Реалии
Рыночная экономика подсказывает: если общество хочет иметь надежную систему безопасности, оно должно смириться с мыслью о дорогой денежной оценке тех, кто производит данную услугу? и платить эту цену.
ПУШКИ ИЛИ МАСЛО
Общество и ранее всегда стояло перед выбором "пушки или масло". В новых условиях, принимая во внимание масштабы угроз в военной сфере, выбор в пользу достойного обеспечения военнослужащих - это выбор в пользу такого уровня безопасности, который позволяет гражданам страны спокойно и эффективно трудиться, повышая уровень жизни.
Между тем практика показывает иное. Ситуация с социальным обеспечением защитников подошла к критической черте. Государство в лице его чиновников никак не может отрешиться от привычки распределять средства и ресурсы исходя из своих корпоративных соображений, естественно, обосновывая это государственной необходимостью.
Казалось бы, сделан выбор - в следующем году планируется увеличить расходы на оборону, которые должны составить дополнительно 2,3 млрд. руб., а 4,3 млрд. руб. предполагается направить на повышение денежного довольствия военнослужащих и решение социальных вопросов. Однако, если оценить реальное наполнение этих дополнительных средств в части социальной, то видно, что гражданам по-прежнему преподносятся все те же проверенные мифы. В частности, миф о том, что делается все необходимое для обеспечения безопасности, и прежде всего повышается социальная защита военнослужащих через повышение им денежного содержания, конкретная величина которого в общем доходе офицера (правда, поэтапно) все же увеличится, по одним данным, на 80%, по другим - чуть ли не в два раза. Приходится в очередной раз избавлять общество от опасных заблуждений на этот счет.
Для примера приведем сравнительный анализ расчета денежного дохода в месяц капитана 2 ранга, кандидата экономических наук, доцента Военно-морского института в г. Санкт-Петербурге, существующего на сегодняшний день, и после начала предполагаемого увеличения - на следующий год (см. таблицу на стр. 3).
Напомним, что вместе с повышением в 2 раза окладов по должности на следующий год ожидается отмена пенсионной надбавки и денежной компенсации взамен удерживаемого налога на доходы с физических лиц. Планируется также изменить порядок определения размеров некоторых дополнительных выплат, устанавливаемых законодательством. Так, единовременное денежное вознаграждение по итогам года и премия за образцовое выполнение воинского долга будут исчисляться только из оклада по воинской должности, то есть без учета оклада по воинскому званию.
Из приведенных расчетов видно, что доход составит в следующем году без учета инфляции 6502 руб. Таким образом, реальное повышение через год - 15% без учета инфляции. (Запланированный уровень инфляции должен составить 12,9%, практика показывает, что, как правило, она гораздо выше запланированных цифр).
Данные расчеты не претендуют на астрономическую точность. Они приведены только для одной (как видно, не самой низкой) категории офицеров, с выслугой более 25 лет, сюда не включена стоимость вещевого имущества. Могут иметь место изменения в сторону увеличения в части, касающейся доплат за сложность и напряженность, стоимости пайка и за санаторно-курортное лечение (вследствие возможного увеличения МРОТ). Изменения эти скорее всего будут весьма незначительны и решительно не отразятся на величине общего дохода (могут добавить максимум 300-400 руб. в месяц). В 2004 г. будут увеличены оклады по воинскому званию, что также почти не повлияет на ситуацию. Возможны изменения, что более вероятно, также и в сторону существенного уменьшения реальных доходов при введении нормы 100% оплаты жилья военнослужащим и отмены некоторой части оставшихся льгот. Однако даже такой приблизительный подсчет достаточно наглядно показывает, что ни о каком реальном 80-процентном и тем более двукратном увеличении денежного содержания офицеров речь не идет.
То есть офицер-преподаватель, кандидат наук, доцент, капитан 2 ранга с выслугой более 26 лет будет со всеми льготами, вознаграждениями и надбавками иметь доход через год по-прежнему примерно такой, какой сегодня получает разнорабочий. При таком положении дел семья офицера, к примеру, из 4-х человек, из которых одному ребенку-студенту 21 год, а другому - школьнику - 14, вдобавок не имеющим своего жилья, ставится на грань выживания. Не лучше обстоит дело и с обеспечением молодых офицеров.
Показательны в этом плане ответы начальника Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Любови Куделиной. В одном из интервью она с гордостью заявила, что денежное довольствие командира взвода, сегодня составляющее чуть более 2 тыс. руб., через год ощутимо увеличится, - будет составлять 4 тыс. руб. Поистине существенное увеличение! Особенно если учесть сегодняшний минимальный прожиточный минимум, составляющий в целом по России 1507 руб. на человека. Даже этого торжественного события командиру взвода придется ждать еще целый год, в течение которого нужно умудряться выполнять служебные обязанности, как правило, в заброшенных дальних гарнизонах, не забывая при этом кормить себя и семью, а также платить за снимаемое жилье. А может быть, заместитель министра считает, что питание в магазинах и поднаем жилья молодому офицеру сегодня достаются бесплатно? Все это будет происходить в тот период, когда сверстники этого командира взвода, работая в гражданских условиях, будут располагать доходом не менее 10 тыс. руб., не утруждая себя скитаниями по точкам и ответственностью за людей и государство. При самом большом оптимизме наших чиновников назревает такой вариант развития событий, что через год или два, когда придет время "существенно" повышать денежное содержание, этого делать будет уже некому.
Таким образом, степень повышения сильно преувеличивается, а реальность трагична - военные были и остаются нищими. Объяснения, что "таковы сейчас возможности государства", не выдерживают никакой критики. Мы живем не за границей, а в нашей стране и примерно представляем себе все ее экономические возможности. Мы также представляем себе возможности наших чиновников, так как наблюдаем их из года в год, в виде постоянно возникающих дел о коррупции, вывозе капитала и прямом воровстве тех средств, которые так необходимы для обеспечения безопасности государства. Возможности нашего государства позволяют при толковой организации и вдумчивых подходах найти необходимые средства для создания достойных условий жизни своим защитникам.
Настало время прекратить лицемерить и вводить в заблуждение широкую общественность постоянными разговорами о бесконечном повышении денежного содержания военнослужащим. Не нужно выдавать желаемое за действительное. Эти разговоры создают в обществе устойчивое и обманчивое мнение о достойной жизни и нормальном достатке офицерского корпуса и соответственно в очередной раз создают иллюзию предпосылок к надежному обеспечению безопасности государства. Снова налицо желание затушевать опасные факты и тенденции.
ЖИЛЬЕ
Особо необходимо выделить проблему с жильем для военнослужащих, и не потому, что она является общепризнанной, а потому, что выход, предлагаемый сегодня для ее решения, в частности Министерством обороны, ведет в тупик. Похоже, что по-прежнему для тех, кто решает эту проблему, она не является жизненно необходимой. Поэтому дело остается на уровне сочувствия и разговоров о том, как будет хорошо лет через 10. По этой же причине положение стало закритическим, а "мудрые" чиновники, в том числе и из Министерства обороны, только усугубляют его, выдвигая в своих приказах положения, удобные для себя, но абсолютно неприемлемые для сложившейся ситуации. Здесь необходимо понимать, что жилье - это даже не денежное содержание, человек, не имеющий жилья, не может ждать его до бесконечности. Впрочем, понять это может только тот, кто из года в год в течение многих лет живет надеждой когда-нибудь поселить семью в собственную квартиру.
Пожалуй, впервые сделана попытка приблизиться к реальности в этом вопросе главным военным прокурором Кислициным. Он признал, что "сегодня МО вынуждено решать проблемы обеспечения жильем увольняемых в связи с сокращением численности Вооруженных сил в ущерб остающимся в строю бесквартирным. Сложилась ситуация, когда единственной реальной возможностью получить квартиру стало увольнение офицера под любым предлогом". Прежде всего хотелось бы отметить, что здесь называется категория военнослужащих, которая не существует в юридическом понимании,- бесквартирные. Это ранее списки нуждающихся в получении жилья делились на: 1. Военнослужащих, не имеющих жилья (бесквартирных); 2. Военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий (к примеру, ожидающих расширения жилплощади); 3. Военнослужащих, пользующихся определенными льготами.
Но с выходом Приказа министра обороны # 80 от 15 февраля 2000 г. "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации", утвердившего Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ, такой категории, как собственно бесквартирные офицеры (представленная Кислициным количественно в 95 тыс. семей), не существует. Есть одна общая очередь, которая теперь не дифференцируется на офицеров, вовсе не имеющих жилья и стоящих на улучшение жилищных условий. Поэтому и называть несуществующую категорию нет необходимости. Впрочем, как правильно было отмечено, теперь военнослужащие, стоящие в этой общей очереди (это названные 170 тыс. семей) не будут даже рассматриваться для получения жилья, пока не подойдет их черед увольняться. Министерство решает жилищную проблему одной категории военнослужащих за счет другой. Так удобнее для чиновников. И объясняется это тем, что необходимо в первую очередь обеспечить квартирами увольняемых и уволенных, которых уже 160 тыс. и еще планируется сократить порядка 395 тыс. офицеров.
Уволенные же военнослужащие теперь составляют очередь, порядок нахождения в которой, также благодаря решению Минобороны, определяется не по Жилищному кодексу и Федеральному закону "О статусе военнослужащих", а исходя из факта увольнения - кто первый уволился, тот и первый в очереди. На удивление "грамотное" решение и с точки зрения морали, и с точки зрения закона. Всему этому можно дать одно название - правовой беспредел. Очень жаль, что на эту сторону вопроса не обратил внимание уважаемый главный военный прокурор. А ведь можно и нужно в этих условиях было задать вопросы, к примеру, соответствует ли действующему жилищному законодательству нормативный правовой акт министра обороны? В пределах ли компетенции он издан? Не ущемляет ли конституционные права на обеспечение жилыми помещениями других граждан-военнослужащих? Перечень вопросов можно и продолжить. И если правосудие сможет доказать, что все здесь в рамках закона, то нужно с полной ответственностью заявить: не должно быть введено в ранг закона унижение офицеров. На каком основании людей, отдавших службе Отечеству лучшие годы жизни и продолжающих ему служить, находясь в нищете, без жилья, сегодня фактически лишают права на его получение?
Именно эти положения заставляют сегодня бесквартирных офицеров принимать решение о немедленном увольнении из Вооруженных сил. Причем увольнение не просто под "любым предлогом", как об этом пишет Кислицын, а под таким, который дает право уволиться по одному из льготных оснований. Только в этом случае возможно попадание в желанный список увольняемых-внеочередников.
Бросая службу, которой отданы лучшие годы жизни, офицер вынужден просить, чтобы его уволили, потому что для жизни необходимо иметь вначале крышу над головой, а затем уже думать о других проблемах, в том числе и государственных. Актуально звучат слова генерала армии Махмута Гареева, сказанные им в этой связи: "Что с нами должно еще произойти, чтобы понять: сложившееся положение дел не может оставаться в таком виде ни до 2005-го, ни до 2010 г.".
ВЫХОД ЕСТЬ
Предлагаемые ниже наиболее общие меры выхода из этой ситуации, возможно, не будут отличаться особой новизной. Однако, по мнению автора, только настойчивая их реализация позволит сделать хоть и небольшой, но очень важный шаг вперед, ибо признать проблему и сделать ее гласной - залог успеха в будущем ее решении. В связи с этим:
1. Необходимо честно признать катастрофическим положение с денежным содержанием военнослужащих, через средства массовой информации довести это до широкой общественности. Если общество признает обеспечение своей безопасности приоритетной задачей, оно должно идти на определенные жертвы.
2. Реально, существенно увеличить денежное содержание военнослужащих. Привести его в соответствие - это не то, что предполагают чиновники, а то, что позволит обеспечить достойное существование человека в погонах, который не должен ежедневно, на протяжении многих лет задаваться вопросом, где достать денег, чтобы его семья как-то просуществовала до очередной выплаты денежного содержания.
Если за точку отсчета принят доход государственных служащих, то нужно учитывать, что чиновник живет, как правило, в своей или служебной квартире, не рискует своим здоровьем и жизнью и получает в льготах гораздо большее количество благ, чем имеет официальное денежное содержание. Расходы на госаппарат, к примеру, возросли с 1995 г. по 2001 г. более чем в десять раз (с 4,4 до 47,7 млрд. руб.). (И существует ли в природе такой чиновник, который, допустим, прослужив 26 лет, ни разу не имел своего жилья и продолжает его не иметь?)
3. Честно и открыто признать катастрофическим положение с жильем для военнослужащих. Признать, что политика обеспечения военных жильем зашла в тупик. Регулярно предавать этот факт огласке через средства массовой информации. Общество должно знать горькую правду о бедственном положении своих защитников. Призвать к решению перезревшей проблемы не высших военных чиновников, показавших свою несостоятельность в этом вопросе, а широкую общественность, которая, голосуя "денежно", будет делать выбор количества выделяемых на эти цели средств.
4. Убрать из законодательства положение об обеспечении военнослужащих жильем "не позднее 3-месячного срока по прибытии на новое место службы", которое не соответствует реальности, противоречит здравому смыслу и в сложившихся условиях звучит кощунственно. Если мы хотим не на словах, а на деле здесь улучшить положение, то, в первую очередь необходимо прислушаться к советам самих бесквартирных офицеров. Имеемые предложения комитета Государственной Думы по обороне об обязательной передаче 5-10% любого вводимого в строй жилья, независимо от форм собственности, источников инвестиций воинским формированиям необходимо немедленно утверждать в федеральном законодательстве, а не вести вокруг этого бесплодные разговоры. Механизмы реализации этого решения несложны и известны нашим экономистам.
5. В целях оптимизации распределения уже имеемого жилья, а также более упорядоченного и по возможности справедливого решения данного вопроса, необходимо предоставить как можно больше полномочий самим военнослужащим. Можно ввести в ту же инструкцию вместо императива, однозначно определяющего получение жилья вне очереди увольняемыми в запас военнослужащими, положение, дающее такую возможность. К примеру, в ст. 12, названной выше Инструкции, вместо положения "обеспечиваются вне очереди" определить "могут быть обеспечены жильем вне очереди". Тем самым повысить роль жилищных комиссий воинских частей. Именно эта структура, в которую входят представители и самих бесквартирных, реально представляющих обстановку с жильем в своих воинских частях, призвана и, уверен, сможет более взвешенно подойти к вопросу; например, кому давать поступившую в часть долгожданную квартиру - офицеру, простоявшему в очереди 13 лет, но которому не хватает до увольнения 1,5 года, или тому, кто, один год находится в списках на улучшение жилищных условий, но увольняется в запас и по этой причине сегодня претендует на эту квартиру первым. При любых обстоятельствах именно жилищная комиссия сможет дать более объективную оценку по каждому конкретному случаю, нежели вышестоящие чиновники, привыкшие "за лесом не видеть деревьев".
6. Принимать и оперативно вводить законами и иными нормативными актами другие имеемые предложения "низов", которые сегодня не востребованы, так как являются помехой на пути к обогащению многих "верхов".
7. Учитывая специфику военной службы, в воинских частях немедленно восстановить списки военнослужащих, вообще не имеющих жилья. Именно эта категория, испытывающая наибольшие трудности, должна обеспечиваться в приоритетном порядке.
И тогда цифра в 95 тыс. бесквартирных офицеров не будет звучать в устах чиновников просто для статистики, тогда не придется идти на разные уловки, пытаясь обмануть людей в погонах, которым нужна реальная помощь: вести разговоры о якобы двукратном повышении денежного содержания через неопределенное количество лет; снижать среднюю стоимость 1 кв. м жилья при получении жилищного сертификата; всячески извращать и интерпретировать законы, чтобы отнять у людей, которые пока еще служат, последнюю надежду на получение жилища и др. Хотелось бы напомнить, что именно эти люди, над которыми сегодня издеваются, продолжают нести свою нелегкую службу, в нечеловеческих условиях обеспечивая такую необходимую всем безопасность.
=== ТАБЛИЦА ===
Сравнительный анализ расчета денежного дохода в месяц капитана 2 ранга,
кандидата экономических наук, доцента Военно-морского института г. Санкт-Петербург
Годы Воинское Должность Выслуга Ученое Секретность Интенсивность Пенсионная Денежная В расчете на месяц Вычитаемый Итого
звание звание надбавка компенсация ЕДВ Премия Сан. Мат. налог
и степень за продпаек курортные помощь
2001 660 997 662 99 99 498 761 600 414 414 100 138 - 5442
2002 660 2100 1104 420 210 498 - 600 525 525 100 460 700 6502
Примечание: Приведенные цифры указаны округленно в рублях в месяц. Расчет на 2001 год производился исходя из предполагаемого увеличения окладов по должности в два раза и по новым тарифным разрядам. Все единовременные денежные выплаты, а также материальная помощь и премии приведены в расчете на месяц; расчет налога производился с учетом стандартного налогового вычета в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода и 300 руб. на каждого несовершеннолетнего ребенка.