0
2976
Газета Концепции Интернет-версия

25.10.2002 00:00:00

Война вне закона

Тэги: армия, закон


Экспертиза

Недавно в Ростове возобновилось судебное заседание суда Северо-Кавказского военного округа по рассмотрению уголовного дела полковника Буданова, обвиняемого в убийстве 18-летней чеченской девушки, которую он считал снайпером, стрелявшим в спину его подчиненным. Судебный процесс длится уже более двух лет. Суд еще вынесет свой вердикт о виновности или невиновности Буданова, однако уже ясно, что от ответственности уйдут государственные и военные чиновники, пославшие полковника в Чечню выполнять боевую задачу - уничтожать воинствующих экстремистов и международных террористов.

Дело Буданова наводит на мысль о несовершенстве государственной законодательной системы. Анализ содержания всех действующих законов показывает, что ни один из них не предусматривает боевого применения Вооруженных сил для борьбы с террористами и решения внутренних проблем. Однако Конституция РФ в статье 53 указывает, что "Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением". Если Буданов выполнял боевую задачу, то можно ли признать преступлением абсолютно все его действия, направленные на уничтожение противоборствующей стороны, включая применение оружия? По-видимому, нет. А если правонарушения и были, то они совершены в боевых условиях и соответственно должны по-другому квалифицироваться.

По своей сути и содержанию действия воинских формирований в Чеченской Республике в ходе обеих кампаний не соответствуют положениям федерального законодательства и являются незаконными. Следовательно, требуется иная законодательная база, регулирующая применение войск и специальных войсковых формирований в сфере пресечения различных террористических акций и операций.

В июле 1998 г. президентом РФ подписан "Федеральный закон о борьбе с терроризмом". В октябре 2001 г. по инициативе РФ Советом Безопасности ООН была принята резолюция, в которой определены первоочередные меры, предпринимаемые мировым сообществом в борьбе с терроризмом. Вместе с тем жизнь доказала, что этого явно недостаточно.

Опыт второй чеченской кампании (1999-2001 гг.) показывает, что контртеррористическая операция, проводимая там в этот период, была общевойсковой по форме и специальной по содержанию. Ее сущность можно определить так: это специальные, спланированные по цели, месту и времени действия соединений, частей и подразделений разноведомственных силовых структур РФ по предотвращению террористических и диверсионных акций экстремистов и разгрому их формирований, баз и центров подготовки диверсантов, пунктов управления и узлов связи с одновременной изоляцией зоны боевых действий от притока боевиков, оружия и материальных средств из-за рубежа.

Исходя из этого можно констатировать, что силовые структуры России, выполняющие задачи в разрешении внутреннего вооруженного конфликта, продолжают оставаться заложниками несовершенства законодательно-правового обеспечения, поскольку ни в одном из документов военного пакета нет даже упоминания о возможном проведении войсками крупномасштабной контртеррористической операции, не определены ее содержание и сущность.

Следует внести дополнение в Конституцию РФ о том, что в случае непосредственной опасности суверенитету, территориальной целостности и государственному строю от внутренних угроз (террористических акций и операций) предусматривается неограниченное применение всех силовых структур, включая и Вооруженные силы.

В Военной доктрине необходимо пересмотреть факторы, которыми обусловливаются угрозы для нашего государства. В числе таких факторов указать на возможность этнорелигиозными экстремистскими организациями (силами) развязывания крупномасштабных террористических акций (операций). Добавить положение об использовании Вооруженных сил в борьбе с экстремистскими силами, провоцирующими внутренний вооруженный конфликт.

В Концепции национальной безопасности РФ нужно дать определение государственному и международному терроризму, изложить основные направления их пресечения, в том числе с применением воинских формирований силовых структур государства.

Необходимо разработать национальную Концепцию противодействия терроризму, определяющую угрозы распространения этого явления как для государства в целом, так и для всех сфер жизнедеятельности общества. В Концепции следует отметить, что парирование угроз внутренней безопасности, как и деятельность в сфере обороны, не должно быть прерогативой только отдельных силовых ведомств. Борьба с терроризмом - общегосударственная задача и касается всех субъектов законодательной и исполнительной власти.

Требуется переработать "Федеральный закон о борьбе с терроризмом", где уточнить основные понятия терроризма и террористической деятельности (статья 3), указав на возможность проведения незаконными вооруженными формированиями крупномасштабных операций, угрожающих конституционному строю и территориальной целостности России. Также необходимо переработать компетенции субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом (статья 7), обратив внимание на совместную антитеррористическую деятельность всех силовых ведомств.

Нуждается в переработке Закон "Об обороне". В нем хорошо бы уточнить понятия "основы обороны", "состав привлекаемых сил и средств" (статья 1 излагает эти понятия очень расплывчато). В законе должен быть четко определен ответственный государственный орган власти за подготовку территории страны, ее экономики и Вооруженных сил к обороне государства. Целесообразно подчеркнуть руководящую и координирующую роль Генерального штаба в оперативном управлении Вооруженными силами РФ.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы об организации антитеррористической деятельности ВС необходимо разработать новый закон "О Вооруженных силах", в котором учесть все недостатки нормативно-правовой базы в отношении применения ВС на современном этапе в различных войнах и вооруженных конфликтах. В документе должны быть четкие положения, регламентирующие участие войск в тех или иных внутригосударственных операциях и борьбе с терроризмом, с высокой степенью разработанные тактические способы действий воинских формирований. В законе должны быть разработаны принципы строительства воинских формирований, предназначенных для решения антитеррористических задач: региональный принцип формирования группировки войск для борьбы с террористической деятельностью с включением в ее состав соединений и частей всех силовых структур, что обеспечит многовариантный метод применения этой группировки войск и ее быструю приспособляемость к изменяющимся задачам; модульный характер создаваемых группировок, позволяющий отказаться от дублирования целого ряда войсковых компонентов; автономность систем технического и тылового обеспечения, независимость их от местных источников и другие.

Десятилетний опыт применения Вооруженных сил для предотвращения терроризма и диверсионных акций экстремистов в России выявил явную необходимость в разработке специального федерального закона "О применении Вооруженных сил, других войск и органов Российской Федерации во внутренних конфликтах". В этом законе целесообразно отобразить правомочность применения группировок ВС, других войск и органов для устранения внутренних источников военных угроз без введения военного или чрезвычайного положения; право президента Российской Федерации применять необходимый контингент Вооруженных сил, других войск и органов для ликвидации внутренних вооруженных конфликтов; полномочия других органов государственной власти и управления; роль СМИ и общественных организаций в информационном обеспечении антитеррористической деятельности государства.

Обязательно следует указать, какие воинские формирования могут проводить крупномасштабные контртеррористические операции, дать определение содержания и сущности этих операций.

Практика антитеррористической деятельности на Северном Кавказе показывает, что ответственность за конечные результаты борьбы с терроризмом в целом ряде случаев полностью возлагается на военное руководство, а гражданские власти решают лишь второстепенные задачи по урегулированию конфликтов или устраняются от них, что приводит к затягиванию и даже эскалации последних. В этой связи в законе целесообразно отметить роль и ответственность за антитеррористическую деятельность всех органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

В России нет структуры, которая бы при возникновении внутреннего вооруженного конфликта брала бы на себя полную ответственность за его разрешение в военном плане. Внутренние войска при условии создания соответствующей нормативной базы могут стать главной составляющей федеральных сил в пресечении внутренних военных угроз. Однако на настоящее время их права в разрешении конфликтов ограничены "участием".

Необходимо переработать Закон "О военном положении", где уточнить понятие военного положения, что под этим понимается особый правовой режим не только в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, но и при проведении крупномасштабной антитеррористической операции в отдельном регионе страны. Требуется внести изменения в полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения в части, касающейся ответственности при проведении различных ограничивающих мер. Это относится прежде всего к тем федеральным органам исполнительной власти, которым президентом Российской Федерации поручено осуществлять руководство вопросами обеспечения обороны и безопасности государства, режима военного положения.

С учетом проведения воинскими формированиями силовых ведомств антитеррористической деятельности переработать Закон "О чрезвычайном положении".

Также - в целях усовершенствования нормативно-правовой базы - целесообразно разработать специальные наставления и уставы для воинских формирований, привлекаемых для проведения антитеррористических операций. Действующие основополагающие уставные документы Вооруженных сил (в том числе и их проекты, находящиеся в войсках на апробации) в основном ориентированы на крупномасштабную войну. Специальные нормативные документы, предназначенные для антитеррористической деятельности, отсутствуют.

Чеченский опыт показывает, что воинские формирования всех силовых структур государства должны быть готовы к исполнению специфических военных, административных, дипломатических, разведывательных и иных функций. Новые специальные наставления и уставы должны это предусмотреть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
989
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2788
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1921
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1524

Другие новости