ОДНОЙ из ключевых проблем современной военно-социальной политики, мощным фактором социальной напряженности в обществе и Вооруженных силах является вопрос реформирования системы социальных льгот, установленных для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Основные подходы к реформированию системы социальных льгот изложены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением правительства РФ от 10 июля 2001 г. # 910-р. Программа провозглашает постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения. Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в частности, для работников правоохранительных органов и военнослужащих), будут согласно указанной программе переведены в форму денежных выплат.
Следует отметить, что действующие в настоящее время льготы для военнослужащих занимают достаточно большое место в совокупном доходе их семей. По данным мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей, стоимость реализованных льгот и компенсаций в денежном выражении составляет в настоящее время около 25% совокупного дохода среднестатистического военнослужащего. Из этого следует, что простая отмена льгот без адекватной замены может привести к существенному снижению уровня доходов семей военнослужащих.
Наглядное подтверждение тому - отмена с 1 июля 2002 г. льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2002 г. # 49-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот". Законодатели, видимо, рассчитывали, что повышение в 2 раза с 1 июля 2002 г. размеров должностных окладов военнослужащих и в 1,5 раза с 1 января 2003 г. окладов по воинским званиям полностью компенсирует стоимость отменяемых льгот. Однако, как показывает практика, тарифы на оплату жилья, коммунальных услуг, электроэнергии растут гораздо большими темпами, нежели повышение размеров денежного довольствия военнослужащих.
Отмена льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а также по уплате подоходного налога, не подкрепленная ясным механизмом их компенсации, явилась основанием для обращения ряда военных юристов в Конституционный суд РФ на предмет проверки соответствия Конституции РФ Федерального закона от 7 мая 2002 г. # 49-ФЗ. На недопустимости принятия данного закона настаивал и уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в докладе о своей деятельности за 2001 г.: льготные ставки по оплате занимаемой военнослужащими жилой площади, указывает он, существовали более 65 лет, с момента принятия постановления ЦИК и СНК СССР от 17 апреля 1936 г. # 53/736.
Следует отметить и то, что в принимаемых актах, связанных с реформированием социальных льгот и компенсационных выплат, имеют место элементы дискриминации военнослужащих в сравнении с другими категориями граждан, имеющих льготы. Так, в соответствии с постановлением правительства РФ от 21 декабря 2000 г. # 999 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат" размер компенсации, выплачиваемой военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений, уменьшен с 3, 4 и 5 минимальных размеров оплаты труда (в зависимости от категории населенного пункта, в котором проживает военнослужащий) до 300, 400 и 500 руб. в месяц соответственно. В то же время сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы компенсация за поднаем жилых помещений выплачивается в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья, но не превышающем должностной оклад нанимателя (ст. 35 Закона РФ от 21 июля 1993 г. # 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы").
Механизм реформирования социальных льгот должен быть единым для всех категорий граждан, что в полной мере соответствовало бы курсу правительства РФ и было бы социально справедливым и оправданным.
Весьма показателен и такой факт. Постановлением правительства РФ от 20 июля 2000 г. # 544 утвержден персональный состав Межведомственной комиссии по разработке программы реформирования системы социальных льгот. Как ни парадоксально, в составе данной комиссии почему-то не оказалось представителя Минобороны России, в то время как все другие федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, в ней представлены.
По нашим подсчетам, в рамках реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, с 2000 г. по настоящее время уже принято и реализовано 16 решений, которые в целом ухудшают социальное положение указанных категорий граждан. Например, из закона о статусе военнослужащих исключена норма, устанавливавшая размер оклада солдата-контрактника - не менее 5 МРОТ, а оклад по воинскому званию не менее половины оклада по должности. С 1 октября 2003 г. размер солдатского оклада составляет 1100 руб., а по воинскому званию "рядовой" - 400 руб. Но с того же дня МРОТ равен 600 руб. Следовательно, по прежней норме должной оклад контрактника равнялся бы 3000 руб., а по званию - 1500 руб.
При этом высшими органами законодательной и исполнительной власти активно используется предусмотренный п. 4 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ институт отмены и приостановки действия на очередной финансовый год законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев) в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
Анализ принятых и планируемых решений в рамках реформирования системы льгот позволяет выделить две весьма симптоматичные и опасные тенденции: во-первых, в принимаемых решениях вопреки провозглашенному принципу перевода льгот в форму оплаты труда и денежного довольствия речь идет о простой отмене льгот, гарантий и компенсаций без адекватной замены; во-вторых, ясно просматривается следующая логика: сначала Минфин России инициирует приостановку действия в течение двух-трех лет подряд отдельных положений законодательства о статусе военнослужащих, а затем на том основании, что указанные нормы не финансируются и никто при этом не возмущается, ставит вопрос об их полном исключении из законодательных актов (по принципу: "нет льгот - нет проблем их реализации").
Модернизация политики льгот, предоставляемых военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой. Главный принцип, который должен соблюдаться при решении проблемы реформирования военно-социальной политики - недопущение снижения уровня социальной защищенности указанных категорий граждан. Об этом прямо сказано в Конституции РФ (п. 2 ст. 55): в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.