0
2374
Газета Концепции Интернет-версия

04.02.2005 00:00:00

Унтер-офицерский фундамент армии

Виктор Кутищев

Об авторе: Виктор Дмитриевич Кутищев - член Союза журналистов.

Тэги: армия, сержант, фундамент, институт


Принято считать, что армия начинается с дисциплины. Однако, на мой взгляд, это не совсем верно. Армия начинается с унтер-офицеров, то бишь сержантов. Именно они являются тем краеугольным камнем, на котором держится все дело обучения и воспитания военнослужащих рядового состава, поддержание уставного порядка и воинской дисциплины.

В связи с этим не может не вызывать беспокойства тот факт, что, приступив к строительству так называемой профессиональной армии, мы в очередной раз пытаемся поставить телегу впереди лошади, забыв о создании института профессиональных сержантов. Не случайно генерал армии Николай Кормильцев не раз высказывал озабоченность тем "┘что с изменением системы комплектования Вооруженных сил система подготовки младших командиров остается архаичной. Между тем сержанты уже давно остаются наиболее слабым звеном в реформируемой Российской армии".

ПО КАКОМУ ПУТИ ПОЙТИ

Действительно, практика, при которой молодой человек со школьной скамьи, без серьезного предварительного отбора, направляется в окружной учебный центр, а через пять месяцев он должен не только командовать, но и обучать и воспитывать более опытных солдат, явно вошла в противоречие с жизнью. Об этом свидетельствуют и признания офицеров органов боевой подготовки ВС, заявляющих, что "┘подготовка сержантского состава до сих пор остается на крайне низком уровне и не находит достойного места в системе боевой подготовки".

Трудно не согласиться с такой оценкой профпригодности младших командиров, если вспомнить, как их не только отбирают, но и учат. Автору этих строк в свое время довелось не раз быть свидетелем, когда курсанты занимались всем чем угодно, включая и строительство хозспособом боксов для учебно-боевой техники и других объектов, только не учебой. А в оставшиеся три недели до экзаменов их попросту натаскивали в стрельбе или вождении боевых машин. Настоящая же учеба для выпускников начиналась лишь в войсках. Как мне признавались вчерашние выпускники во время наших встреч, что в войсках они не один месяц чувствовали себя не на своем месте.

Да и сегодня коренного перелома в организации учебно-воспитательного процесса в окружных учебных центрах не достигнуто. По признанию начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил Российской Федерации генерал-полковника Александра Скородумова, в ряде учебных воинских частей состояние одиночной подготовки сержантов не улучшилось. Их оценки по основным предметам обучения показывают, что командованием окружных учебных центров по-прежнему недооценивается роль и значимость тактической и тактико-специальной подготовки. Например, в учебном соединении Ленинградского военного округа в 2004 году подготовка 79% курсантов была оценена на "удовлетворительно".

Прежняя система подготовки младших командиров давно себя изжила. И как считает экс-министр генерал-полковник Игорь Родионов, "┘в армии давно нет сержантов. Кадровую реформу ВС следовало начинать с создания профессионального, по принципу офицерского, сержантского корпуса". Теперь же создавать институт профессиональных младших командиров - работа не одного года. Но приступать к ней необходимо и чем раньше мы это поймем, тем быстрее построим настоящую профессиональную армию.

И начинать, очевидно, придется с упразднения устаревшей и не оправдывающей себя в новых условиях системы подготовки отечественных унтер-офицеров. Может быть, даже с ликвидации окружных учебных центров или с их реформирования. Не исключено, что стоит подумать и над тем, а не вернуться ли нам к проверенным временем полковым школам? Не секрет, что тогда профессиональный отбор кандидатов в сержанты и их подготовка были на высочайшем уровне. Ведь командиры подразделений отбирали в кандидаты на учебу в сержанты наиболее грамотных, дисциплинированных, волевых и авторитетных солдат в уверенности, что они вернутся в свою роту, в свой взвод. Понимали всю важность происходящего и будущие сержанты и возвращались профессионально подготовленными специалистами и младшими командирами. Впоследствии большинство из них продолжали военную службу в качестве сверхсрочнослужащих.

Как вспоминает полковник в отставке Михаил Чубарев, в 1952 году служивший в ГСВГ: "В соединении у нас около 50% командиров танков и механиков-водителей составляли так называемые сверхсрочники. Это были специалисты первого класса и мастера. Для них военная служба становилась делом всей жизни".

В пользу возврата к полковым школам свидетельствует и продолжающееся сокращение Вооруженных сил до 1,1 млн. человек. В этих условиях есть ли смыл сохранять дорогостоящие и не оправдавшие себя и в новых условиях окружные учебные центры?

И все же независимо от того, вернемся ли мы при подготовке младших командиров к полковым школам или останутся учебные центры, важно уже сейчас определиться, по какому пути пойти при выборе системы подготовки профессионалов в сержантских погонах. Можно, например, позаимствовать опыт американцев. Ведь у них почти 70% всего учебного времени отведено на одиночную подготовку военнослужащего. Исходя из этих приоритетов и строится обучение сержантского состава. Вопросами же воспитания военнослужащих, их морально-нравственного состояния, вероисповедания занимаются профессиональные психологи, педагоги, психотерапевты, юристы, офицеры института военных капелланов и даже социологи.

Ели же вспомнить наш положительный опыт подготовки сержантов во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, то поймем, что следует сделать, чтобы возродить лучшие традиции в обучении будущих младших командиров. Прежде всего их подготовка в те годы носила практическую направленность, ибо в основу был положен показ и тренировка. Для стрелков, например, упор делался на тактическую (34%) и огневую (39%) выучку.

Сам же процесс обучения состоял из двух периодов. Сначала курсантов учили действовать в качестве одиночного солдата в различных видах боя (50%). Затем они совершенствовали знания и навыки, практикуясь в управлении подчиненными (40%). Будущих младших командиров учили не только правильно окапываться под огнем и умело выбирать огневую позицию, но и управлять огнем отделения в обороне, вести бой в окружении. Учили их не столько в классах, сколько в походно-полевых условиях: в отрыве от постоянного пункта дислокации. Для командиров стрелковых отделений 30% времени по тактической и огневой подготовке отводилось на занятия в условиях ограниченной видимости.

Например, как вспоминает участник Великой Отечественной войны сержант в отставке Владимир Леонтьев: "Нас учили не только тому, как командовать в бою, но и как методически правильно обучать подчиненных секретам воинского мастерства. Особенно качество подготовки младших командиров повысилось в конце 1943 года, когда в учебные подразделения и воинские части пришли преподавать нам военные науки сержанты и офицеры-фронтовики".

Действительно, с приходом опытных, закаленных в боях младших командиров в полковых школах учили исключительно тому, что необходимо на войне. Если окапываться, то окоп курсанты копали в полный профиль. Если отрывалась запасная огневая позиция, то как положено - согласно наставлению и Боевому уставу. Если же марш, то с полной выкладкой и оружием. Достаточно сказать, что на первой неделе обучения курсанты совершали 30-километровый марш в составе батальона, который завершался двусторонним учением. На второй неделе - ночной марш и тактическое учение. А в конце обучения младшие командиры совершали 40-километровый марш, половина которого приходилась на ночное время суток.

Тогда было правилом - подразделения поочередно по 7-10 суток занимались на учебных полях и стрельбищах, где курсанты привыкали жить и воевать в суровых полевых условиях.

Как ни парадоксально, тот опыт, который мы забыли, сегодня положен в основу подготовки младших командиров в американской армии. И если провести сравнительный анализ, то окажется, что распределение времени на практические занятия у них и у нас (в военные и послевоенные годы) в процентном соотношении совпадает почти один к одному. Да и принципы обучения сержантов окажутся почти идентичными.

Другое дело, что сегодня при обучении будущих сержантов в американской армии используются все современные достижения как в технике, так и в компьютерных технологиях, как в педагогике, так и психологии. И конечно же, что во все времена отличало организацию боевой подготовки у американцев от нашей, так это отсутствие так называемых суточных нарядов по кухне, несения караульной службы по охране складов, различных хозяйственных работ, то есть всего того, что не связано с боевой учебой личного состава. И конечно же, продуманная законодательная база корпуса сержантов, весьма привлекательный социальный пакет и их заработная плата. Закономерно, что сегодня в армии США служат не просто лучшие парни, а молодые люди с наивысшим уровнем интеллекта.

ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СЕРЖАНТА

Ведя речь о необходимости создания принципиально новой системы формирования сержантского корпуса в Российской армии, нельзя не сказать еще вот о чем. Чтобы младший командир действительно занял достойное место в жизни и боевой подготовке войск Российской армии, необходимо сломать многие стереотипы в нашем сознании и прежде всего изменить не только систему подготовки, но и понимание того, чем должен заниматься сержант.

Для сравнения напомню, что в американской армии сержанты не только обучают солдат, но они же занимаются всем, в том числе ведают и вопросами материально-технического снабжения подразделений, воинских частей, соединений и даже армий. По существу, на их плечах лежит все, что связано с учебой и жизнедеятельностью армии. В отличие от нас у них офицерский корпус верховным командованием рассматривается исключительно как организаторы боя и военных операций. Офицеры - элита, мозг армии.

Поэтому прав генерал-полковник Родионов, когда говорит, что институт сержантов следует создавать по принципу офицерского корпуса. Я бы добавил, с учебой в военных училищах, где они получали бы среднее военное образование (что весьма не лишнее, если вспомнить - во время минувшей войны место погибшего командира взвода, а случалось, и роты занимали сержанты). А чтобы их военный статус был непререкаем в войсках, необходимо разработать и принять соответствующие правовые документы, в том числе и новый дисциплинарный устав (наподобие армии США). Ведь у них, например, только за обман сержанта военнослужащего ждет год тюрьмы! Не потому ли столь непререкаем авторитет младшего командира в американской армии?

Естественно, что при создании профессионального института отечественных унтер-офицеров должны быть четко определены и обязанности сержанта, и права, в том числе во многом определяющие его правовой и социальный статус. В последнем случае речь идет о по-настоящему достойном должностном окладе и соответствующих льготах, где главенствующее место занимает обеспечение его и членов семьи достойным жильем. Вот тогда сержант будет работать не за страх, а за совесть, да и спросить с него можно будет по полной мерке. В противном случае случится то, что не раз у нас происходило: хотели как лучше, а получилось как всегда.

В советское время предпринимались попытки создать профессиональный корпус младших командиров. Более тридцати лет назад был создан институт прапорщиков. Предполагалось, что они заменят в войсках командиров танков, расчетов, механиков-водителей из числа сержантов срочной службы, и даже командиров взводов. Однако этого не произошло. Как вспоминает бывший начальник школы прапорщиков полковник в отставке Александр Костюченко, по причине низкого денежного содержания, неустроенности быта, отсутствия квартир по месту службы ежегодно более 5% будущих командиров танков не хотели продолжать военную службу. Причем к началу 2000 года эта тенденция приняла угрожающий характер.

Одной из причин дискредитации института прапорщиков в войсках стал формальный подход к отбору кандидатов на учебу в эти школы. Причина? Не из кого было выбирать. Поэтому прапорщики в роли командиров танков и командиров взводов в войсках не прижились, зато должности завскладами ими были укомплектованы полностью.

Не может не вызывать озабоченности тот факт, что и сегодня отсутствует конкурс среди тех, кто пожелал проходить военную службу по контракту.

Может быть, не стоит во что бы то ни стало форсировать перевод воинских частей и соединений на контрактную основу? А попытаться еще раз осмыслить опыт прошлого и понять, что без настоящего конкурса среди желающих стать профессиональными сержантами нам не создать настоящий корпус младших командиров. Без него все попытки построить современные ВС обречены на неудачу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1451
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1655
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1765
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4075

Другие новости