БЕЗОПАСНОСТЬ государства во многом зависит от состояния оборонной промышленности. До последнего времени оборонка держалась за счет того, что большинство головных предприятий отрасли входили в категорию федеральных и просто государственных унитарных (то есть неделимых) предприятий. Даже во время "дикой" приватизации у чиновников не поднялась рука уничтожить передовые по тем временам производства, многие из которых к тому же являются градообразующими и чуть ли не единственными работающими предприятиями в регионах. До тех пор пока большинство предприятий ОПК "дышало на ладан", а наши олигархи были заняты дележом природных ресурсов, оборонка жила спокойно. Но времена меняются, и в 2002 г. волею чиновников Минимущества России был снят с полки долгое время пылившийся проект закона о государственных и муниципальных предприятиях. Цель этого быстро прояснилась. Наивные мечты производственников о том, что оборонка получит какую-то помощь от государства, быстро рухнули. С непостижимой скоростью законопроект пробежал второе и третье чтения, был подписан и выпущен в жизнь. При этом мнения производственников не просто никто не учел, что само по себе является грубейшим нарушением процедуры рассмотрения, но с участием руководителей ОПК не было проведено ни одного полноценного слушания ни в Госдуме, ни в Совете Федерации. Разработчики закона упирали на то, что государству трудно обеспечить контроль над ГУПами, абсолютное большинство которых являлись и являются мелкими подсобными предприятиями, занятыми в сфере обслуживания федеральных органов власти. Всего в Российской Федерации насчитывается более 13 тысяч унитарных предприятий. Они в основном действительно убыточны и не представляют интереса для крупного бизнеса. Другое дело оборонка. Вытолкнуть ее в свободный рынок - мечта многих опоздавших к переделу других сфер русских (и не только) нуворишей.
Такого рода законы, затрагивающие интересы сотен тысяч, если не миллионов людей, занятых в ОПК, не должны приниматься без взвешенной оценки всех факторов, без согласования с Минпромнауки России, оборонными агентствами. Сегодня оборонка - это примерно (подчеркнем - примерно, поскольку точно их никто не считал) 1700 основных предприятий, из них около 600 - ГУПы.
Принятым в авральном порядке законом о ГУПах создана система, исключающая заинтересованность предприятия в результатах своей работы, так как теперь и сам процесс заключения договоров на производство продукции, и практическое использование результатов этой деятельности через утверждение показателей экономической эффективности деятельности предприятия может совершаться только с согласия курирующих государственных органов. Фактически такой подход приведет к тому, что в деятельности унитарных предприятий теряется мотивация, основанная на заинтересованности в получении более высоких результатов. Тем самым изначально указанные предприятия ставятся в неравное положение с другими видами коммерческих организаций - акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью и т.д., что в свою очередь противоречит одному из начал гражданского законодательства, устанавливающего равенство участников гражданских правоотношений (ст. 1 ГК РФ).
Общий подход, закрепленный законом, направлен на вытеснение из бизнеса государства, которое участвует в нем через государственные предприятия. В целом такая ситуация соответствует Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. # 1024, но не учитывает специфики оборонного бизнеса.
Законодательно это реализовано в ст. 8 закона о ГУПах, в которой определено, что унитарные предприятия могут быть созданы только для обеспечения безопасности Российской Федерации и решения социальных задач.
Вместе с тем следует исходить из того, что указанные предприятия существуют не в изолированной среде и связаны имущественными связями и отношениями с рыночным механизмом российской экономики. Излишняя бюрократизация ставит государственный сектор экономики в неравные условия по отношению к частному.
Следствием этого станет законодательно закрепленная неконкурентоспособность государственного сектора, его убыточность, что в конечном итоге ляжет тяжким бременем на федеральный бюджет.
Особенно негативно создавшаяся ситуация скажется на оборонно-промышленном секторе, в котором доля государственных предприятий наиболее значительна, при том что с точки зрения имеющихся возможностей в этом секторе, прежде всего инновационного потенциала, конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем рынке, именно данный сектор адаптивен к требованиям мирового рынка. Реализация же закона о ГУПах приведет к тому, что имеющиеся возможности в ОПК не только не будут использованы, но и практически безвозвратно утеряны.
Возложение на государственные органы полномочий по осуществлению прав собственника приведет к необходимости существенного увеличения их штатов и соответственно к значительным расходам федерального бюджета, что не вяжется с начатой административной реформой.
Одной из целей, которая декларировалась при принятии закона о ГУПах, является якобы создание жесткого механизма контроля за государственной собственностью.
Вместе с тем действующим законодательством уже создана действенная система контроля со стороны государства за государственными унитарными предприятиями.
Так, в соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" государственные предприятия ежегодно представляют свою бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Значительные полномочия по контролю за использованием государственного имущества имеют Счетная палата Российской Федерации, Минфин России, прокуратура и другие структуры.
Закон о ГУПах создает универсальную основу для коррупции, так как любое унитарное предприятие для выживания в условиях рыночной экономики, в котором многое решает временной фактор, будет вынуждено искать возможности для скорейшего прохождения всех согласительных и разрешительных процедур, предусмотренных законом, что возможно только с помощью сотрудников госорганов, способных облегчить бремя государственного контроля.
Практическая реализация закона о ГУПах приведет к существенному снижению инвестиционной привлекательности государственного сектора экономики в целом, и оборонно-промышленного комплекса страны в частности.
Законом существенно ограничена самостоятельность унитарного предприятия в привлечении кредитов, осуществлении заимствований, получении гарантий и выдачи поручительств. На все это требуется согласие госоргана, осуществляющего права собственника.
Следует учитывать, что полномочия госорганов в отношении собственной инвестиционной политики предприятия при общеизвестном уровне коррупции госаппарата существенно снижает возможности по привлечению кредитных ресурсов - кредитные организации весьма осторожно относятся к выдаче кредитов лицам, которые несамостоятельны в принятии соответствующих решений по их привлечению и последующему обеспечению. При этом также необходимо учитывать, что покрытие соответствующих кредитов в зависимости от их суммы также может потребовать согласия госоргана при его погашении - такая сделка может квалифицироваться как крупная.
В целом ужесточение механизма привлечения инвестиций, коррупционная составляющая этого процесса создают основу для переориентации инвестиционных потоков из государственного сектора экономики в коммерческий. Особенно больно это ударит по оборонно-промышленному комплексу, испытывающему хроническую нехватку свободных финансовых средств как для выполнения принятых обязательств, так и развития производства.
Закрепленный законом о ГУПах подход к унитарным предприятиям в целом противоречит общей концепции Гражданского кодекса, который в качестве одного из ключевых критериев выделения коммерческих организаций, к которым относятся и унитарные предприятия, в отдельный вид установил их самостоятельность в осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).
Очевидно, что отмеченные факторы не могли не остаться незамеченными и для спецслужб. Попав в лапы нашего полукриминального рынка, предприятия оборонки быстро "найдут" новых хозяев, а это уже сфера национальной безопасности. Очевидно этим и вызвано беспокойство ФСБ, о котором недавно говорил Николай Патрушев в Ульяновске. Оборонно-промышленный комплекс, его занятость - это и социальная стабильность в обществе. Отсюда и решение его проблем должно быть тщательно проработано в каждом случае принятия решений. Прежде чем распрощаться с ГУПами в ОПК, хорошо бы понять, а какие из них нужны государству, решить весь комплекс проблем оборонной доктрины, состава вооруженных сил страны, объема гособоронзаказа, экспортного производства продукции военного назначения. После этого можно было бы подумать и о том, сколько и каких ГУПов нам надо, какой уровень кооперации у головных предприятий нуждается в господдержке. Только последовательно решив отмеченные проблемы, мы сможем четко определить, какой ОПК нужен государству.
За последние годы принято около десяти основ, концепций, программ и других документов, так или иначе связанных с работой ОПК. За их реализацию отвечают и Минпромнауки, и Минэкономразвития, и оборонные агентства, и Минобороны и прочие структуры. А у семи нянек... Последствия известны. Да и денег на эти программы практически нет. Так может быть, до решения этих проблем, до проведения административной реформы, есть смысл приостановить действие закона о ГУПах в отношении предприятий ОПК?