0
2072
Газета Концепции Интернет-версия

27.08.2004 00:00:00

Ядерный конфликт внутри НАТО

Арджун Макхиджани

Об авторе: Арджун Макхиджани - президент Института исследований энергетики и кружающей среды (США).
Брайс Смит - журналист (США)

Тэги: конфликт, нато, сша, союзники, двзяи


Союзники Соединенных Штатов по Организации Североатлантического договора (НАТО), особенно его неядерные участники, находятся на распутье. Поскольку США пренебрегают принятыми на себя обязательствами и ядерное оружие продолжает играть в НАТО важную роль, членство стран в этой организации вступает в противоречие с их обязательствами по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

Период между 1995 г. и 2000 г. имел историческое значение для ядерного разоружения. Пять ядерных держав, участников ДНЯО, пришли к соглашению о том, что в соответствии с его условиями они обязаны достичь реального и полного ядерного разоружения, предприняв для этого конкретные шаги. Но ДНЯО предполагал нечто большее, а именно обязательства по содействию ядерному разоружению со стороны 182 неядерных стран. Эти обязательства приняли на себя все неядерные члены НАТО, в том числе такие основные союзники США, как Канада, Германия, Италия, Норвегия и Испания. Один из ключевых пунктов процесса разоружения, подчеркнутый в декларациях Конференций по рассмотрению действия ДНЯО в 1995 г. и 2000 г., предполагал заключение и введение в действие Договора о запрете ядерных испытаний. Другие ключевые положения Декларации 2000 г. предполагали ослабление роли ядерного оружия в военной политике и необратимое сокращение военных ядерных арсеналов.

Поскольку все члены НАТО являются участниками ДНЯО, то сохранение за ядерным оружием важной роли в политике НАТО вступает в противоречие с обязательствами членов альянса по ядерному разоружению. Политика НАТО также предполагает перераспределение ядерного оружия, что в военное время может привести к перемещению ядерного оружия из США в неядерные государства - члены НАТО, хотя Статья II ДНЯО запрещает этим странам приобретать ядерное оружие.

На эти противоречия можно было бы смотреть сквозь пальцы, если бы Соединенные Штаты (или, в более широком контексте, НАТО) могли убедительно продемонстрировать, что они предпринимают реальные шаги для выполнения своих обязательств по ядерному разоружению. До 1999 г. Соединенные Штаты достигли определенного прогресса, заключив с Россией Договоры о сокращении стратегических ядерных вооружений (СНВ-1 и СНВ-2), объявив мораторий на ядерные испытания и подписав ДВЗЯИ. Кроме того, США изъяли из своих арсеналов почти все тактическое ядерное оружие, в том числе базировавшееся в Европе, оставив там только 150-180 ядерных бомб.

Однако отказ Сената США от ратификации ДВЗЯИ в 1999 г., новая доктрина НАТО 1999 г., враждебное отношение администрации Буша к ДВЗЯИ, выход США из Договора по противоракетной обороне, появление Обзора ядерной политики США 2002 г. (ОЯП) и другие события недвусмысленно указывают на то, что Соединенные Штаты не намерены выполнять свои обязательства по ядерному разоружению, а, напротив, стремятся сохранить роль ядерного оружия на неопределенно долгое время. На необратимом сокращении ядерных вооружений, предусмотренном процессом договоров СНВ, был поставлен крест. Американо-российское соглашение о контроле над вооружениями, принятое в мае 2002 г. и получившее название Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, или Московского договора, предусматривает сокращение количества боевых стратегических боеголовок, которое может быть прекращено сразу же по истечении срока действия договора в 2012 г. Этот договор не предполагает уничтожения боеголовок или средств доставки.

Кроме того, Соединенные Штаты приняли политику упреждающих войн, продемонстрировав свою решимость следовать ей в Ираке. В ОЯП в качестве потенциальных целей называется ряд неядерных стран и декларируется возможность применения ядерного оружия в случае "непредвиденного" развития, что противоречит обязательствам США о предоставлении негативных гарантий безопасности неядерным участникам ДНЯО.

Поскольку де-факто Соединенные Штаты являются лидером НАТО, их намерение пренебречь обязательствами по ДНЯО неизбежно отразится на ядерной политике НАТО. Все члены НАТО, в особенности те, которые обязались не приобретать ядерного оружия, должны оценить, насколько военная политика НАТО может компрометировать их обязательства по ДНЯО. Кроме того, после вторжения НАТО в бывшую Югославию в 1999 г. и еще в большей степени после августа 2003 г., когда НАТО возглавила военную операцию ООН в Афганистане, Североатлантический альянс выступает в качестве всемирной военной силы, а не той силы, которая была создана в начале холодной войны в 1949 г. для защиты Западной Европы от внешней агрессии.

Ядерная политика США и НАТО создает для членов НАТО все больше противоречий с их обязательствами по ДНЯО и ДВЗЯИ. Мы рассмотрим эти противоречия, а затем обоснуем, почему Соединенным Штатам необходима небольшая помощь от своих друзей, чтобы вместе с другими ядерными государствами вступить на путь разоружения ради их собственной безопасности и безопасности всего мира.

ЧЛЕНЫ НАТО ПОДДЕРЖИВАЮТ ОТКАЗ США ОТ ДВЗЯИ

ДВЗЯИ ратифицировали все члены НАТО, кроме Соединенных Штатов. Хотя этот Договор еще и не вошел в силу, законы заключения Договоров обязывают участников готовящегося договора не предпринимать действий, противоречащих его целям и назначению. Статья I Договора запрещает его участникам не только проводить ядерные испытания, но и поддерживать другие страны в проведении любых ядерных испытаний. В прошлом НАТО признало за собой обязательство предпринимать усилия, направленные на введение в силу ДВЗЯИ, и эта политика является частью руководства НАТО с 2001 г.

Члены НАТО, особенно основные союзники Соединенных Штатов - Канада, Великобритания, Франция и Германия - обратились к США с настоятельной просьбой ратифицировать ДВЗЯИ. Однако НАТО уже не может способствовать введению в силу Договора, поскольку американская оппозиция делает невозможным соглашение по этому вопросу. Например, заявление, сделанное в печати Комитетом военного планирования НАТО и Группой ядерного планирования в июне 2002 г., поддерживает действующий мораторий на ядерные испытания, но ничего не говорит по поводу ДВЗЯИ.

Несмотря на многочисленные призывы союзников НАТО ратифицировать Договор, Соединенные Штаты, по-видимому, склонны возобновить испытания. Администрация Буша не намерена повторно выдвигать ДВЗЯИ на ратификацию, предпочитая сохранить возможность ядерных испытаний и усиленно готовясь к их проведению в соответствии с рекомендациями ОЯП. Недавно администрация Буша получила от Конгресса США 24,9 млн. долл., которые должны сократить время подготовки к ядерным испытаниям до 24 месяцев. Такая позиция США противоречит политике НАТО, стремящейся ратифицировать ДВЗЯИ и обеспечить его "скорейшее вступление в силу". Таким образом, ядерное сотрудничество с США ставит остальных членов НАТО в двусмысленное положение, поскольку все они ратифицировали ДВЗЯИ, но при этом способствуют нарушениям политики НАТО.

Если США проведут ядерные испытания, продолжение ядерного планирования членами НАТО будет означать, что они неявно поддерживают испытания, соглашаясь с ядерной политикой США.

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ ПЕРВЫМИ

В Стратегической концепции НАТО 1999 г. отмечаются изменения, произошедшие в международной военной ситуации после окончания холодной войны (самое важное из которых - распад Советского Союза), но по-прежнему не исключаются возможности применения ядерного оружия первыми. Согласно доктрине НАТО такой удар может быть нанесен в обстоятельствах "крайне маловероятных". Хотя термин "первое применение" не признается в качестве описания для этой возможности, он, несомненно, является частью этой доктрины, поскольку сохраняется возможность применения ядерного оружия против любой стороны и не имеется отчетливой политики, запрещающей первое применение.

Применение ядерного оружия первыми как возмездие в ответ на применение химического или бактериологического оружия нарушает законы войны. Международный суд подтвердил, что государства "никогда не должны применять оружие, нецеленаправленно поражающее как военные, так и гражданские объекты". Невозможно представить себе такой реальной ситуации, когда ядерное оружие, примененное в ответ на химическое или бактериологическое нападение, могло бы удовлетворять этим требованиям.

Более того, в политике НАТО, предполагающей возможность первого применения, в том числе против неядерных стран, имеется очевидное противоречие. Можно спорить, что негативные гарантии безопасности ядерных членов НАТО имеют юридический статус, поскольку неядерные страны потребовали этих гарантий в обмен на бессрочное продление ДНЯО в 1995 г. Более того, политика "первого применения" против неядерных стран не согласуется с Резолюцией Совета Безопасности 984 от 1995 г., одобрившей негативные гарантии безопасности.

НАТО расширяет свой потенциал для вооруженного конфликта посредством новой политики, применяемой вне сферы обязательств. По сообщению "Вашингтон Пост" (Washington Post), НАТО "без широкой огласки заключило новое соглашение" о глобальной роли, ратифицированное на встрече в Рейкьявике 14 мая 2002 г. Эту роль оно сейчас играет в Афганистане и, может быть, будет еще играть в других ситуациях, включая, возможно, Ирак. Для облегчения выполнения этой роли 15 октября 2003 г. НАТО официально ввела в действие первую группу планирующихся 20 тыс. элитных военных сил, которые будут готовы передислоцироваться в любую точку мира за пять дней и самостоятельно действовать в течение месяца. Первая 9-тысячная группировка Сил реагирования НАТО будет служить прообразом полностью укомплектованных сил, которые к 2006 г. должны достичь полной оперативной готовности для выполнения различных задач, начиная с поддержания мира и заканчивая антитеррористическими операциями и полномасштабными военными действиями.

НЕБОЛЬШАЯ ПОМОЩЬ ОТ ДРУЗЕЙ

Правительство США в ущерб значительной части собственных граждан и в еще большей мере в ущерб гражданам и правительствам других стран отказывается от своих международных обязательств, полагаясь более на собственные военные силы или, когда это удобно, на силы НАТО. Эта политика имеет катастрофические последствия не только для безопасности других стран, но и для самих Соединенных Штатов, поскольку среди прочего она способствует распространению ядерного оружия.

Нынешняя ситуация с распространением ядерных материалов и в самом деле вызывает тревогу. Взрывоопасна ситуация на Ближнем Востоке, где пока не видно признаков разрешения конфликта, усугубляющегося тем фактом, что Израиль обладает ядерным оружием. По-видимому, Иран тоже имеет ядерные притязания, хотя, может быть, на некоторое время и ограниченные соглашениями об инспекциях Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Ссылаясь на Израиль, Индию, Пакистан и Соединенные Штаты, иранские власти отмечают наличие двойных стандартов и спрашивают, почему они должны отказываться от ядерного оружия? В январе 2003 г. Северная Корея вышла из ДНЯО, не предупредив об этом за три месяца, как это требуется правилами, и, по-видимому, разрабатывает собственную ядерную программу. Эти обстоятельства однозначно свидетельствуют, что все участники ДНЯО должны поддерживать его всеми имеющимися у них разумными средствами, иначе он может развалиться.

Поскольку США намерены сохранять, а в некоторых случаях и расширить роль ядерного оружия, нынешняя ядерная политика НАТО ставит союзников США по НАТО в противоречивое положение по отношению к их обязательствам по ДНЯО и ДВЗЯИ. Многие члены НАТО призывали Соединенные Штаты выполнять свои многочисленные обязательства, в том числе по ДВЗЯИ, ДНЯО и Киотскому протоколу. Они также настаивали на участии США в Международном уголовном суде или по крайней мере на прекращении ими действий, подрывающих его деятельность.

Клайд Престович, убежденный республиканец, в своей книге подробно рассказывает, что друзья Соединенных Штатов во всем мире все больше воспринимают США как "государство-изгой" - весьма печальное достижение для страны, приложившей столько усилий, чтобы воплотить идею о власти закона в политическом и правовом устройстве мира.

До сих пор членам НАТО не удавалось добиться от США поддержки ДВЗЯИ и более строгого выполнения обязательств по ДНЯО.

Безусловно, политика США в отношении ядерных вооружений стала более воинственной и нетерпимой по отношению к обязательствам ДВЗЯИ и ДНЯО. Это поставило союзников США, особенно неядерных союзников, в неудобное положение. Они либо должны вынудить США пойти на уступки, либо рискуют нарушить собственные обязательства по этим договорам.

Союзники НАТО, как члены самого сильного в мире военного союза, несут на себе тяжелую ответственность - побудить США сойти с потенциально гибельного пути, по которому они теперь движутся. Союзники США по НАТО могли бы предпринять следующие действия, чтобы разрешить конфликт между их членством в НАТО и обязательствами по ДНЯО и ДПЗЯИ:

- информировать Соединенные Штаты о том, что они должны соблюдать мораторий на ядерные испытания и возобновить действия по ратификации ДВЗЯИ; проведение США ядерных испытаний поставит их союзников по НАТО перед проблемой противоречия между их обязательствами по ДНЯО и ДВЗЯИ, с одной стороны, и обязательствами по НАТО - с другой, причем это может стать для них трудным выбором и создать очень нестабильную ситуацию в Европе, НАТО и во всем мире.

- потребовать от НАТО немедленного принятия отчетливой и безусловной политики запрета применения ядерного оружия первыми.

- потребовать от США вывести свое ядерное оружие с территории шести неядерных членов НАТО, а также Великобритании и прекратить политику размещения своего ядерного оружия на территории других стран, даже если они сами располагают ядерным оружием.

- прекратить проводимую НАТО политику перераспределения ядерного оружия.

Выполнение последних двух пунктов представляет существенный интерес для неядерных членов НАТО и снимает угрозу, состоящую в том, что действия США поставят неядерных членов НАТО в противоречие с их обязательствами по ДВЗЯИ и ДНЯО. Это также предоставит им гораздо лучшие возможности для спасения ДВЗЯИ и поможет вывести мир на путь безопасности и полного и всеобщего ядерного разоружения в соответствиями с требованиями ДНЯО.

Хотя союз США с Японией имеет иную специфику, в целом предыдущие соображения применимы и к этим отношениям. Поэтому мы также считаем желательным, чтобы по мере возможностей Япония приняла эту общую политику в своих отношениях с Соединенными Штатами. А именно, Япония тоже должна недвусмысленно дать понять США, что ядерные испытания США поставят их союз в противоречие с духом обязательств Японии по ДВЗЯИ и ДНЯО. Япония также должна потребовать от США принять безоговорочный запрет на применение ядерного оружия первыми.

Вопросы о запрещении упреждающих ударов и перераспределения ядерного оружия можно рассматривать совместно. Отказ от политики перераспределения и нанесения упреждающих ударов может быть проведен с привлечением консультаций НАТО по вопросам ядерного оружия. В конечном итоге Североатлантическому альянсу придется рассмотреть вопрос о том, какую роль он будет играть в достижении полного ядерного разоружения. Если Соединенные Штаты откажутся вывести ядерное оружие с территории других стран, эти страны должны принять свои государственные законы, запрещающие размещение ядерного оружия на их территории, что вынудит США вывести свое оружие. Возможной моделью для этой программы является внутреннее законодательство Новой Зеландии, согласно которому территория Новой Зеландии является зоной, свободной от ядерного оружия. Теперь корабли США, несущие ядерное оружие или не предоставляющие декларации о том, что они не имеют на борту ядерного оружия, не могут входить в порты Новой Зеландии.

Необходимо изменить опасную ситуацию, которая ставит под угрозу ДНЯО с нескольких сторон. Ядерные государства и их союзники должны не только усиливать обязательства по нераспространению для других стран, например, Ирана, но и выполнять собственные обязательства по этому договору. В условиях серьезного кризиса, развивающегося в современном мире, предлагаемые нами меры являются, по-видимому, минимальными обязанностями союзников США по НАТО, если они хотят продолжать участвовать в ДНЯО и ДВЗЯИ в духе доброй воли. Эти шаги необходимо предпринять как можно скорее - желательно до начала Конференции по рассмотрению действия ДНЯО в 2005 г., когда страны соберутся, чтобы отчитаться о действиях, предпринятых ими в соответствии с обязательствами, связанными с сохранением договоров ДНЯО и ДВЗЯИ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
927
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1086
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1515
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1220

Другие новости