Недавно военно-политическая элита НАТО в келейной обстановке в Вашингтоне обсуждала глобальные планы, касающиеся ближайших и отдаленных перспектив дальнейшего развития альянса. Собравшиеся пытались определить общие стратегические цели и пути их достижения в однополярном мире.
Бывший премьер-министр Испании Хосе-Мария Аснар, возглавляющий ныне Фонд политического анализа и социальных исследований (FAES), в недрах которого вынашиваются подобного рода проекты, в ходе обсуждения пришел к заключению, что в современных условиях блок "превратился в экспортера стабильности, готового направлять свои военные силы в любой регион мира: от Балкан до Афганистана". НАТО уже готово формально взять на себя роль "единственного защитника свободного, демократического мира". В этой связи Аснар призвал всех членов альянса "ясно выразить свою позицию" на этот счет и таким образом подтвердить "преданность идее коллективной защиты нашей свободы, наших ценностей и наших стратегических интересов".
Процесс реформирования Североатлантического блока не ставит крест на варианте его дальнейшего расширения, причем выходящим далеко за пределы традиционной зоны "действия и ответственности", зафиксированной уставными документами и определенной первоначальным названием. Стратеги НАТО заявляют, что были бы готовы поставить в очередь на включение в свои ряды и такие государства, как Япония, Израиль и Австралия, улучшить "взаимодействие" в урегулировании международных кризисных ситуаций с Колумбией, Индией и другими странами, готовыми, как надеются разработчики реформ, воспринять "идеологию и практику" этой организации.
Между тем, по мнению западных аналитиков, трансформация блока в глобальную, наднациональную организацию "своевременно" и отнюдь не случайно вписывается в объявленную новейшую стратегию Вашингтона "по внедрению и развитию демократии" в тех регионах планеты, где встает вопрос о защите "жизненно важных интересов" США. При этом, что хорошо известно, американские военно-политические амбиции мотивируются и прикрываются необходимостью борьбы с международным терроризмом и религиозным экстремизмом - этими вызовами современности, которые не имеют фиксированных территориальных границ. Вот почему авторы реформы из FAES в порядке обслуживания "интересов" Вашингтона и рекомендуют руководству НАТО не делать особой разницы между понятиями международной и внутренней безопасности применительно к конкретным суверенным государствам, в том числе к участникам блока.
В качестве пропагандистской завесы идеологи альянса утверждают, что реализация тезиса "ограниченного суверенитета" в определении характера и источника угроз для того или иного государства - члена НАТО будет якобы способствовать усилению консолидации и взаимопомощи его участников. На деле же, как полагают западные аналитики, это будет означать не что иное, как значительное усиление позиций США в структуре НАТО, в формировании европейской политики, что не может не ущемлять политические амбиции и влияние в военном союзе государств "старой" Европы, в первую очередь Германии, Франции и Англии.
С другой стороны, "старшие" члены НАТО получат возможность заметного влияния на внешне- и внутриполитический курс новичков альянса, направление их социально-экономического и военно-технического развития, использовать бюджет этих стран для покрытия части расходов альянса.
Отцов-основателей НАТО давно и серьезно беспокоит то обстоятельство, что беспредельное расширение чревато размыванием единства и монолитности союза, ослаблением его управляемости, а в итоге - минимальной военно-стратегической отдачей. Они давно предпринимают попытки нейтрализовать первоочередной и явно отрицательный момент, связанный с вступлением в альянс восточноевропейских стран, не обладающих в Европе ни политическим, ни экономическим, ни военным весом и влиянием. Речь идет о принятом в НАТО консенсусном принципе принятия решений по всем принципиальным вопросам его функционирования, право использования которого, казалось бы, автоматически должны получать и новобранцы блока.
Это обстоятельство менее всего устраивает Брюссель. Чтобы исключить для ведущих стратегов "нежелательные" сюрпризы от новичков и другие случайности при голосовании, реформаторы предлагают отказаться от принципа "единства и согласия", а решения по важнейшим вопросам деятельности НАТО, в том числе военной, принимать подавляющим большинством голосов. Таким образом, возможности неофитов оказывать практическое влияние на политику альянса станут, по существу, условными.