполнять реальную убыль офицеров, не представляется возможным, так как это приведет к сокращению численности боевого (оперативного) состава войск (сил), воинских формирований и органов.
В результате резкого снижения уровня финансового, материально-технического и информационно-методического обеспечения вузов произошло снижение качества подготовки офицеров, а также из-за ослабления научно-педагогического потенциала военно-учебных заведений, происшедшего в результате двукратного (за последние 10 лет) сокращения численности ВС. Оттоку из военно-учебных заведений в гражданскую сферу опытных преподавателей и молодых ученых способствовало снижение штатно-должностных категорий преподавательского состава, низкий уровень надбавок за ученую степень и звание, не соответствующий законодательству в области образования.
Состояние экономики страны, установленные объемы ассигнований на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность в настоящее время и в ближайшей перспективе не позволят выделять средства на подготовку офицеров в требуемых объемах. Выделяемые же средства нерационально расходуются на содержание малочисленных вузов, на организацию подготовки офицеров по дублирующим друг друга специальностям. В недостаточной мере привлекаются к подготовке офицеров для прохождения военной службы по контракту гражданские вузы.
Сложившаяся ведомственная структура управления военным образованием с многократным дублированием функций организационного и научно-методического руководства, нормативно-правового, ресурсного обеспечения и контроля за качеством подготовки специалистов недостаточно эффективна. Федерального органа управления военным образованием, осуществляющего нормативно-правовое регулирование и координирующего деятельность ведомственных систем военного образования в России не создано. Данная проблема требует незамедлительного решения.