Специфическим проявлением современной внутренней политики в нашей стране да и, в общем-то, национальной бедой России стала практика называть вещи своими именами. Говорить полуправду, которая хуже всякой лжи. А вместо установившихся веками понятий употреблять нелепые многословные суррогаты.
Военным реформированием всегда считались преобразования, направленные на укрепление обороны государства, прежде всего его Вооруженных cил (ВС). Сегодня под ними в России понимают мероприятия не больше не меньше, как разрушающие материальные и духовные основы военной мощи страны и тем самым делающие военную политику, экономику и ВС неспособными выполнять свое предназначение.
Не способствуют пониманию людьми существующей реальности и такие выражения, как "защищать национальные интересы" или "быть готовыми отразить любую угрозу". Не составляет особого труда увидеть всю их нелепость.
Понятие "интересы" - образования психического рода. Они выступают в виде внимания к чему-либо, желания, потребности, выгоды, корысти и смысл их не меняется от того, являются ли они личными, групповыми или национальными. Поэтому защищать можно и нужно не интересы, а сферы интересов, т.е. те конкретные предметы, явления и процессы, которые вызывают у людей заинтересованность и на которые надвигаются угрозы. Поскольку без угроз защита абсурдна.
Бессмысленно также призывать быть готовыми отразить любые угрозы. Если учесть, что таковой считается запугивание, обещание причинить вред, возможная опасность, то станет очевидным, что устранить угрозу можно лишь с помощью информационного носителя. Что же касается реакции на любую опасность, то она представлена в виде действий по ее ослаблению, нейтрализации, ликвидации или отражению.
Нельзя не сказать о практике использования благопристойных слов для обозначения неблаговидных, противоправных действий и наоборот.
Нет сомнения в том, что сам террор, как и любой террористический акт, суть которого - противоправное принуждение путем преступного устрашения, - признаны уголовно-наказуемыми деяниями. В то время как борьба с терроризмом - естественная, гуманная деятельность, и ответ террором на террор является преступлением против гуманизма. Однако же у нас узаконены "контртеррористические операции" в Чечне. Не надо пояснять, что приставка "контр-" означает противодействие, оказываемое теми же средствами, способами, какими производилось действие (контрудар, контратака, контрразведка и т.д.). США, например, отвечая на террористические акции террором, предпочитают называть свои действия "антитеррористическими операциями". А наши так называемые - причем официально - "контртеррористические операции" дают западным политикам все основания обвинять Россию в нарушении прав человека во время проведения этих операций в Чеченской Республике.
В то время как чистейшей воды казарменный террор "живет и здравствует" сегодня под личиной "дедовщины", любой акт которой, - в какой бы форме он не проявлялся, - является не только аморальным, но и противоправным принуждением сослуживцев к действиям при помощи преступных устрашений. Если бы казарменный террор назывался своим именем и влек за собой адекватную уголовную ответственность, число казарменных террористов резко бы сократилось.
Можно было бы привести и другой пример из военной жизни: однозначный во все времена термин "дезертир" сегодня подменяется неопределенным "уклонистом". Ну а практикуемая в жизни и средствах массовой информации неразбериха с такими понятиями, как "льготы", "компенсации", "гарантии" военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, а также членам их семей стала основой для социально-правовой униженности и обездоленности данной категории граждан.
Военная служба признана особым видом государственной службы. Главная ее особенность состоит в том, что этот вид службы нельзя отменить или заменить чем-либо другим, и потому является самым трудным и самым опасным видом деятельности. Особенность эта обусловлена характером введенных для военнослужащих более чем двадцати ограничений Конституционных прав и свобод человека и гражданина. Согласно Конституции РФ (статья 53), за ущерб, причиняемый военнослужащим ограничением их прав и свобод, положены соответствующие компенсации - таким образом достигается уравнивание военнослужащих в правах с другими гражданами. А за особые трудности воинской деятельности для военных устанавливаются льготы, что означает создание определенных преимуществ данной категории по сравнению с другими гражданами.
Отсутствие в нормативных правовых актах четких определений таких понятий, как "льготы", "компенсации", "гарантии" позволило сначала подменить их друг другом, а затем и вовсе устранить. Так, компенсации за ущерб были переведены в категорию льгот, которые впоследствии были либо отменены, либо монетизированы. А само понятие "льготы" оказалось устранено из Закона "О статусе военнослужащих". Кроме того, внесенное в этот закон уточнение понятия "гарантии" выводит государство из числа гарантов, поскольку гарантии теперь считаются только социальными, то есть общественными.
Стоит ли теперь удивляться, что треть военнослужащих живет сегодня за чертой бедности. А в 2005 году, по заявлению генерал-полковника Белоусова, положение военнослужащих ухудшится еще на 25% (НВО # 10, 2005). Таким образом, престижу военной службы нанесен очередной внушительный удар.
Сказанное выше, безусловно, имеет большое значение для решения проблемы защиты Отечества. Приведенные факты в той или иной мере находят отражение в СМИ. Об этом не раз писало и "НВО". Но хотелось разобраться с подменой понятий, которая произошла при переименовании праздника День Советской армии и ВМФ в День защитника Отечества и теми последствиями, которыми эта подмена оказалась чревата.
Согласно 59 статье Конституции России, "защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации". Это значит, каждый гражданин России должен быть ее защитником. Простой женской логики хватает, чтобы всех мужчин в этот день признать защитниками Отечества и поздравить, а, проявив женскую хитрость, поздравить только женщин-военнослужащих, не причислив себя, вразрез с Конституцией, к защитникам Отечества. Только вот какой логикой руководствуются государственные мужи, чествующие в такой праздник только военнослужащих Российской армии и флота? А что, все другие силовые структуры не защищают Отечество? А таможенники, дипломаты, работники оборонных ведомств?
Просмотрев 23 февраля множество передач на самых разных каналах ТВ и убедившись в их направленности на празднование Дня Российской армии и флота, а не Дня защитника Отечества, возникает вопрос, - по недомыслию происходит все это, или народ все же понимает, что происходит. Поздно вечером включила концерт, посвященный юбилею группы "ЛЮБЭ", в нем принимала участие группа "Иванушки-интернейшнл". Показывали момент, когда солист группы Апполонов-Григорьев поздравлял зал с праздником. Произнеся набор банальных пожеланий, он как-то смущенно добавил: "Мы ведь тоже защитники, мы тоже вас защищаем". Значит, народ понимает, что власть фактически отстраняет его от защиты Отечества, исключая большую часть граждан из числа защитников. Де-факто 59 статья Конституции России оказалась перечеркнута. Не это ли дает основания одним гражданам быть действительно защитниками Отечества, другим - наносить ему материальный и духовный вред, а третьим - равнодушно созерцать то, как одни разрушают, а другие все-таки пытаются его защищать.
Пока существуют реальные и потенциальные внутренние и внешние, военные и невоенные (политические, экономические, демографические, экологические, информационные, духовные и др.) угрозы Отечеству, должны существовать и соответствующие виды защиты. И каждый гражданин обязан быть действительно защитником Отечества, как того требует закон. Должен быть срочно разработан и законодательно утвержден правовой статус гражданина как защитника Отечества. Сегодня такой статус имеют только вооруженные защитники и ограниченные категории некоторых других граждан. Только для них разработаны права, обязанности и ответственность по защите родной страны. Основная же масса населения такой статус не имеет, особый акцент в котором нужно сделать именно на невоенную защиту государства, которая со всей очевидностью вышла сегодня на первый план. Такой статус должен содержать как общие права, обязанности и ответственность гражданина-защитника Отечества, так и права, обязанности, ответственность, обусловленные характером конкретных угроз и тем местом, которое занимает определенная категория граждан в органах власти, сферах производства, общественной и иной деятельности.
Вот тогда каждый гражданин будет чувствовать причастность к действительно всенародному празднику Дню защитника Отечества и, празднуя его, задумается о том, что конкретно сделал он для того, чтобы не причинять вред своей стране, ограждать его природу, материальную и духовную культуру, а, главное, граждан от всевозможных угроз. Активно ли он участвует в ликвидации ущерба, причиненного государству, в развитии и укреплении страны?
Такой праздник обязательно должен быть в России и праздноваться в свой, установленный специально для него день. А 23 февраля должно остаться Днем Российской армии и флота.
Язык любого народа развивается по своим законам. Одни слова отмирают, другие неожиданно выскакивают на передний план. Неожиданность эта часто кажущаяся. Появившееся в обиходе в конце прошлого века слово-паразит "как бы", досаждающее своей кажущейся нелепостью и по сей день, оказалось в первом ряду не случайно. Оно великолепно характеризует те аспекты нашей жизни, которые для простого гражданина должны быть со знаком "плюс": у нас как бы всенародно избранный президент, как бы демократия, как бы рыночные отношения, как бы бесплатное медицинское обслуживание, как бы реформы в армии, в ЖКХ, в образовании, в пенсионном обеспечении. А мы как бы защитники как бы... Нет. Тут рука отказывается ставить это самое "как бы". Потому что и больное, и недоброе сегодня к своим детям оно все равно наше Отечество. Перечень явлений, прекрасно характеризующихся этим словцом "как бы", каждый продолжит без труда. Но у нас есть и другой перечень, к которому это слово, даже если и очень захочешь, - не пристроишь. А жалко. Коррупция, преступность, наркомания, проституция, детская беспризорность┘
Очень хочется дожить до того времени, когда "как бы" из первого списка вернется в исторически отведенные ему рамки, а второй - просто перестанет существовать. Но для этого всем нам надо сплотиться, чтобы защитить свое Отечество. Каждому, кто является гражданином нашей страны, в своем деле, на своем месте.