0
810
Газета Концепции Интернет-версия

23.07.2004 00:00:00

Еще не поздно отвести угрозу

Тэги: ядерное оружие, сша, сотрудничество, с3, терроризм


В условиях нарастания террористических действий по всему миру первостепенное значение имеют прогнозирование новых форм и методов диверсий и своевременное принятие предупредительных мер. Это особенно важно для террористических актов глобального масштаба, которые могут угрожать не только безопасности какой-либо отдельной страны, но и существованию всего мирового сообщества.

ПРОБЛЕМА ВНЕЗАПНОГО ЗАПУСКА

Из всех способов уничтожить одним махом такую страну, как США или Россию, а заодно с нею еще пол-Земли, наиболее действенным представляется использование стратегических ядерных сил, несущих круглосуточное боевое дежурство. Если бы террористам удалось осуществить внезапный запуск нескольких российских ракет "Сатана" или американских "Минитменов", то последствия такой диверсии были бы непоправимыми даже без перехода к глобальной ядерной войне. Трудно назвать какой-либо другой метод диверсии (например, инициирование эпидемий болезней, или наводнений, пожаров и т.п.), который мог бы сравниться со спровоцированной ядерной катастрофой по масштабности, скоротечности и тяжести последствий. Одного только понимания уникальности данной угрозы вполне достаточно, чтобы самым серьезным образом заняться ее исследованием и предотвращением.

Несмотря на значительные усилия, предпринятые президентами Путиным и Бушем, по дальнейшему сокращению ядерных арсеналов, степень описанной опасности не снижается. Дело не в том, сколько ядерных зарядов будет у двух стран через пять или десять лет. Гораздо важнее то, сколько из них продолжает находиться в дежурных силах в минутной готовности к пуску. Если останется даже по несколько десятков зарядов с каждой стороны, мир по-прежнему будет висеть на волоске. Достигнутая в 1994 году договоренность между США и Россией о взаимном ненацеливании стратегических ракет имеет лишь политическое значение, поскольку для их обратного боевого нацеливания достаточно передать войскам лишь один циркулярный приказ, после чего переприцеливание произойдет автоматически в течение нескольких минут. Вся проблема состоит в том, чтобы успешно решать одновременно две задачи: с одной стороны, обеспечивать национальному руководству возможность выдачи приказа на пуск в любое время, если это потребуется для защиты страны; а с другой стороны - не допустить выдачи такого приказа кем-либо другим, включая террористов.

Возможно, нижеследующее заявление вызовет возражения, но по первой части указанной дилеммы абсолютная гарантия выполнения задачи вовсе не требуется (да она и недостижима технически), так как и меньшая, например, 80-процентная вероятность нанесения сокрушительного удара возмездия вполне способна сдерживать потенциального агрессора. Но вот что касается защиты от несанкционированного ракетного залпа, то здесь требуется именно 100% гарантии. Почему - понятно: последствия ошибки в этой сфере неприемлемы абсолютно.

СИСТЕМА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Путь к диверсии указанного типа лежит для террористов через систему управления ядерными силами. Сегодня во многих источниках по системам управления ядерным оружием используется ее американское обозначение: command, control, and communications (C3) или "си-кьюб". Соответственно комплекс мер по обеспечению готовности системы управления к санкционированному применению называется "позитивным С3-контролем", а по защите системы от случайностей и диверсий - "негативным С3-контролем". Будем, для удобства, пользоваться данной терминологией.

С3-системы США и России - это большие информационные сети, включающие в себя подземные, воздушные, мобильные наземные командные пункты (КП) всех уровней от национального руководства до ракетных частей и носителей ядерного оружия; установленные на этих КП специализированные компьютеры, пульты, табло для анализа обстановки, получения докладов, формирования и выдачи приказов; все КП системы соединены каналами связи различной физической природы - кабельными, радио, спутниковыми, радиорелейными и другими. В принципе нельзя исключить возможность проникновения террористов в любой из указанных элементов С3-системы и их использования для осуществления диверсии.

С начала холодной войны и до настоящего времени вопросы негативного С3 контроля считались одним из главных национальных секретов, и эта область была и продолжает оставаться в каждой ядерной стране полностью закрытой. Такая позиция понятна и оправданна: нет никаких оснований к тому, чтобы столь чувствительная информация становилась достоянием всех. Вместе с тем наличие вышеописанной потенциальной угрозы с неприемлемым для всех сторон исходом заставляет принять неизбежный вывод: либо мы сумеем эту угрозу отвести, либо можем погибнуть все вместе.

Во всех ядерных странах защите систем управления ядерным оружием всегда уделялось первостепенное внимание. Особенно большим опытом обладают США и Россия, и нет прямых причин сомневаться в эффективности принимаемых ими сегодня мер. Но вся уникальность ситуации состоит в том, что каждая из сторон не должна быть удовлетворена только успокаивающими декларациями других членов ядерного клуба. Нужно иметь достоверное знание друг о друге. Да, США ежегодно тратят миллиарды долларов на кибербезопасность, и все знают о продвинутости американцев в современных технологиях. Но дает ли это право России и другим странам беспечно верить, что эта мощная защита С3-системы никогда не будет прорвана террористами, и что американские ракеты не обрушатся внезапно на Москву, Петербург, Пекин? В США уже много раз были и ложные срабатывания систем предупреждения о ракетной атаке, и случаи проникновения хакеров в военные компьютерные сети. Точно так же, не может быть оправдана беззаботность американской стороны в отношении степени защищенности систем управления в России или Китае. Здесь ситуация зеркальна в самом прямом смысле; более того, прорыв С3-системы одной из ядерных держав (например, России) был бы гибельным не только для других стран, но и для самой этой страны, поскольку неожиданный старт ее ракет вызвал бы ответную "законную" реакцию в виде немедленного возмездия, то есть глобальную ядерную войну.

НА РАВНОПРАВНОЙ ОСНОВЕ

В начале 60-х годов прошлого столетия США были серьезно обеспокоены возможностью случайных пусков советских ракет из-за технических сбоев в наших системах защиты и предлагали установить в ядерных силах СССР американские устройства защиты (PAL). Москва тогда отказалась и сумела в последующие десятилетия доказать, что русские тоже умеют делать надежные вещи. Факт, конечно, примечательный; но ведь это было беспокойство всего лишь о надежности защиты от случайностей, но не от преднамеренных действий террористов.

В 1997 году в Калифорнии была проведена первая в истории (и пока единственная) неформальная встреча российских и американских экспертов С3. С американской стороны участвовали: глава С3-программ СТРАТКОМа (STRATCOM) Эл Баклс, бывшие министр обороны США Гарольд Браун и помощник министра обороны по С3-системе Томас Рид, эксперт фирмы TRW (нынешний помощник министра обороны США по С3) Джон Стэнбит и другие. Вместе с ведущими российскими экспертами Владимиром Дворкиным и Борисом Учеником (4-й ЦНИИ МО), генеральными конструкторами Борисом Михайловым и Владимиром Петуховым (НПО "Импульс"), Александром Леонтенковым и Глебом Васильевым (ЦКБ ТМ) они единодушно высказались за начало сотрудничества двух стран по вопросам негативного С3-контроля. Однако руководством с обеих сторон ничего в данном направлении сделано не было. Через четыре года мир потрясло утро 11 сентября: не только невиданным доселе масштабом теракта, но и неожиданностью и изощренностью его способа.

Наивно надеяться, что сегодня "Аль-Каида" не размышляет, как нанести неизмеримо более мощный удар, воспользовавшись высокой готовностью гигантских ядерных сил двух недавних противников, а теперь союзников по борьбе против них, террористов. В спровоцированной ядерной войне больше шансов выжить будут иметь, конечно, прячущиеся в горах и пустынях одиночки, а не остальной мир, предпочитающий города и другие цивилизованные места. Не исключено, что уже начал работать фактор времени: кто успеет раньше - щит или меч.

Вывод из сказанного напрашивается сам собой: пора официальным экспертам США и России сесть за один стол и начать работать. Для начала можно провести первую, пробную встречу, с участием не только "чистых" С3-специалистов, но и с привлечением экспертов по оперативным вопросам, ракетчиков, экологов, представителей административных и компетентных органов. На этой первой встрече можно обменяться мнениями о возможных последствиях несанкционированного ракетно-ядерного залпа, перспективах развития возможностей террористов, разумно необходимой степени секретности в сфере С3, изложить общую характеристику действующих в США и России организационных и технических мер защиты систем управления от случайностей и диверсий.

Ни одна из сторон не сможет быть при таком сотрудничестве в каком-либо привилегированном положении: ведь вопрос не в том, чья система лучше или хуже; главное в данной проблеме - степень знания каждой стороной реальной ситуации на другой стороне. Тут обе стороны находятся в абсолютно равном положении. Россия ничего не потеряет при сотрудничестве, даже если американская С3 окажется значительно лучше защищенной: во-первых, это по понятной причине не будет афишироваться; а во-вторых, все положительное из своей С3 американцы непременно будут стараться перенести в российскую систему управления, так как они в этом кровно заинтересованы. К тому же не исключено, что они смогут что-то хорошее взять и у нас, и опять в общих интересах. Что же касается российских специалистов, то они вполне способны не только разобраться в лучших американских достижениях, но и заметить возможные недостатки в системе защиты С3 США. Со стороны всегда виднее.

Если С3-сотрудничество между США и Россией начнет успешно развиваться, то можно будет предложить накапливаемый совместный положительный опыт другим ядерным странам - Англии, Франции, Китаю, Индии, Пакистану, Израилю.

Россия должна выступить с инициативой начала С3-сотрудничества, и США будет очень нелегко и невыгодно ее отвергать. Если же это сотрудничество уже негласно начато, то нет никакого смысла скрывать данный факт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
946
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1106
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1547
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1247

Другие новости