0
950
Газета Концепции Интернет-версия

07.02.2003 00:00:00

Модная тема для политической демагогии

Валерий Чебан

Об авторе: Валерий Всеволодович Чебан - советник председателя комитета Государственной Думы по обороне, академик Академии военных наук, доктор философских наук, генерал-майор.

Тэги: гражданский контроль, тема, мода


СОВРЕМЕННАЯ постановка вопроса о гражданском контроле над армией в нашей стране не выдерживает никакой критики. Проблема гражданского контроля давно стала модной политической темой, но еще не переросла в важное государственное дело.

К числу наиболее распространенных недостатков в понимании гражданского контроля следует выделить его упрощенное толкование как контроля гражданских лиц над военными. Между тем речь должна вестись о контроле всех граждан государства над военным ведомством. Это касается и гражданина в форме, то есть военнослужащего.

В данной плоскости и сам военнослужащий превращается из пассивного объекта в активный субъект контроля. Его доскональное знание существа дела, специфики воинского труда позволит сделать так необходимый обществу контроль предметным и эффективным.

Исключение же гражданина в военной форме из системы гражданского контроля превращает его в того "винтика", "робота", бездумного исполнителя приказов, который может быть повернут при определенных условиях в любую сторону, в том числе и против собственных граждан.

Вооруженные силы, как и другие силовые структуры любой страны, это не удельные княжества, ни "государства в государстве", а государственный институт, и каждый гражданин вправе знать, на что идут деньги налогоплательщика, как ими распоряжаются силовые ведомства и вообще есть ли в последних необходимость.

В то же время Вооруженные силы - это специфическая организация, для которой излишняя информационная утечка может нанести серьезный ущерб не только ее качествам, но и безопасности государства.

Словом, нужен соответствующий механизм связи армии и общества, который бы, с одной стороны, позволил осуществить по высшей государственной мерке спрос за качество военного строительства, а с другой - не допустил некомпетентного вмешательства в чрезвычайно сложную систему.

В процессе гражданского контроля предполагается получить ответы на следующие вопросы.

Первый. Насколько обоснованны исходя из особенностей геополитического положения государства, его внутренних возможностей и собственной логики военного дела затраты на армию и флот? Здесь вероятна другая крайность. Погоня за дешевой армией может вызвать справедливое недоумение: как может быть дешевым инструмент, основу которого составляет дорогое наукоемкое и высокотехнологичное производство?

Второй. Отвечает ли военное строительство новым геополитическим реалиям и как оно вписывается в структуру современных военно-политических отношений?

Третий. Как расходуются немалые средства государственного бюджета на оборону непосредственно самим военным ведомством? Секретность не позволяет каждому гражданину иметь полное представление о затратах на оборону. Но вряд ли можно считать справедливым тот факт, что Россия представляет в ООН и другие международные организации официальной информации оборонного характера больше, чем собственным гражданам.

Крайности в любом случае чреваты ущербом для государства. Если баланс будет нарушен в сторону силового компонента, то через некоторое время произойдут деформация чисто гражданского сектора, истощение экономики и трансформация общественной психологии и морали.

Если баланс будет нарушен в сторону свертывания необходимых затрат на оборону, охрану границы и общественного порядка, тогда государство становится уязвимым по всему спектру вызовов безопасности как внутреннего, так и внешнего характера. Незащищенность государства стимулирует как внутренние, так и внешние экстремистские силы.

Четвертый вопрос. Как организована боевая учеба, жизнь и деятельность личного состава армии и флота? Не вступает ли содержание ратного труда в противоречие с интересами страны?

Большой интерес для граждан представляет пятый вопрос: каков механизм подготовки и принятия решений на применение Вооруженных сил или проведение акций с участием военнослужащих?

Работу себе определяют не ведомства, а государство. Оно ставит задачи армии, Федеральной службе безопасности и другим силовым структурам. Следовательно, законность и ход выполнения этих задач не обходятся без соответствующей инспекции "сверху", то есть со стороны властных структур и правоохранительных органов, а также граждан государства, которые "наняли" такое государство на работу.

И, наконец, вопрос об отношении армии к политике. Граждан, особенно в переломные моменты общественного развития, волнует государственно-правовая и фактическая дозировка участия Вооруженных сил в общественной жизни. Население страны одинаково пугает как возможность военного переворота и установления военной диктатуры, так и полное безразличие военных к острым проблемам общественного бытия.

Сегодня значение гражданского контроля резко возросло по ряду причин.

Во-первых, радикальные преобразования общества наряду с изменением экономической структуры, государственного устройства предполагают создание соответствующего каркаса безопасности, элементами которого являются силовые структуры.

Причем баланс между реальными потребностями силовых структур и возможностями государства по их содержанию должен стать предметом постоянного гражданского контроля.

Такой контроль необходим не только на этапах рождения замысла, формирования соответствующей архитектуры безопасности, но и непосредственно в процессе создания всей конструкции. В противном случае никто не застрахован от появления государства-казармы, где образцом гражданских и нравственных ценностей объявятся требования дисциплинарного устава и устава внутренней службы, а самой модной одеждой будет военная униформа.

Во-вторых, для переходного периода, отличающегося повышенной политизацией общества, гражданский контроль крайне необходим для того, чтобы споры между политическими силами общества и отдельными политиками обходились без аргументации силовых структур, а сами они не претендовали на роль вершителей судеб государства в тех областях жизни, которые выходят далеко за рамки их предназначения. Накал политических страстей неизбежно распространяется на армию. И соответствующий гражданский контроль в данной ситуации просто необходим как средство, не позволяющее армии передислоцироваться с фронта защиты государства от внешней агрессии на фронт гражданской войны.

В-третьих, сегодня не только Россия переживает переходный период. Весь мир пришел в движение, и вся планета переживает переходный период.

И если этот процесс выйдет из-под контроля граждан разных стран и регионов, то активизация неомилитаризма, которая обычно сопутствует смутному времени, может привести к новой трагедии.

Требуетсят поставить вопрос о гражданском контроле над силовыми структурами не только в рамках отдельных государств, но и над международными военно-политическими организациями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
660
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
579
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
691
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
478

Другие новости