Тенденция
Наблюдатели отмечают, что ситуация с применением пресловутых двойных стандартов кардинальным образом изменилась в результате террористических актов в сентябре 2001 г., проведенных уже в пределах самой Америки. После этого Россия и США стали не только партнерами, но и союзниками в антитеррористической борьбе. И это вполне закономерно, ибо трансграничный характер действий международного терроризма требует объединения усилий всех государств и международных организаций для обеспечения должного отпора этому злу.
ПЕРЕНОС ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ
Серьезные изменения назревают в Соединенных Штатах и в области военного планирования. Министр обороны Дональд Рамсфелд, говоря о новой стратегии обороны на ХХ1 век, подчеркнул, что планирование в сфере обороны в последние годы в значительной степени определялось бедностью воображения, зацикленностью на небольшом наборе опасностей, которые являлись скорее привычными, чем вероятными.
Поэтому, заявил он, "мы должны перенести центр тяжести в нашей системе оборонного планирования с модели, отправным моментом которой являлась угроза и которая до сих пор доминировала в теории нашей обороны, на модель, опирающуюся на силы и средства, необходимые в будущем.
Вместо того, чтобы концентрировать внимание на том, кто именно окажется нашим очередным противником, или, где может произойти война, мы должны сосредоточиться на методах действий возможного противника - и, соответственно, развивать новые возможности для его сдерживания и поражения.
Вместо того, чтобы планировать крупномасштабные конвенциональные войны на точно определенных театрах предполагаемых военных действий, мы должны предвидеть появление новых и разнообразных противников, которые будут полагаться на фактор внезапности, обмана и на применение асимметричного оружия (например, гражданских авиалайнеров, используемых в качестве ракет) для достижения своих целей". (Цит. по газ. "Вашингтон пост" от 2.11.2001 г. - авт.)
Представляется, что подобный новаторский подход к развитию американской военной доктрины должен заинтересовать военных аналитиков и планировщиков в других государствах, которые связаны, в той или иной мере, с Соединенными Штатами в геополитическом и стратегическом отношениях, будучи "по ту или иную сторону баррикад".
Необходимость такого профессионального интереса обусловлена пониманием того факта, что преследуемые политические цели, масштабный размах и серьезные последствия терроризма как продолжения политики насильственными средствами поставили разделительную грань между традиционными военными угрозами, к отражению которых готовились государства в ХХ веке, и между новыми угрозами, с которыми им придется столкнуться в ХХ1 столетии. Грань между традиционными способами и формами ведения войн и вооруженных конфликтов и совершенно иными, которые должны освоить наши вооруженные силы в перспективе. Созданы также условия для изменения традиционной ранее конфигурации разделительных барьеров между государствами и военными коалициями государств.
ПЕРВЫМИ ЭТО ПОНЯЛИ В НАШЕЙ СТРАНЕ
Пожалуй, первой к такому выводу окончательно пришла Россия после агрессии интернациональных банд террористов с территории "свободной Ичкерии" в Дагестан с целью создания благоприятных условий для отторжения от нее Северного Кавказа и образования исламского государства на пространстве от Черного до Каспийского моря. Но ее голос в то время не был услышан, поскольку трагедия коснулась стороны, находившейся традиционно по другую сторону характерного для ХХ века барьера.
После сентябрьской трагедии понимание масштабности новой угрозы и необходимости объединения усилий в борьбе с ней пришло и к Америке: "После 11 сентября борьба против терроризма стала высшим приоритетом ┘ для страны, высшим приоритетом для международного сообщества. ┘Мы организовали замечательную коалицию, коалицию, которая охватывает каждый континент мира, каждое вероисповедание, каждую религию, каждую политическую систему - все они сплачиваются, чтобы начать войну против "Аль-Каиды", террористической организации, несущей ответственность за события 11 сентября, - кампанию, которая также приведет к развертыванию войны против всех форм терроризма во всем мире". (Из выступления госсекретаря США Колина Пауэлла "О терроризме" перед членами американского Консультативного совета по безопасности за рубежом в ноябре с. г. - авт.).
Более того, устами премьер-министра Великобритании Тони Блэра заявлено (и со стороны Запада уже предпринимаются конкретные действия) о необходимости налаживания более конструктивных взаимоотношений на новой основе между Россией и НАТО.
В военных доктринах других государств проблеме терроризма уделено несравненно меньшее внимание, чем в российской и американской. Вместе с тем, китайская военная доктрина также считает, что "террористические и экстремистские силы всех мастей продолжают угрожать международному сообществу". Но не самому Китаю, - по крайней мере, эта мысль высказывалась китайскими представителями на сентябрьской с. г. международной конференции в Институте Дальнего Востока РАН.
С этим можно соглашаться или не соглашаться, имея ввиду сепаратистские настроения в Тибете и Синьцзян-уйгурском автономном районе и готовность экстремистских сил (по крайней мере в Синьцзяне) использовать терроризм в целях создания самостоятельного государства. Но, как представляется, китайские эксперты не грешат против истины. Ощутимые успехи в экономической и социальной сферах в результате эффективно проводимых в стране реформ, в комплексе с эффективной системой контроля и противодействия попыткам нарушения конституционного порядка в стране, оставляют мало надежд на успех потенциальным террористам. Тем не менее, китайское руководство солидарно с другими членами международного сообщества в их борьбе против терроризма.
ОТ БЕСПОРЯДКОВ ДО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
По взглядам японских военных кругов, против Японии возможны два вида агрессии: косвенная и прямая. Под косвенной агрессией, к которой, скорее всего, относят и терроризм, понимается возникновение внутри страны беспорядков, имеющих политические, экономические, социальные и иные причины, и возможное их перерастание, при поддержке извне, в гражданскую войну. В случае возникновения угрозы косвенной агрессии вооруженные силы должны оказать необходимую помощь силам обеспечения общественной безопасности по подавлению антиправительственных выступлений.
Как видим, в прямом виде угроза терроризма в японских военно-доктринальных документах не рассматривается. Но, судя по тому, что одним из требований к вооруженным силам является их обученность и оснащенность для действий по борьбе с терроризмом, ее возможность в масштабах, представляющих опасность для конституционного строя страны, не исключается.
Следует заметить, что в последнее время доктринальные взгляды Японии подвергаются значительной корректировке. По сообщениям некоторых средств массовой информации, японским парламентом 29 октября 2001 г. принят ряд законов, открывающих путь к военному вкладу Японии в антитеррористическую кампанию за пределами границ своей страны. Новые законы уполномочивают Силы самообороны Японии оказать тыловую поддержку возглавляемым США членам антитеррористической коалиции и принять меры по укреплению безопасности вокруг американских баз в Японии. Это законодательство и оказываемая Японией поддержка усилиям коалиции важны не только для кампании против терроризма, но и для дальнейшего укрепления американо-японских союзнических отношений. Япония также оказывает гуманитарную экономическую помощь и поддержку в решении проблем беженцев.
Анализ терроризма как одной из актуализирующихся угроз наглядно демонстрирует необходимость дальнейшей эволюции доктринальных установок различных государств по мере того, как это явление получает все большее распространение. В этих условиях опыт одних государств по борьбе с ним должен немедленно становиться достоянием других.
ОСОБЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Еще одним элементом из арсенала возрастающих угроз, который требует внимания в плане совершенствования военных доктрин, является неконтролируемое распространение оружия массового поражения. На посвященной этой проблеме совместной пресс-конференции министров обороны России и США Сергея Иванова и Дональда Рамсфелда в Кремле 3 ноября 2001 г. было заявлено, что "наличие доступа к видам оружия массового уничтожения выходит на первый план и приобретает особое значение в решении проблемы терроризма. Это признают и понимают обе наши страны".
Проблема неконтролируемого распространения оружия массового поражения - после террористических актов в токийском метро, рассылки в США и некоторых других государствах по почте зараженных спорами сибирской язвы писем, появления слухов о приобретении Бен Ладеном ядерного оружия - заставила политиков и военных взглянуть на нее под другим ракурсом. И стало видно, что внутренняя нестабильность в некоторых ядерных государствах (пример - Пакистан) создает возможность для овладения ядерным арсеналом преступными и безответственными фанатиками. А это влечет за собой не мнимую, а вполне реальную угрозу многим и многим тысячам людей в различных государствах. Из подобных ситуаций нужно искать выход сообща.
Становится очевидным, что замкнутые военные организации - типа НАТО, американо-японского и американо-южнокорейского союзов, которые уже в мирное время разделяют государства по принципу "кто не с нами, тот против нас", - не решают задачи обеспечения безопасности всех государств и каждого из них в отдельности перед лицом новых вызовов и угроз. Условия для окончательного устранения этих разделительных, характерных для ушедшего столетия барьеров созрели. Теперь необходима консолидация усилий всех заинтересованных государств с целью создания общей и всеобъемлющей системы безопасности.
Проблема обсуждения национальных военных доктрин и сравнительного анализа их содержания не только в Европе но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе становится все более актуальной. Ясное понимание того, в чем состоит сходство и различие существующих подходов к обеспечению военной безопасности в наступившем столетии, а также насколько они адекватны новым вызовам миру и стабильности, с последующей выработкой конкретных и действенных рекомендаций по дальнейшему развитию и уточнению доктринальных установок - будут полезны и могут быть востребованы.