0
1048
Газета Концепции Интернет-версия

04.04.2003 00:00:00

Глас народа наводит на размышления

Тэги: ВЦИОМ, опрос, население, чечня


ВЦИОМ выпустил четвертый ежегодный сборник "Общественное мнение-2002". В нем представлены основные результаты опросов населения РФ, проводившихся центром в прошлом году. В силу целого ряда причин (продолжающаяся война в Чечне, а также серия громких террористических актов, прежде всего 9 мая в Каспийске и события 23-26 октября в Театральном центре на Дубровке в Москве) многие вопросы касались мнения респондентов о состоянии безопасности общества, деятельности правоохранительных органов, в том числе и ФСБ России.

ДО ПОБЕДЫ ДАЛЕКО

Так, в августе 2002 г., еще до трагедии "Норд-Оста", 79% опрошенных признавались, что боятся стать жертвой террористов. 29% респондентов в том же месяце считали "очень вероятным" и 51% "довольно вероятным" осуществление в России крупных террористических акций, подобных событиям 11 сентября 2001 г. в США. Соответственно "маловероятными" и "совершенно невероятными" считали их лишь 17% респондентов. Эти данные, как и результаты иных опросов, проводившихся ВЦИОМом ранее, показывают, что опасения стать жертвой терроризма и страх перед террористами, к сожалению, стали неотъемлемой чертой массового сознания российского общества.

Только 12% респондентов считали воюющих в Чечне боевиков "борцами за независимость своей Родины", "людьми, защищающими себя, свою землю и семьи". Подавляющее же большинство (77%) называют их бандитами, убийцами, похитителями людей. 86% уверены, что чеченские сепаратисты связаны с международными террористическими организациями, три четверти опрошенных (76%) полагали, что в Чечне развернулась партизанская война, и лишь 13% считали, что начался процесс мирного урегулирования в этой республике.

В целом 30% опрошенных не сомневаются, что до победы в контртеррористической операции в Чечне далеко, а 55% оптимистов уверены, что она может быть достигнута. Судя по ответам, подавляющее большинство населения считает, что урегулирование ситуации в Чечне потребует длительного времени: "много лет" - 42%, "ближайшие годы" - 13%, "Чечня десятилетия будет оставаться источником напряженности и конфликтов в России" - 27%, а 9% из них заявили, что рано или поздно властям придется признать независимость ЧР от России.

Среди респондентов 27% высказывались за решение проблемы Чечни только силой, 16% - только путем переговоров, но многие (33%) - за сочетание силового давления с переговорами. В тоже время 18% респондентов полагали, что решить проблему мирного урегулирования невозможно и следует дать Чечне возможность выйти из состава России. И если 25% респондентов приветствовали бы такое развитие событий, а 15% - против него, но готовы смириться с таким фактом, то 26% считают, что этому следует воспрепятствовать любыми средствами.

НЕТЕРПИМОСТЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ

Значительное большинство (68%) не сомневается, что следующее поколение чеченцев будет еще более враждебным по отношению к России, мстить русским за понесенные жителями Чечни жертвы, насилие, которое было совершено по отношению к их семьям. Тех же, кто надеется, что у чеченской молодежи улучшится отношение к России, оказалось всего 14%.

63% респондентов считали, что складывающаяся в Чечне ситуация "влечет за собой ослабление моральных устоев общества и расползанию насилия". В то время как 42% опрошенных в декабре 2002 г. были убеждены, что вводить войска на территорию Чечни в 1999 г. следовало, 43% полагали, что достаточно было надежно перекрыть границу с ЧР (16% затруднились с ответом).

Следует обратить внимание на довольно тревожное обстоятельство, свидетельствующее о росте межнациональной напряженности в российском обществе. Более трети (36%) респондентов убеждена, что чеченцы сами виноваты в своих бедах и "получают по заслугам", 32% считают, что страдания населения Чечни преувеличены западной пропагандой с целью обвинить и унизить Россию, а 20% - что страдания чеченцев действительно имеют место и к мнению Запада следует прислушаться.

42% опрошенных отказывали чеченцам в праве быть равноправными гражданами России, а 67% из них считали, что с ними "нельзя вести диалог на равных", "они понимают только язык силы". Значительное число респондентов признавалось также, что представители чеченского народа вызывают у них негативные чувства. Так, с недоверием и страхом к ним относятся 30% опрошенных, а еще 36% - с раздражением, неприязнью. Правда, 44% респондентов отмечали, что в последние годы отношения между людьми разных национальностей вообще изменились в худшую сторону, и 40% согласно с тем, что действительно стало больше проявлений национализма.

Вследствие складывающегося общественного мнения 40% опрошенных заявляли, что захваченных боевиков "следует уничтожать на месте, если имеются основания подозревать их участие в боевых действиях или диверсиях". В то же время 17% респондентов считают, что с ними следует обращаться как с военнопленными, и 37% не сомневаются в том, что их следует предавать суду по существующему законодательству.

Ровно половина респондентов полагает, что правительству следует действовать более жестко, чтобы добить боевиков и уничтожить их базы, 18% уверены, что больше внимания следует уделять восстановлению хозяйства и налаживанию мирной жизни, 11% - за то, чтобы добиваться соглашения со всеми авторитетными деятелями Чечни, независимо от того, принимали они участие в боевых действиях или нет.

55% опрошенных считают, что проведение "зачисток" в населенных пунктах является необходимой и оправданной мерой. В то же время большинство опрошенных ("определенно нет" - 28% и "скорее нет" - 40%) не верят сообщениям СМИ о произволе и жестокости федеральных сил в отношении мирного населения (определенно доверяют СМИ 7%, скорее доверяют еще 15%).

Однако 37% (13% "определенно да" и 24% "скорее да") были согласны с тем, что в ходе "зачисток" чеченских сел в 1999-2001 гг. нарушались гражданские права их жителей. В этой связи мнение 34% опрошенных: с такими фактами, как недопустимое нарушение прав чеченских граждан, нужно бороться всеми средствами, вплоть до военных трибуналов, но сами "зачистки" надо проводить.

В целом, заканчивая рассмотрение блока вопросов, касающихся ситуации в Чечне, представляется необходимым отметить следующее.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в целом в обществе пока превалируют настроения поддержки проводимой в Чечне контртеррористической операции, однако по мере продолжения сохранения имеющегося статус-кво в Северо-Кавказском регионе на протяжении длительного времени эта поддержка будет сокращаться при росте пораженческих настроений и даже возможном росте экстремистских проявлений со стороны радикальных пацифистов.

УДАР "НОРД-ОСТА"

Сообщение о захвате заложников в Москве 23 октября 2002 г. вызвало чувство гнева у 36% опрошенных, тревогу - у 34% из них, 7% этот теракт заставил задуматься над самой проблемой чеченской войны.

Однако 9% респондентов испытали сочувствие к захватчикам и даже определенное понимание тех причин, что толкнули их на подобные действия. По мнению социологов, данным показателем (менее 10%) можно пренебречь, но правоохранительные органы не должен не настораживать тот факт, что некоторая часть населения едва ли не "соболезнует" бандитам, что в дальнейшем не исключает даже оправдания террора.

45% опрошенных считали виновными в происшедшем чеченских боевиков, но 35% из них возлагали ответственность за случившееся на спецслужбы, прежде всего - ФСБ и МВД. 15% сочли виновным "само руководство России, продолжающее боевые операции в Чечне".

Уже в конце ноября 2002 г. 23% респондентов оценивали операцию по освобождению заложников в "Норд-Осте" как успешную, 55% - как в целом удовлетворительную, и только 19% - как неудовлетворительную.

В ходе опроса в конце октября 2002 г., после штурма здания Театрального центра на Дубровке, 25% опрошенных полагали, что сразу после его захвата надо было провести силовую операцию, не вступая в переговоры с террористами, 59% считали, что в переговоры следовало вступить, а потом провести силовую акцию. 9% респондентов придерживались той точки зрения, что ситуацию нужно было разрешать только путем переговоров.

Причем 55% опрошенных высказывали мнение, что никакие уступки террористам недопустимы, с ними не соглашались 35% ответивших. При этом среди последних 16% считали возможным обещать экстремистам жизнь и свободу, по 11% - предлагать им денежный выкуп и публикацию их требований. Между тем подобные предложения (за исключением сохранения жизни) противоречат международному опыту и принципам борьбы с терроризмом.

Большинство респондентов (75%) считали, что руководство ФСБ, МВД и других спецслужб должно нести ответственность за проникновение террористов в столицу.

Террористическая акция в Театральном центре на Дубровке привела к изменению общественно-политической атмосферы в стране, и если в сентябре 2002 г. 54% опрошенных полагали, что следует прежде всего спасать людей даже ценой уступок террористам, то в ноябре только 37% считали необходимым "избегать крови любой ценой", а 53% выступали за то, чтобы в первую очередь обезвредить преступников (в сентябре так думали только 33% респондентов).

Действия бандитов в Москве и последующий штурм театрального здания вызвали резкий рост поддержки населением контртеррористической операции в Чечне. 54% опрошенных заявляли, что ответом должны стать решительные действия, "подобные тем, какие Америка провела после 11 сентября 2001 г.", а число сторонников силовых действий в Чечне увеличилось с 34 до 46%. Доля сторонников переговоров сократилась до 45%.

Вместе с тем только 9% опрошенных ВЦИОМом в ноябре 2002 г. считали, что власти говорят "всю правду о событиях с захватом заложников в Москве". Большинство (58%) были убеждены, что говорится только часть правды, однако 23% полагали, что правда скрывается, и еще 5% ответивших заявили, что "власти лгут и изворачиваются".

По мнению респондентов, главными причинами больших человеческих жертв в ходе операции по освобождению заложников явились:

- плохая организация эвакуации и помощи заложникам (32% ответов);

- неумеренное применение газа (31%);

- провокационные действия террористов (19%);

- неподготовленность штурма (14%).

В ноябре 2002 г. 78% опрошенных не сомневались в том, что здание Театрального центра следовало штурмовать, и только 12% полагали, что для спасения людей нужно было идти на уступки террористам. И если применение газа считали оправданным 49% опрошенных, то 36% из них были уверены, что спецслужбам следовало найти более безопасные методы освобождения заложников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1500
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1706
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1812
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4143

Другие новости