ВРЯД ЛИ следует вдаваться в подробности терминологических споров относительно правомерности или неправомерности обозначения словом "ваххабиты" исламских радикально-фундаменталистских групп. Дело в том, что этот термин в ходу у самих мусульман. Воспользуемся им и мы.
КТО НЕ С НАМИ - ТОТ ВРАГ
Судя по моим наблюдениям, ваххабиты живут небольшими, но сплоченными общинами (их, как и принято на Кавказе, называют джамаат), стремящимися обычно обособиться от джамаата того населенного пункта, где они созданы. Свою общину ваххабиты считают истинным джамаатом настоящих мусульман. Удельный вес их в числе остальных последователей Пророка относительно невелик, зато непропорционально высок уровень активности, которая отнюдь не ограничивается только религиозной сферой.
Большинство членов ваххабитских общин - молодые люди в расцвете сил (не зеленые юнцы, а именно экономически активные молодые люди). Они умеют и любят работать, как правило, у них хорошая коммерческая хватка. Все это дополняется атмосферой братства (кстати, ваххабиты друг к другу обращаются "брат"). Новичка в общине окружают вниманием и заботой, ему оказывают всяческую поддержку, привлекая при этом к делам джамаата. Все проблемы решаются сообща, начиная с вопросов распределения милостыни после поста в месяц рамадан (фитр-садака) и заканчивая более серьезными проблемами.
Вместе с тем просто так покинуть общину из-за разочарования в идеологии ваххабитов или несогласия с их действиями невозможно. Как только вы заявите о подобном намерении, тут же соберется джамаат и будет обсуждаться не вопрос о том, разрешить вам уйти или нет, а о том, как вас вернуть в лоно истинной веры. Покинуть общину - значит стать вероотступником, а вероотступничество карается смертной казнью. Не важно, что вы формально остаетесь мусульманином. Вы перестаете быть истинным мусульманином. Возврат в лоно истинной религии заблудшего брата рассматривается как одно из высших благодеяний, поэтому считается, что все меры для этого хороши. На "заблудшего" могут воздействовать с помощью самых разных мер, в том числе и угрозами расправы над членами семьи.
Вообще для ваххабитов характерно четкое и жесткое разделение на "своих" и "чужих". Сами они являются настоящими, "истинными" мусульманами. Все те, кто не разделяет их взглядов, - немусульмане. Не имеет никакого значения, называют они себя мусульманами или нет. Определяющим моментом является отношение верующего человека к их видению, к их интерпретации исламского вероучения. Обвинений часто не могут избежать даже те, кто излагает вполне ортодоксальную точку зрения.
Например, в апреле 2000 г. в селе Первомайское Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии мне довелось встречаться с одним из заметных ваххабитских деятелей по имени Умар-Али. В то время в республике уже начались мероприятия ФСБ и МВД против ваххабитов, и, возможно, это также сказалось на том, что мой собеседник был довольно агрессивен. Тогда я еще был ответственным секретарем журнала "Мусульмане", который публиковал материалы вполне ортодоксального содержания. Свое мнение о нем Умар-Али высказал кратко: "Бумага хорошая, а остальное не очень". Меня поразило то, что он слово в слово повторил ту оценку, которую за две-три недели до этого дал журналу на своем сайте издательский дом "Бадр", известный своей ваххабитской направленностью. В ответ на мою просьбу высказать конкретные претензии, сделать это собеседник не смог, сказав лишь, что журнал занял "удобную" позицию. В переводе с дипломатического языка это означало, что в редколлегии журнала работают лицемеры (мунафик). Именно это обвинение часто раздается со стороны ваххабитов в отношении других мусульман наряду с обвинением в многобожии (ширк).
Это, кстати, довольно серьезно. Основываясь на аяте 67-м суры "Покаяние" ("Поистине, лицемеры, они - распутники"), ваххабиты делают вывод, что обвиняемые ими в лицемерии находятся вне шариата, следовательно, и вне ислама. В конспектах ваххабита среди четырех типов джихада назван и джихад против лицемеров (наряду с джихадом против шайтана, души и неверных), который, что примечательно, понимается прежде всего как вооруженная борьба.
ВСЯ ЖИЗНЬ - БОРЬБА
Тому, кто знает пять столпов ислама, известно, что в их число джихад не включается. А потому несколько непривычно читать в тех же записях следующее: "Когда мусульманин будет исполнять все столпы религии, где вершина этих столпов Джихад на пути Аллаха, тогда Аллах утвердит его стопы. Если же имеющий силы человек уклоняется от Джихада, то тем самым он подвергает себя опасности в отношении религии". При этом ваххабиты ссылаются на хадис, приводимый в собрании аль-Бухари: "Всегда будет в моей Умме одна община, победоносная, стоящая за правое дело, и она будет воевать".
Именно это требование постоянной готовности к вооруженной борьбе вызвало к жизни невиданное ранее явление, которое можно назвать "спорт в мечети". Часть помещения в некоторых ваххабитских мечетях стала оборудоваться наподобие спортивного зала. То есть член джамаата мог одновременно с молитвой укреплять и свою физическую форму. В военных лагерях ваххабитов также были неотделимы друг от друга обучение религии и физическая подготовка вкупе с военной. Так, в учебном центре, расположенном в селе Чабанмахи, новичков вначале в течение трех недель обучали религиозным дисциплинам, после чего с ними проводилась усиленная боевая подготовка.
Естественно, и это ваххабиты обосновывают положениями из Корана. Ими приводится аят 62-й (60-й) суры 8-й "Добыча": "И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы..." Правда, просто опускается следующий, 63-й (62-й) аят той же суры, гласящий: "А если они склонятся к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха: ведь Он - слышащий, знающий!"
Какой же вывод из предыдущего аята делают ваххабиты? Читаем в тех же ваххабитских записях: "Обучение стрельбе - обязанность каждого мусульманина в зависимости от своих способностей. И пушка, и танк, и самолет, и другие виды оружия требуют умения стрелять в случае их применения. О, если бы учащиеся школ учились стрелять и проводили соревнования с целью подготовки к защите своей веры и своих святынь! Однако детей заставляют зря тратить свое время на различные игры и соревнования, обнажая свои тела, которые Ислам велит прикрывать, и оставляя намазы, которые Аллах велит блюсти!"
В том, что в оружие можно превратить и обычные рейсовые аэробусы, весь мир убедился 11 сентября 2001 г., когда под их ударами рухнули башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и была разрушена часть Пентагона. Процитированные слова объясняют, во-первых, почему среди ваххабитов широко распространены военизированные группы и, во-вторых, почему вчерашний вполне мирный молодой человек так легко превращается в боевика.
ТРАДИЦИЯМ ВОПРЕКИ
Другое обвинение, исходящее из уст ваххабитов в отношении прочих мусульман, - отход от единобожия (ширк). Такие мусульмане, по мнению ваххабитов, становятся мушриками, то есть многобожниками или кафирами (неверными). В первую очередь это относится к северокавказским последователям суфизма и околосуфийских культов вроде почитания святых могил и т.д. Читаем в записях ваххабита: "Мушрики, поклоняющиеся своим шейхам или их могилам, на словах утверждают свидетельство "Ла илаха иллаллах" - "нет божества кроме Аллаха", - но своими делами отрицают его смысл. Они произносят свидетельство, но потом обожествляют кого-то помимо Аллаха, обращая к нему поклонение, будь то любовь, возвеличивание, страх пред ним, надежда, упование, мольба и другие его виды - ведь все это поклонение, а поклонения достоин только Всевышний Аллах, Свят Он и Могуч".
Последнее положение, вполне справедливое с точки зрения любого верующего мусульманина, получает у ваххабитов гипертрофированное выражение. Переходя всякие допустимые границы, наиболее радикально настроенная часть ваххабитов полагает, что единственный достойный уважения в двух мирах - только Аллах. Отсюда - отрицание каких бы то ни было авторитетов, подчеркнутое пренебрежение к широко распространенным на Северном Кавказе традициям уважения старших (которые почему-то интерпретируются как поклонение старикам). В ваххабитской общине царит подчеркнутое равенство всех ее членов. Никому, даже амиру (главе общины), не оказывается особых знаков почтения. Интересно, что часто противники ваххабитов из среды простых мусульман в качестве отрицательной черты ваххабитов приводили именно отсутствие почтения к старшим.
Иногда такая позиция ваххабитов приводила к расколу в семьях. Новообращенный сын принимался критиковать родителей за отход от "истинного" ислама и поддержку многобожия. Отец в таких случаях обычно прогонял сына из дома, но это мягкий вариант решения проблемы. Мне раза два рассказывали о применении оскорбленным родителем оружия в отношении вышедшего из повиновения отпрыска, но я не имел возможности проверить эту информацию.
Таухид - утверждение идеи единобожия во всех сферах жизни - это краеугольный камень ваххабитского учения. Именно основываясь на нем ваххабиты отказывают в праве на существование многим традиционным для Северного Кавказа формам бытования ислама: различным суфийским практикам и связанным с ними культам, празднованию мавлида - дня рождения Пророка, которое в некоторых областях Северного Кавказа, например, в Нагорном Дагестане, стало одной из форм привлечения божьей благодати - баракят. Обряд мавлида в Дагестане проводят вне зависимости от даты по самым разным поводам, будь то свадьба, призыв в армию или наречение имени, а также начало какого-либо важного дела.
Однако все это касается разногласий между мусульманами. Между тем принципом таухида ваххабиты обосновывают греховность подчинения светским властям и законам и настоятельную необходимость установления правления на основе принципов шариата. Например, к числу деяний, противоречащих исламу и принципу единобожия, относятся: любой суд, кроме суда на основе шариата; предоставление права законотворчества кому-либо кроме Аллаха (право издавать законы имеет только Всевышний); поддержка светской демократии и вообще светского образа жизни; суждение об отделении религии от государства. Все это, по мнению ваххабитов, не приемлемо с точки зрения ислама и ввергает мусульман в тягчайший грех.
В заключение следует отметить, что ваххабитские общины на Северном Кавказе не являются однородными по составу. Есть среди них крайне радикально настроенные, но существует и значительное умеренное крыло, во многом смягчающее приведенные здесь радикальные положения ваххабитского учения.
Радикально-экстремистское крыло ваххабитского движения на Северном Кавказе, несомненно, является угрозой для российской власти в регионе. Но не меньшую угрозу оно представляет и для самих северокавказских мусульман.