На юбилейном заседании Академии военных наук (АВН) прозвучало немало интересных докладов. Наиболее ярким среди них стало выступление первого вице-президента АВН генерал-полковника Варфоломея Коробушина. Сегодня "НВО" предлагает этот доклад своим читателям.
Углублению стратегического партнерства в российско-американских отношениях способствовало заключение ряда двусторонних договоров. Среди них главное место занимает взаимообязывающее соглашение 2002 года о сокращении стратегических наступательных потенциалов. В соответствии с ним Россия и США к 2012 году сократят ядерные боеголовки соответственно до 1900 и 2200 тысяч.
На встрече в Братиславе 24 февраля этого года впервые подписано заявление о сотрудничестве по вопросам безопасности в ядерной сфере. В этом документе впервые обозначены два новых подхода. Это, во-первых, оказание помощи третьим странам в обеспечении ядерной безопасности. И во-вторых, сотрудничество в применении любых необходимых мер противодействия в том случае, если оружие массового поражения попадает в руки террористов.
Следует учитывать и тот факт, что договоренности по вопросам стратегической безопасности существуют только между двумя государствами, а не всеми членами ядерного клуба.
ДВЕ ДОКТРИНЫ
Одновременно с подписанием договора о стратегических наступательных потенциалах в США в 2002 году появилась новая ядерная доктрина. В ней изложены взгляды на состав и задачи триады ядерных сил. При рассмотрении состава триады и особенно ударных наступательных сил и средств можно сделать вывод о том, что новая стратегическая триада включает ударные наступательные силы как ядерные, так и неядерные, средства активной противоракетной противовоздушной обороны и обновленную оборонительную структуру сверхбыстрого реагирования. Характерно, что в этой новой ядерной триаде мы видим неядерные ударные силы и средства. Они включают высокоточные неядерные силы и средства, системы боевого управления, средства информационной борьбы и силы специальных операций.
Все это говорит о том, что США постоянно, с самого начала создания ядерного оружия, придерживаются доктрины на сохранение военного стратегического превосходства.
Со своей стороны Россия придерживается стратегии, направленной на сдерживание агрессии. Но не стремится к конфронтации с США. Так, в военной доктрине России в статье восьмой указывается: "ядерное оружие рассматривается как фактор сдерживания агрессии и обеспечения военной безопасности. Оно может применяться в ответ на использование против Российской Федерации и ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия, в критических ситуациях для обеспечения безопасности Российской Федерации".
Таким образом, имеется явная противоположность в военно-политических целях сторон. Кроме того, учитывая наличие у США стратегических наступательных ударных неядерных сил, поддержание стратегического сдерживания на основе баланса количественных составов стратегических вооружений становится для России трудно реализуемой задачей.
Отсюда актуальность приобретает не проблема поддержания баланса количественного состава стратегических систем, а вопрос обеспечения баланса боевых возможностей стратегических систем вооружения. Это новая для нас задача.
Россия не сможет поддерживать баланс боевых возможностей без высококачественного стратегического ракетно-ядерного оружия. Необходимо также учесть, что ядерное оружие является основой нашей безопасности и стратегической стабильности. Само по себе это оружие может стать фактором угрозы нашей же безопасности. Не в двусторонних отношениях, а со стороны третьих стран. Такое положение может создать новый прецедент во взаимоотношениях России с США.
Следовательно, уточнение концепции сдерживания агрессии и сохранения стратегической стабильности, мы полагаем, целесообразно проводить по направлениям.
Первое направление - уточнение основных положений системы ядерного сдерживания с учетом создания и развертывания в США ограниченной стратегической системы и с учетом возможности появления в третьих странах ядерного оружия. И второе направление - это разработка и создание необходимых средств неядерного сдерживания, с учетом возможного распространения в мире неядерного оружия. Особенно в США и в НАТО.
ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ
Сдерживание гонки ядерного оружия характеризуется способностью доставить на территорию противоположной стороны требуемое количество боевых блоков с заданной эффективностью воздействия в любых условиях обстановки. Известно, что ракетно-ядерные удары в ответных действиях могут происходить в трех формах. Во-первых, действия в ответ на встречный удар. Во-вторых, ответ на встречный удар во время воздействия, и, в-третьих, ответно-встречный удар после воздействия противника.
Для выполнения задач в ответно-встречном ударе необходимо совершенствование системы предупреждения о ракетном нападении. И в первую очередь его главного элемента - космического эшелона. Без этого обеспечить ответно-встречный удар Россия не в состоянии. Величина ущерба, наносимого противоположной стороне, определяется количеством боевых блоков. За величину критического уровня сдерживания ущерба противника, по нашему мнению, можно принять уничтожение на его территории 30-35% производственных мощностей противника и до 20-25% населения. Такой условный уровень ущерба противнику можно причинить при доставке в ответном ударе на его территорию 400-500 эквивалентных боевых блоков (150-200 Мт). Указанное значение количества боевых блоков, доставляемое на территорию вероятного противника, можно принять в качестве верхнего значения сдерживающего уровня ущерба.
В условиях развертывания США противоракетной обороны и дальнейших договорных ограничений по стратегическим ядерным вооружениям в соответствии с договором о стратегических наступательных потенциалах доставка такого количества боевых блоков на территорию противника при ответном ударе, после воздействия, становится практически невозможной.
Реально в ответных действиях Стратегических ядерных сил можно доставить на территорию противника необходимое количество боевых блоков: в лучшем случае в ответно-встречном ударе, в худшем - в ответном ударе во время воздействия противника. Нижнее значение минимально сдерживающего ущерба можно установить по расчетному значению боевых возможностей системы противоракетной обороны США. Оценки показывают, что в зависимости от боевого состава средств ПРО и боевых возможностей атакующих боевых блоков могут меняться от 30-35 единиц, а в дальнейшем практически до полной нейтрализации ответных действий стратегических ядерных сил НАТО.
Порогом уязвимости территории вероятного противника является способность стратегических ядерных сил при любых вариантах развития системы ПРО доставить на его территорию 40-50 боевых блоков в самой тяжелой (нежелательной) форме ракетно-ядерного удара, что соответствует неприемлемому для США уровню ущерба.
На основе изложенного концепцию стратегического ядерного сдерживания можно сформулировать следующим образом: если боевые возможности стратегических ядерных сил будут обеспечивать доставку на территорию противника в рациональной форме ракетно-ядерного удара во время воздействия хотя бы 10% от максимального уровня 400-500 боевых блоков (примерно 40-50 боевых блоков), то вероятный противник вряд ли решится нанести упреждающий удар по России, даже при наличии у него системы ПРО.
Мы полагаем, что для эффективного парирования системы ПРО противника дополнительно потребуется, во-первых, оснащение ракет разделяющимися головными частями индивидуального наведения с эффективными средствами преодоления систем ПРО. Во-вторых, отработка запусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР) по траекториям, отличающимся от баллистических, то есть с управлением не только по тангажу, но и по азимуту. Кроме того, внедрение продолжительно настильных и изменяющихся по азимуту траекториям, подготовка к созданию уже осуществляемых ранее пусков морских крылатых ракет через Южный полюс. В-третьих, включение в состав группировки морских крылатых ракет с боевыми блоками, оснащенными усовершенствованными системами радиоэлектронной борьбы.
Также придется создавать группировки межконтинентальных ракет с боевыми блоками, которые были бы оснащены средствами радиоэлектронной борьбы.
В настоящее время главной военно-политической целью мирового сообщества является создание уже сложившейся трехполюсной ядерной модели. Это страны блока НАТО, Россия и Китай. Нельзя допустить трансформацию этой ядерной структуры в многополюсную ядерную модель. Образование новых ядерных геополюсов приведет не только к срыву договоренностей между Россией и США в области ядерных вооружений, но и к еще большей эскалации всеобщей ядерной гонки.
НЕЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ
По данным зарубежной печати, в военно-политическом руководстве США принято решение о создании и развертывании в составе стратегической триады новой суперсистемы. Она включает в себя, во-первых, наступательную, неядерную стратегическую систему, во-вторых, единую глобальную интегрированную разведывательную информационную систему в составе космической, авиационной и наземной составляющей. А также глобальную систему радиоэлектронной борьбы.
Ясно, что создание такой суперсистемы может существенно нарушить военно-стратегическую стабильность в мире. Возрастание ее боевых возможностей будет обеспечено, с одной стороны, нанесением разоружающего удара высокоточным оружием в обычном снаряжении по стратегическим ядерным силам противостоящей стороны, с другой - снижением сдерживающей мощи ядерного оружия.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что ядерное оружие еще на длительное время останется основой стратегического сдерживания в обеспечении безопасности России. Поддержание стратегической стабильности исключает внезапную агрессию против нашей страны путем гарантированной возможности российских СЯС сил нанести непременный и заданный ущерб агрессору.
Вместе с тем появление высокоточных стратегических и ядерных средств поражения может привести к снижению сдерживающей роли стратегического ядерного оружия. Следовательно, уже сейчас необходимо вести диалог об ограничении стратегических неядерных средств поражения. При невозможности договориться дипломатическим путем, возможно, России придется развивать высокоточное стратегическое оружие на базе жидкостных ракет и устанавливать их заново в шахты.