В статье Евгения Долгова "Навигационное обеспечение - с кого спросить?" ("НВО" # 8, 2004 г.) рассматривается проблема организации навигационного обеспечения. Несмотря на актуальность рассматриваемой проблемы, предлагаемые автором решения не являются новыми. Так, еще в начале 1999 г. предлагалось на базе Топографической службы ВС РФ организовать Единую систему навигационного и топогеодезического обеспечения при Министерстве обороны. Эти предложения были рассмотрены в высоких государственных комиссиях, приняты соответствующие решения.
Их выполнение позволило бы в рамках единой системы объединить в интересах обеспечения всех силовых ведомств имеющиеся, но разрозненные между ведомствами и внутри них топогеодезические и навигационные информационные ресурсы, реализовать в единых циклах организационные, финансовые и научно-технические программы. Были бы созданы условия для достижения более высокого уровня ответственности за качество и эффективность формирования и использования навигационных и топогеодезических информационных ресурсов. И что очень важно, снять существующие до настоящего времени вопросы: почему имеющие современные навигационные приемники и карты самолеты врезаются в горы, корабли садятся на мель, а специальные подразделения оказываются далеко от места проведения операции и несут потери? Ненадежные карты или ошибки в работе навигационных приемников, или и то и другое?
Подготовка необходимых мероприятий для принятия организационных решений в Министерстве обороны была поручена Военно-топографическому управлению Генерального штаба (ВТУ ГШ). В итоге вместо создания Государственной службы топогеодезического и навигационного обеспечения при Минобороны, решающей задачи для всех силовых структур на федеральном уровне, был предложен другой вариант. Задачи наземного навигационного обеспечения войск возложить на ВТУ ГШ, а координацию всех видов навигации - на Межведомственный комитет при Генштабе. То есть то, что сегодня предлагается.
Но и такой вариант организационной структуры системы топогеодезического и навигационного обеспечения (ТГиНО) до настоящего времени оказался нереализованным. И это несмотря на опыт второй чеченской кампании, еще раз подтвердившей необходимость совершенствования как топогеодезического, так и навигационного обеспечения войск.
За это время в системах управления войсками все шире стали применяться информационные технологии. Активно велась разработка основных средств этих технологий - геоинформационных систем (ГИС). И здесь сегодня мы оказываемся в ситуации, сходной с разработкой ракетного оружия в 70-х годах прошлого века: аппаратные средства есть, а системного информационного обеспечения - нет.
В зависимости от развитости ГИС, применяемые в системах управления войсками, должны решать задачи комплексного изучения географического пространства и его взаимосвязей с боевыми действиями войск. Оценивать как влияние топографических, природных и техногенных свойств местности на боевые действия, так и последствия этих действий на состояние самого географического пространства и т.п. И для решения этих задач необходима информация как о топографии местности, так и о состоянии, свойствах и процессах, происходящих на ней.
В то же время уровень развития ГИС, применяемых в системах управления войсками, пока находится на стадии превращения экзотической "игрушки" в привычное и необходимое средство командира при управлении войсками.
НУЖНА ЕДИНАЯ СИСТЕМА
Сегодня актуальным уже является не только создание целостной системы топогеодезического и навигационного, но и расширение ее до уровня геоинформационного обеспечения. Конечно, интеграция в рамках единой информационной системы разнородной топогеодезической, навигационной, географической, гидрометеорологической, экологической и др. информации - задача непростая. Но она может быть решена при наличии эффективного органа управления, способного организовать информационный обмен и доступ к базам данных различных ведомств, создание единого информационного пространства через согласованные форматы хранения и обмена данными.
Отсутствие единой системы ТГиНО сегодня сдерживает не только внедрение современных информационных технологий. Возьмем проблему эффективного использования системы "Глонасс" и имеющихся государственных картографических ресурсов. Необходимость решения этой проблемы, которая носит экономический характер, обусловлена тем, что и система "Глонасс", и основные объемы картографических информационных ресурсов находятся в ведении Министерства обороны. Однако система управления имеющимися государственными навигационными и картографическими ресурсами, которые имеют двойное применение, так и не организована.
Отсутствие системы управления этими ресурсами создало условия не только для различных злоупотреблений. Настойчиво стали предприниматься усилия по снятию всех существующих ограничений на свободное распространение имеющейся картографической информации. В качестве основных доводов приводилось отсутствие возможностей широкого распространения спутниковых навигационных приемников и, как следствие, низкая экономическая эффективность системы "Глонасс".
ПРЕДЛАГАЕМАЯ МОДЕЛЬ
Вместе с тем решение проблемы эффективного использования системы "Глонасс" и имеющихся картографических информационных ресурсов возможно без нанесения ущерба национальной безопасности, но в рамках соответствующей экономической модели. Ядром этой модели является новый вид услуг - информационно-картографических, которые возникли с появлением интегрированных навигационных приемников, использующих кроме сигналов "Глонасс/GPS" картографическую информацию. Отличительная особенность модели - исключение распродажи детальных топографических карт из имеющихся запасов. Она заменена введением в рыночный оборот дифференцированной под запросы различных потребителей картографической информации, необходимой для навигации. Летчику не нужны данные о грузоподъемности мостов, водителю - о высоте леса, а рыбаку - о том и о другом.
Такой подход расширяет как объемы картографической информации, вовлекаемой в рыночный оборот, так и обеспечивает необходимую закрытость отдельных видов картографических данных. При этом объемы рынка услуг, по оценкам специалистов, могут достигать миллиардов долларов, в то время как обычная распродажа карт - в лучшем случае несколько миллионов долларов. И это не единственные возможности экономической модели использования системы "Глонасс" и имеющихся картографических ресурсов. В ее состав могут входить услуги по передаче высокоточных дифференциальных поправок, информационному обслуживанию интегрированных навигационных приемников и т.д.
Вместе с тем реализация предлагаемой экономической модели использования системы "Глонасс" и имеющихся государственных картографических ресурсов невозможна без единой системы ТГиНО, способной организовать управление этими ресурсами.
Создание единой системы ТГиНО Вооруженных сил и других войск РФ в условиях ограниченных экономических возможностей государства должно в максимальной степени использовать имеющиеся инфраструктуру и кадровый потенциал. Например, системы навигационного обеспечения ВМФ или топогеодезического обеспечения ВС РФ. Если первая имеет трехсотлетний опыт и отлаженную инфраструктуру навигационного обеспечения, то вторая - опыт организации массового производства карт.
Передача ВТУ ГШ управления единой системой ТГиНО Вооруженных сил и других войск РФ может оказаться неэффективной. Возьмем существующую систему топогеодезического обеспечения, в которую предлагается интегрировать систему навигационного обеспечения ВС и других войск РФ. Она включает орган управления - ВТУ ГШ, производственные и обеспечивающие структуры центрального подчинения, воинские части и подразделения в войсках, вплоть до тактического звена. Такая структура обусловлена тем, что ТГиНО войск - это не только распределение специальных данных из имеющихся запасов информационных ресурсов. Ключевым и системообразующим здесь является производство данных для формирования запасов информационных ресурсов.
Соответствующие производственные структуры могут появиться и при организации системы навигационного обеспечения. Например, региональные дифференциальные подсистемы, которые совместно с орбитальными средствами будут осуществлять комплекс мероприятий по формированию, управлению и контролю навигационного поля высокой точности.
Однако наличие производственных структур в системе обеспечения войск топогеодезическими и навигационными данными означает, что ВТУ ГШ как орган управления Генерального штаба в области ТГиНО не только обеспечивает войска, но и осуществляет функции организации и управления производством необходимых данных, которые несвойственны системам военного управления.
Сегодня интеграция производственных функций в систему управления войсками даже на уровне Генерального штаба не только противоестественна, но может оказаться разрушительной. И современное состояние существующей системы топогеодезического обеспечения тому подтверждение.
Генеральный штаб объективно препятствует проникновению рыночных механизмов в свою среду. В то же время системообразующие производственные структуры системы топогеодезического обеспечения, имеющие статус бюджетных организаций, способны сохранить и развить свой кадровый и технологический потенциал только на основе рыночных механизмов.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Где же выход? Если руководствоваться существующими реальностями, то становится очевидным - статус и полномочия органа управления новой системы должны быть более высокими, чем у ВТУ ГШ. И находиться он должен в составе Министерства обороны. Тогда единая система ТГиНО - по аналогии, например, с межведомственной системой тылового обеспечения - была бы способна решать задачи в интересах всех ведомств, своевременно реагируя на их запросы.
Первым шагом в создании современной и эффективной системы ТГиНО явилось бы создание в Министерстве обороны независимой от ведомственных и корпоративных интересов экспертной группы. Поручить этой группе всесторонний анализ состояния сложившейся к настоящему времени системы обеспечения войск топогеодезическими данными и подготовку предложений министру обороны по структуре системы ТГиНО Вооруженных сил и других войск РФ, содержанию и последовательности проведения необходимых организационно-технических мероприятий.