Принято считать, что армия начинается с дисциплины. Однако, на мой взгляд, это не совсем верно. Армия начинается с унтер-офицеров, то бишь сержантов. Именно они являются тем краеугольным камнем, на котором держится все дело обучения и воспитания военнослужащих рядового состава, поддержание уставного порядка и воинской дисциплины.
В связи с этим не может не вызывать беспокойства тот факт, что, приступив к строительству так называемой профессиональной армии, мы в очередной раз пытаемся поставить телегу впереди лошади, забыв о создании института профессиональных сержантов. Не случайно генерал армии Николай Кормильцев не раз высказывал озабоченность тем "┘что с изменением системы комплектования Вооруженных сил система подготовки младших командиров остается архаичной. Между тем сержанты уже давно остаются наиболее слабым звеном в реформируемой Российской армии".
ПО КАКОМУ ПУТИ ПОЙТИ
Действительно, практика, при которой молодой человек со школьной скамьи, без серьезного предварительного отбора, направляется в окружной учебный центр, а через пять месяцев он должен не только командовать, но и обучать и воспитывать более опытных солдат, явно вошла в противоречие с жизнью. Об этом свидетельствуют и признания офицеров органов боевой подготовки ВС, заявляющих, что "┘подготовка сержантского состава до сих пор остается на крайне низком уровне и не находит достойного места в системе боевой подготовки".
Трудно не согласиться с такой оценкой профпригодности младших командиров, если вспомнить, как их не только отбирают, но и учат. Автору этих строк в свое время довелось не раз быть свидетелем, когда курсанты занимались всем чем угодно, включая и строительство хозспособом боксов для учебно-боевой техники и других объектов, только не учебой. А в оставшиеся три недели до экзаменов их попросту натаскивали в стрельбе или вождении боевых машин. Настоящая же учеба для выпускников начиналась лишь в войсках. Как мне признавались вчерашние выпускники во время наших встреч, что в войсках они не один месяц чувствовали себя не на своем месте.
Да и сегодня коренного перелома в организации учебно-воспитательного процесса в окружных учебных центрах не достигнуто. По признанию начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил Российской Федерации генерал-полковника Александра Скородумова, в ряде учебных воинских частей состояние одиночной подготовки сержантов не улучшилось. Их оценки по основным предметам обучения показывают, что командованием окружных учебных центров по-прежнему недооценивается роль и значимость тактической и тактико-специальной подготовки. Например, в учебном соединении Ленинградского военного округа в 2004 году подготовка 79% курсантов была оценена на "удовлетворительно".
Прежняя система подготовки младших командиров давно себя изжила. И как считает экс-министр генерал-полковник Игорь Родионов, "┘в армии давно нет сержантов. Кадровую реформу ВС следовало начинать с создания профессионального, по принципу офицерского, сержантского корпуса". Теперь же создавать институт профессиональных младших командиров - работа не одного года. Но приступать к ней необходимо и чем раньше мы это поймем, тем быстрее построим настоящую профессиональную армию.
И начинать, очевидно, придется с упразднения устаревшей и не оправдывающей себя в новых условиях системы подготовки отечественных унтер-офицеров. Может быть, даже с ликвидации окружных учебных центров или с их реформирования. Не исключено, что стоит подумать и над тем, а не вернуться ли нам к проверенным временем полковым школам? Не секрет, что тогда профессиональный отбор кандидатов в сержанты и их подготовка были на высочайшем уровне. Ведь командиры подразделений отбирали в кандидаты на учебу в сержанты наиболее грамотных, дисциплинированных, волевых и авторитетных солдат в уверенности, что они вернутся в свою роту, в свой взвод. Понимали всю важность происходящего и будущие сержанты и возвращались профессионально подготовленными специалистами и младшими командирами. Впоследствии большинство из них продолжали военную службу в качестве сверхсрочнослужащих.
Как вспоминает полковник в отставке Михаил Чубарев, в 1952 году служивший в ГСВГ: "В соединении у нас около 50% командиров танков и механиков-водителей составляли так называемые сверхсрочники. Это были специалисты первого класса и мастера. Для них военная служба становилась делом всей жизни".
В пользу возврата к полковым школам свидетельствует и продолжающееся сокращение Вооруженных сил до 1,1 млн. человек. В этих условиях есть ли смыл сохранять дорогостоящие и не оправдавшие себя и в новых условиях окружные учебные центры?
И все же независимо от того, вернемся ли мы при подготовке младших командиров к полковым школам или останутся учебные центры, важно уже сейчас определиться, по какому пути пойти при выборе системы подготовки профессионалов в сержантских погонах. Можно, например, позаимствовать опыт американцев. Ведь у них почти 70% всего учебного времени отведено на одиночную подготовку военнослужащего. Исходя из этих приоритетов и строится обучение сержантского состава. Вопросами же воспитания военнослужащих, их морально-нравственного состояния, вероисповедания занимаются профессиональные психологи, педагоги, психотерапевты, юристы, офицеры института военных капелланов и даже социологи.
Ели же вспомнить наш положительный опыт подготовки сержантов во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, то поймем, что следует сделать, чтобы возродить лучшие традиции в обучении будущих младших командиров. Прежде всего их подготовка в те годы носила практическую направленность, ибо в основу был положен показ и тренировка. Для стрелков, например, упор делался на тактическую (34%) и огневую (39%) выучку.
Сам же процесс обучения состоял из двух периодов. Сначала курсантов учили действовать в качестве одиночного солдата в различных видах боя (50%). Затем они совершенствовали знания и навыки, практикуясь в управлении подчиненными (40%). Будущих младших командиров учили не только правильно окапываться под огнем и умело выбирать огневую позицию, но и управлять огнем отделения в обороне, вести бой в окружении. Учили их не столько в классах, сколько в походно-полевых условиях: в отрыве от постоянного пункта дислокации. Для командиров стрелковых отделений 30% времени по тактической и огневой подготовке отводилось на занятия в условиях ограниченной видимости.
Например, как вспоминает участник Великой Отечественной войны сержант в отставке Владимир Леонтьев: "Нас учили не только тому, как командовать в бою, но и как методически правильно обучать подчиненных секретам воинского мастерства. Особенно качество подготовки младших командиров повысилось в конце 1943 года, когда в учебные подразделения и воинские части пришли преподавать нам военные науки сержанты и офицеры-фронтовики".
Действительно, с приходом опытных, закаленных в боях младших командиров в полковых школах учили исключительно тому, что необходимо на войне. Если окапываться, то окоп курсанты копали в полный профиль. Если отрывалась запасная огневая позиция, то как положено - согласно наставлению и Боевому уставу. Если же марш, то с полной выкладкой и оружием. Достаточно сказать, что на первой неделе обучения курсанты совершали 30-километровый марш в составе батальона, который завершался двусторонним учением. На второй неделе - ночной марш и тактическое учение. А в конце обучения младшие командиры совершали 40-километровый марш, половина которого приходилась на ночное время суток.
Тогда было правилом - подразделения поочередно по 7-10 суток занимались на учебных полях и стрельбищах, где курсанты привыкали жить и воевать в суровых полевых условиях.
Как ни парадоксально, тот опыт, который мы забыли, сегодня положен в основу подготовки младших командиров в американской армии. И если провести сравнительный анализ, то окажется, что распределение времени на практические занятия у них и у нас (в военные и послевоенные годы) в процентном соотношении совпадает почти один к одному. Да и принципы обучения сержантов окажутся почти идентичными.
Другое дело, что сегодня при обучении будущих сержантов в американской армии используются все современные достижения как в технике, так и в компьютерных технологиях, как в педагогике, так и психологии. И конечно же, что во все времена отличало организацию боевой подготовки у американцев от нашей, так это отсутствие так называемых суточных нарядов по кухне, несения караульной службы по охране складов, различных хозяйственных работ, то есть всего того, что не связано с боевой учебой личного состава. И конечно же, продуманная законодательная база корпуса сержантов, весьма привлекательный социальный пакет и их заработная плата. Закономерно, что сегодня в армии США служат не просто лучшие парни, а молодые люди с наивысшим уровнем интеллекта.
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СЕРЖАНТА
Ведя речь о необходимости создания принципиально новой системы формирования сержантского корпуса в Российской армии, нельзя не сказать еще вот о чем. Чтобы младший командир действительно занял достойное место в жизни и боевой подготовке войск Российской армии, необходимо сломать многие стереотипы в нашем сознании и прежде всего изменить не только систему подготовки, но и понимание того, чем должен заниматься сержант.
Для сравнения напомню, что в американской армии сержанты не только обучают солдат, но они же занимаются всем, в том числе ведают и вопросами материально-технического снабжения подразделений, воинских частей, соединений и даже армий. По существу, на их плечах лежит все, что связано с учебой и жизнедеятельностью армии. В отличие от нас у них офицерский корпус верховным командованием рассматривается исключительно как организаторы боя и военных операций. Офицеры - элита, мозг армии.
Поэтому прав генерал-полковник Родионов, когда говорит, что институт сержантов следует создавать по принципу офицерского корпуса. Я бы добавил, с учебой в военных училищах, где они получали бы среднее военное образование (что весьма не лишнее, если вспомнить - во время минувшей войны место погибшего командира взвода, а случалось, и роты занимали сержанты). А чтобы их военный статус был непререкаем в войсках, необходимо разработать и принять соответствующие правовые документы, в том числе и новый дисциплинарный устав (наподобие армии США). Ведь у них, например, только за обман сержанта военнослужащего ждет год тюрьмы! Не потому ли столь непререкаем авторитет младшего командира в американской армии?
Естественно, что при создании профессионального института отечественных унтер-офицеров должны быть четко определены и обязанности сержанта, и права, в том числе во многом определяющие его правовой и социальный статус. В последнем случае речь идет о по-настоящему достойном должностном окладе и соответствующих льготах, где главенствующее место занимает обеспечение его и членов семьи достойным жильем. Вот тогда сержант будет работать не за страх, а за совесть, да и спросить с него можно будет по полной мерке. В противном случае случится то, что не раз у нас происходило: хотели как лучше, а получилось как всегда.
В советское время предпринимались попытки создать профессиональный корпус младших командиров. Более тридцати лет назад был создан институт прапорщиков. Предполагалось, что они заменят в войсках командиров танков, расчетов, механиков-водителей из числа сержантов срочной службы, и даже командиров взводов. Однако этого не произошло. Как вспоминает бывший начальник школы прапорщиков полковник в отставке Александр Костюченко, по причине низкого денежного содержания, неустроенности быта, отсутствия квартир по месту службы ежегодно более 5% будущих командиров танков не хотели продолжать военную службу. Причем к началу 2000 года эта тенденция приняла угрожающий характер.
Одной из причин дискредитации института прапорщиков в войсках стал формальный подход к отбору кандидатов на учебу в эти школы. Причина? Не из кого было выбирать. Поэтому прапорщики в роли командиров танков и командиров взводов в войсках не прижились, зато должности завскладами ими были укомплектованы полностью.
Не может не вызывать озабоченности тот факт, что и сегодня отсутствует конкурс среди тех, кто пожелал проходить военную службу по контракту.
Может быть, не стоит во что бы то ни стало форсировать перевод воинских частей и соединений на контрактную основу? А попытаться еще раз осмыслить опыт прошлого и понять, что без настоящего конкурса среди желающих стать профессиональными сержантами нам не создать настоящий корпус младших командиров. Без него все попытки построить современные ВС обречены на неудачу.