6 апреля 2004 г. президент Джордж Буш представил в Конгресс для детального рассмотрения проект среднесрочной (6-летней) военно-бюджетной программы финансирования военного строительства США на 2004-2009 финансовые годы и одновременно проект военного бюджета (бюджета МО) на 2005 год.
К приоритетным программам в проекте бюджета отнесены:
1. Программа развертывания национальной ПРО США (НПРО):
- подтвержден план первоначального оперативного развертывания боеготовых элементов НПРО в течение 2004-2005 финансовых годов;
- в проекте бюджета-2005 на расходы агентства ПРО (BMDA) запрашивается 9,2 млрд. долл. - на 1,5 млрд. больше, чем в 2004-м, в том числе 0,9 млрд. долл. на продолжение развертывания первых элементов НПРО и завершение этого этапа к концу 2004 г. (октябрь 2004-го); дополнительно 0,6 млрд. долл. предусмотрено на оперативное развертывание к концу 2005 финансового года (сентябрь 2005-го) второй очереди боеготовых элементов НПРО. К этому сроку планируется развернуть в составе боевых комплексов НПРО 20 перехватчиков наземного шахтного базирования (GBI) на Аляске (форт Грили) и в Калифорнии (авиабаза Вандерберг) и 10 морских (корабельных) перехватчиков на боевых кораблях флота в море. Для управления силами и средствами НПРО и их боевого обеспечения развертывается усовершенствованная глобальная разведывательно-информационная и управленческая система (C 4 ISR) космического, наземного, воздушного и морского базирования.
2. Программа единой интегрированной системы обороны войск/объектов против крылатых ракет (CMD - Cruise Missile Defence):
- на 2005 финансовый год запрошено 239 млн. долл. для ускорения развертывания единой эшелонированной сети сенсоров обнаружения атакующих КРВБ/КРМБ в составе интегрированной CMD;
- предусматривается начало интегрирования в проектируемую архитектуру CMD новой усовершенствованной наземной ракеты-перехватчика средней дальности класса "воздух-воздух" и ускорение разработки единой интегрированной системы управления стрельбой комплекса CMD;
по программе CMD поставлены задачи:
а) в 2008 г. комплекс CMD должен обрести первоначальные оперативно-боевые возможности;
б) в 2010 г. должны быть сформированы, вооружены и развернуты в войсках первые боевые части комплекса CMD.
Программа космического радара (SBR - Space Based Radar).
По проекту бюджета МО на 2005 г. запрошено 408 млн. долл. на продолжение НИОКР и разработки космической радиолокационной разведывательно-информационной системы (SBR), предназначаемой для обнаружения, идентификации и слежения за движущимися наземными целями (мобильные ПУ БР и др.) и призванной резко повысить разведывательные возможности ВС США и их эффективность.
4. Программы космических систем связи высоких технологий.
В 2005 финансовом году предусматривается 775 млн. долл. на продолжение НИОКР и разработки новой системы, основанной на технологии лазерной связи, а также более совершенных радиочастотных средств коммуникаций, которые в совокупности позволят освободить пользователей от существующих ныне ограничений по диапазону радиочастот, обеспечат более высокие возможности и способности к совместимости, взаимоперабельности для поддержки и оперативного обеспечения боевых операций по перспективной концепции "централизованной электронно-сетевой войны" (NET-CENTRIC WAR OPERATIONS).
5. Программа единой тактической системы радиосвязи (Joint Tactical Communication System - JTCS).
В бюджет запрашивается 600 млн. долл. на создание и развертывание мобильной широко доступной войскам беспроводной сети оперативно-тактической связи по системе интернет, призванной резко расширить возможности обмена информацией между частями и подразделениями объединенных группировок войск в совместных действиях/операциях, между национальными военными и гражданскими органами власти в общих интересах организации эффективного электронно-сетевого управления на всех уровнях.
Программа единого беспилотного ударного аппарата (J-UCAS).
В этой программе консолидированы все прежние разрозненные программы и проекты разработки беспилотных воздушных ударных аппаратов (UCAV). На программу предусмотрено 710 млн. долл.; цель ее - на конкурентной основе создать единую боевую систему ударного беспилотного воздушного аппарата с самыми высокими ТТХ и предъявить аппарат для войсковых испытаний в 2007-2009 финансовых годах.
7. Планы интеграции и совершенствования разведки.
В проекте бюджета-2005 и последующие финансовые годы подчеркивается, что "последние военные операции подтвердили и укрепили положение о решающей важности разведки, своевременного выявления и предупреждения вызовов и угроз национальной безопасности США и предусматриваются значительные средства для длительного финансирования активных мероприятий по развитию возможностей разведки и расширению ее деятельности. МО выдвигает в сфере совершенствования разведки ряд новых инициатив:
- развитие взаимообмена и взаимоиспользования информации; "горизонтальное" интегрирование добывающих и использующих информацию разведорганов;
- расширение сбора информации агентурными методами в глобальном масштабе;
- расширение и активизация разработки и практического применения наиболее перспективных высоких технологий разведки, особенно радиоэлектронной, с акцентом на использование против террористов.
Следует особо отметить, что в проекте бюджета МО США на 2005-й и последующие финансовые годы предусматривается осуществление двух важных инициатив, которые могут в конечном итоге привести к появлению военных баз США и НАТО на территориях стран, приграничных с Россией.
К этим инициативам МО США относит: план "всеобъемлющего" пересмотра глобальной оборонной структуры США; работу комиссии МО в 2005 г. по реформе системы базирования ВС и ликвидации военных баз (BRAC - 2005: Base Realighment and Closure Commission - 2005).
Для участия в "пересмотре" глобальной оборонной структуры США приглашаются союзники и партнеры Соединенных Штатов по всему миру.
Целью глобального "пересмотра" оборонной структуры США является "оптимизация конфигурации развертывания и размещения ВС США для более эффективного противодействия вызовам и угрозам в новой глобальной стратегической обстановке". Пересмотр касается всех аспектов структуры: личного состава ВС, инфраструктуры, оборудования, источников финансирования, способности и возможностей быстрого наращивания структуры, реагирования на возникающие вызовы.
План BRAC-2005 считается ключевым для реформы и капитального сокращения всей излишней инфраструктуры баз и объектов в интересах экономии миллиардов долларов, которые можно направить на решение важнейших проблем "военной трансформации". Реализацию выводов и рекомендаций BRAC-2005 планируется начать с 2006 г., в бюджете которого будут предусмотрены нужные средства.
Анализируя представленные в Конгресс долгосрочную военно-бюджетную программу на 2004-2009 гг. и проект бюджета МО США на 2005 г., можно утверждать, что планируемые военные расходы США закрепляют основную тенденцию в военной политике и строительстве вооруженных сил, которая отражает неуклонное стремление руководства Соединенных Штатов к наращиванию военной мощи, достижению военного превосходства и доминирования в новой геостратегической ситуации.