0
3516
Газета Концепции Интернет-версия

10.06.2005 00:00:00

Наука, востребованная в войсках

Тэги: психология, армия, развитие


Военная психология определяется с начала 1970-х годов как отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и проявления личности воина, а также психологии воинского коллектива в условиях службы и боя с целью выработки практических рекомендаций и обобщений, помогающих офицеру в обучении, воспитании и руководстве подчиненными.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ

В целом после Великой Отечественной войны развитие военной психологии шло по различным направлениям, основными из которых являлись: укрепление ее методологических и теоретических позиций; проблемы боевой деятельности; проблема личности советского воина; проблема воинского коллектива; изучаются психологические аспекты боевой деятельности и подготовки личного состава к современной войне; обучения и воспитания, физической тренировки, профессионального отбора и т.д., что способствовало совершенствованию практики боевой подготовки, укреплению воинской дисциплины, повышению бдительности и боевой готовности войск.

Значительным событием в развитии военной психологии как теоретико-методологической и прикладной науки было образование на базе кафедры военной педагогики и психологии Военно-политической академии имени В.И. Ленина кафедры военной и социальной психологии, переименованной в 1992 году в кафедру психологии, а также образование в 1989 году Центра военно-социологических, психологических и правовых проблем в Вооруженных силах, а в 1995 году создание Военно-психологического факультета Военного университета. Именно с этого времени была учреждена новая позиция военного психолога, позволившая открыто и по-новому рассматривать отдельные идеи военной психологии, связанные с особенностями изучения национальных проблем, вопросов суицидального поведения военнослужащих, проведения и придания гласности полученных результатов опросов в войсках и др., отчетливо помнивших и носивших в себе следы идеологических догматов. Военная психология в определенной мере имела на себе отпечаток павловских сессий, печально известных партийных постановлений ЦК ВКП(б), типа "О педологических извращениях в системе Наркомпроса", а посему сохранявших клеймо определенных запретов, ограничений творчества и инициативы, применения полученных знаний в практике военного дела.

Проводимые исследования способствовали подготовке профессиональных специалистов-психологов, четкому вычленению в войсках вопросов дальнейшего создания и функционирования психологической службы, постановке на научную основу вопросов организации психологической подготовки, изучения индивидуально-психологических особенностей личного состава, налаживанию психодиагностики, профилактике психических расстройств, реабилитации военнослужащих и членов их семей, становлению социально-психологических исследований в интересах воспитательной работы и повышению морально-психологического состояния личного состава. Подняты вопросы психологии личности и деятельности военного руководителя, управления, обучения, конфликтов, комплектования Вооруженных сил по призыву, на контрактной основе, а также психологической реабилитации участников боевых действий.

НАГЛЯДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Прошедшие 10 лет, когда в структуре Академии военных наук была создана секция психологии и педагогики, стали, по существу, временем борьбы не только за новую военную психологию, но и за современную, боеспособную армию. Сегодня без пафоса можно назвать результаты этого подвижничества научным и гражданским подвигом. Если по-крупному оценить результаты деятельности академиков и профессоров секции педагогики и психологии АВН, то из наиболее важного следовало бы подчеркнуть следующее.

Во-первых, усилиями военных психологов создается новая военная психология, вбирающая в себя самые современные достижения военного, психологического, методологического знания и открывающая широкое научное направление, включающее целый комплекс научных отраслей (психодиагностики, психотерапии, психологического консультирования, психореабилитации и др.). Четко наметился переход от диагноза существующего положения дел в воинских коллективах к ближайшему и перспективному прогнозу, что способствовало не только ее становлению и закреплению, но и востребованности в войсках и на флотах.

Сегодня у военных психологов нет запретов на использование методологических оснований различных отечественных и зарубежных школ и направлений, обеспечивающих равную ценность психоаналитического, бихевиориального, когнитивного, гуманистического и деятельностного научного знания. Проявляется тесная связь с такими науками, как социология, политология, этнология, этнопсихология, культурология, физика, география, медицина. И, что очень важно, появилась профессия военного психолога.

Во-вторых, упорным трудом нескольких поколений военных психологов создана научная система, предметное поле которой охватывает личность рядового воина и командира во всем многообразии ее проявлений, психологию боевого коллектива в условиях боевой и учебно-боевой деятельности, военную профессию и такие предельно сложные явления, как бой и война. Четко определено функциональное поле военной психологии, связанное с совершенствованием боевой подготовки, повышением боевой готовности, укреплением воинской дисциплины, оказанием психологической помощи.

Работа секции, направленная на совершенствование психологического обеспечения, осуществлялась с учетом продолжавшегося реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, выполнения соединениями и воинскими частями задач контртеррористической операции в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Чеченской Республики, миротворческих операций на территории Боснии и Косово, обеспечение безопасности границ РФ силами соединений и воинских частей, дислоцированных в Абхазии, Южной Осетии и Республике Таджикистан, нахождения Черноморского флота на территории иностранного государства, особого положения базирования войск (сил) в Калининградской области, проведения эксперимента по переходу ВС РФ на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на базе 76-й гв. вдд, а также возросшего количества террористических угроз в Российской Федерации, прежде всего на территории Северо-Кавказского региона.

С учетом того, что военная психология все больше начинает специализироваться, ориентироваться как на массовый, так и на индивидуальный практический запрос, создана учебно-материальная база, способствующая проведению психологической работы в виде учебников, учебно-методических пособий, разработок и рекомендаций. В частности, силами академиков и профессоров Академии военных наук подготовлены монографии, учебники и учебно-методические пособия: "Военная психология: методология, теория, практика"; "Организация психологической работы в воинской части в мирное время"; "Психологическое обеспечение боевых действий частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах"; "Психология девиантного поведения военнослужащего и его профилактика"; "Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера"; "Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности".

В-третьих, сегодня военная психология все больше становится неотъемлемым атрибутом при подготовке личного состава к несению боевого дежурства, гарнизонной и караульной службы, при текущем и перспективном планировании, разработке руководящих, нормативных документов.

Наиболее эффективными средствами организации психологического обеспечения стали психологи, штатные психологические службы, Ц(П)ППиР, позволяющие концентрировать усилия специалистов на обеспечении главных задач, которые решаются войсками (силами).

В каждом отдельном и линейном полку, батальоне (дивизионе) введена должность психолога, в каждой бригаде, полку - ПППиР, в каждой дивизии - ЦППиР. Создание штатной структуры Ц(П)ППиР позволило планировать и проводить мероприятия психологической помощи и реабилитации с охватом до 75% военнослужащих ВС РФ.

Приведу пример работы специалистов 625-го окружного ЦППиР СКВО, которыми ежегодно оказывается квалифицированная психологическая помощь более чем 12 тыс. военнослужащих и членам их семей, проводится более тысячи психокоррекционных мероприятий. В 2003 году в центре прошли психодиагностическое обследование 6800 военнослужащих. Специалисты Ц(П)ППиР активно оказывали психологическую помощь военнослужащим и гражданскому персоналу, пострадавшим в результате террористического акта в Моздокском военном госпитале, а также при ликвидации тяжелых психологических последствий в результате теракта в г. Беслане. Они активно участвуют в проведении психореабилитационных мероприятий по психологической реабилитации военнослужащих после выполнения боевых задач в Чеченской Республике, в том числе при проведении курса психологической реабилитации на базе дома отдыха СКВО "Бетта".

В настоящее время психологическим обеспечением задач, решаемых войсками (силами), занимаются начальники психологических служб, организаторы психологического обеспечения, войсковые (флотские) психологи, в том числе гражданские специалисты, ведущие психологи и психологи Ц(П)ППиР, три четверти из которых являются непосредственными организаторами мероприятий психологического обеспечения в воинских частях и подразделениях. На одного войскового (флотского) психолога по ВС РФ в среднем приходится более 6 тыс. военнослужащих, а в соединениях и частях постоянной готовности - от 350 до 500 военнослужащих.

В-четвертых, за последние 4-5 лет существенно повысился уровень профессиональной подготовки войсковых (флотских) психологов. Количество психологов с базовым психологическим образованием выросло до 30%, что существенно способствует решению задач психологической подготовки, психологической помощи, психологической реабилитации и реадаптации участников боевых действий, всестороннего психологического обеспечения боевой учебы и боевого дежурства.

Профессиональная подготовка войсковых (флотских) психологов, специалистов Ц(П)ППиР являлась одним из приоритетных направлений деятельности академиков и профессоров секции военной психологии и педагогики. В 2003 году на военно-психологическом факультете Военного университета проведен первый выпуск офицеров- психологов. Подавляющее большинство выпускников 2003 и 2004 годов направлены для прохождения службы в воинские части постоянной готовности. Ежегодно на факультете переподготовки и повышения квалификации Военного университета проходят обучение до 6-8% войсковых (флотских) психологов. Каждый год в гражданских вузах страны на кафедрах военного обучения готовятся специалисты по программе подготовки офицеров запаса по ВУС "Психология". Только в 2003 году при Ростовском государственном университете завершили полный курс военной подготовки по специальности "Психология" 92 выпускника университета, из которых 33 призваны в ВС РФ на должности психологов батальонов (дивизионов).

В-пятых, приоритетным направлением в работе секции явилось оказание психологической помощи раненым, проведение психологической реабилитации раненых военнослужащих и инвалидов войны.

В-шестых, под непосредственным руководством академиков секции психологии и педагогики АВН сотрудники кафедры психологии Военного университета и других вузов МО активно интегрируются в российское психологическое сообщество. Военно-психологическая и педагогическая практика из дела одиночек-подвижников, любителей и поборников военной психологии в войсках сегодня превратилась в дело широкого круга высококлассных специалистов-психологов с высшим образованием. При непосредственном участии членов секции за прошедшие годы подготовлены и переподготовлены тысячи психологов воинских частей, специалистов профессионального психологического отбора, преподавателей психологии, более 150 кандидатов и докторов наук, составляющих ныне военно-психологическое сообщество России.

Впервые в истории России на съезде психологов работала военно-психологическая секция. Секции военной психологии сформированы в российском и московском психологических обществах, наши представители работают в учебно-методическом объединении вузов России по психологии, в экспертных советах ВАК, активно участвуют в крупных научных конференциях, симпозиумах, семинарах. Секция активно взаимодействуют с психологическими структурами Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии. От кратковременных контактов мы стремимся в рамках научного взаимодействия переходить к осуществлению крупных совместных проектов.

В-седьмых, главной целью работы секции в вопросах психологического обеспечения войск (сил) Вооруженных сил Российской Федерации и других силовых структур являлось поддержание психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению в различных условиях обстановки. Основные усилия психологического обеспечения были направлены: на поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности соединений и воинских частей постоянной готовности; на выполнение соединениями, воинскими частями и подразделениями учебно-боевых задач, задач контртеррористической операции и миротворческих акций; на психологическое сопровождение военнослужащих при несении боевого дежурства (боевой службы), караульной, гарнизонной и внутренней служб; на психологическое сопровождение военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, раннее выявление лиц с неустойчивой психикой и отклоняющимся поведением, оказание им квалифицированной помощи; на предупреждение суицидальных происшествий среди военнослужащих; на оказание психологической помощи и проведение мероприятий психологической реабилитации с военнослужащими на базе центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации (Ц(П)ППиР).

В-восьмых, удалось существенно укрепить структуру психологической службы органов воспитательной работы ВС РФ. Введены должности начальников психологических служб в управлениях воспитательной работы в видах Вооруженных сил, должности психологов в отделениях воспитательной работы соединений, психологов полков (бригад) и им равных, психологов батальонов (дивизионов).

У руководящего состава активно формируется военно-психологическое мышление. Это позволило конкретизировать нормативно-правовые основы организации психологического обеспечения задач, решаемых войсками (силами). Подготовленные предложения легли в основу федерального закона "Об основах государственной системы комплексной реабилитации военнослужащих - участников боевых действий и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Переработаны обязанности психолога полка и батальона, нормативно закрепленные в приказе МО РФ "Об органах воспитательной работы ВС РФ" (2004 года). Внесены предложения в проект Руководства по психологической службе Вооруженных сил РФ, проходящие апробацию в войсках.

Совместно с центром Генерального штаба и ГОМУ ГШ ВС РФ разработаны "Рекомендации по оценке нервно-психической устойчивости" военнослужащих, вошедшие в качестве приложения к "Инструкции по проведению мероприятий по профессиональному психологическому отбору нештатными подразделениями профотбора соединений и воинских частей". Разработано и направлено в войска (силы) учебно-методическое пособие "Методика психодиагностики суицидальных намерений". Аналогичные правовые нормативные мероприятия получали закрепление в видах ВС РФ, военных округах (флотах) и родах войск ВС РФ посредством издаваемых приказов и директив.

В отличие от предыдущих подходов в последние годы стало больше внимания уделяться не просто воинскому коллективу, а сделан крен в субъектность, изучение и учет человеческого активного начала, индивидуального сознания военнослужащего, вхождения в его внутренние переживания и чаяния. Несмотря на то что в социально-психологическом портрете призывника прослеживаются отдельные характеристики положительной направленности, увеличивается численность граждан, имеющих положительные установки на службу в рядах ВС РФ, более половины призванных в ВС РФ юношей имеют показатели, затрудняющие их адаптацию к условиям военной службы, отмечены сохраняющиеся тенденции ухудшения показателей пригодности призывников к службе в ВС РФ. Каждый третий из них имеет проблемы со здоровьем. Под динамическим наблюдением психологов находится более 53 тысяч военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, в том числе предрасположенных к суицидальному риску, имевших суицидальные попытки до призыва в армию.

В-девятых, улучшилось психологическое обеспечение боевых и учебно-боевых задач, несения боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной и караульной служб. Практически во всех воинских частях в установочных приказах на период обучения формулируется нормативное положение о выделении не менее одного часа для практической работы психолога с личным составом, заступающим на боевое дежурство и в караул. Психологи РВСН, включенные во все боевые расчеты, проводят психологическое обследование 100% состава дежурных смен, изучают индивидуальные и групповые настроения, формируют морально-боевой настрой. В местах несения боевого дежурства созданы и функционируют комнаты психологической разгрузки.

Ни один военнослужащий, включая офицеров и прапорщиков, не допускается к несению караульной службы без рекомендации психолога. С участием членов секции в войсках внедряется методика ускоренной адаптации и подготовки пополнения к несению караульной службы с использованием опорных сигналов-видеоклипов по действиям военнослужащих в экстремальных ситуациях. Сократилось количество преступлений и происшествий при несении караульной и внутренней службы.

Ежегодно более половины психологов, имеющихся в Вооруженных силах и других силовых структурах, получают практику и навыки организации психологического обеспечения в боевых условиях, при выполнении задач миротворческих акций, а также в ходе проведения различных командно-штабных учений и тренировок с органами военного управления. Члены секции психологии и педагогики активно работают в сфере подготовки бойцов спецназа.

В-десятых, одним из приоритетных направлений деятельности секции являлась профилактическая работа по предупреждению гибели личного состава, прежде всего в результате самоубийств. Подготовленное членами секции психологии и педагогики учебно-методическое пособие "Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика" способствовало взаимодействию на всех уровнях военного управления по вопросам координации усилий, направленных на предупреждение аутоагрессивного, суицидального поведения военнослужащих. В процессе проведения в войсках (силах) учебно-методических сборов и семинаров постановочными вопросами, вынесенными на рассмотрение, были: профилактика самоубийств, изучение методик психодиагностики суицидальных намерений и консультирование военнослужащих, находящихся в кризисном состоянии. Это, несомненно, способствовало сокращению в целом количества суицидальных происшествий, ежегодному предотвращению аффективных и демонстративно-шантажных суицидальных происшествий.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В качестве приоритетных направлений работы секции психологии и педагогики также являются: проведение целенаправленных исследований по научно-методическому обеспечению психологической работы, выработка рекомендаций по предупреждению самоубийств, недопущению к оружию лиц, предрасположенных к нервно-психическим срывам при незначительных физических и психических нагрузках, изжитие формализма и недобросовестного отношения должностных лиц ряда военных комиссариатов к выполнению требований руководящих документов и своих должностных обязанностей, повышение уровня профессиональной подготовки большинства войсковых психологов, изжитие формализма при проведении мероприятий психологической помощи и реабилитации военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, миротворческих акциях, наращиванию материально-технической базы психологической работы, оборудованию Ц(П)ППиР, комнат психологической разгрузки, их техническому оснащению на уровне современных требований, предъявляемых к психореабилитационной работе.

Главное внимание в повседневной практической деятельности войсковых (флотских) психологов, специалистов Ц(П)ППиР надо сосредоточить на совершенствовании и развитии системы психологического обеспечения решаемых войсками (силами) задач боевой и мобилизационной готовности, контртеррористической операции на Северном Кавказе и миротворческих операций, несения боевого дежурства, караульной службы, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, предупреждения гибели личного состава в результате суицидальных происшествий. Психологическую работу проводить непосредственно в ротах (батареях), с конкретным человеком.

Полагал бы целесообразным высказать мысль, что будущее военной психологии лежит в разработке техник и инструментария по психологическому обследованию военнослужащих, разработке форм, методов и способов укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, ведения переговоров с паникерами, трусами и дезертирами, проведения психореабилитационных мероприятий с военнослужащими, имеющими признаки посттравматического стресса.

Для того чтобы повысить роль и место издаваемых приказов, принимаемых распоряжений и приказаний, целесообразно ввести в войсках и на флотах их психологическую экспертизу, которую следует понимать не как своеобразную цензуру, а как меру, способствующую недопущению возможных ошибок при принятии решений, имеющих определенные психологические последствия, уменьшению их негативного влияния на морально-психологическое состояние военнослужащих и членов их семей.

Сегодня секции психологии и педагогики посильны поставленные задачи. Отмечая 10-летний юбилей АВН, можно с уверенностью сказать, что секция состоялась как научное подразделение АВН, у нее ясные перспективы. Ее деятельность востребована управленческими структурами Министерства обороны, личным составом Вооруженных сил РФ, ее деятельность полезна в научном и социальном планах. Мы можем с полным основанием гордиться тем, что принадлежим к людям, укрепляющим обороноспособность Российской Федерации, кующим ее славу и доблесть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1418
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1611
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1715
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4008

Другие новости