- Николай Максимович, что помешало сдать объект в Щучьем согласно намеченным планам?
- Первоначальный текст Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" действительно предусматривал окончание строительства объекта в городе Щучье в канун наступления Нового, 2006 года. Но эти планы основывались на заявленной помощи со стороны США. Расчет был таков, что 60% средств, необходимых для строительства объекта, выделит Российская Федерация, а 40% в качестве помощи - Соединенные Штаты. Однако от деклараций до фактического финансирования пролегла "дистанция огромного размера". С 1999 по 2002 год американцы заморозили предоставление финансовой помощи не только на возведение объекта в Щучьем, но и в целом на программу уничтожения химоружия в России. В итоге график работ был сорван и нам пришлось назначать новые сроки завершения строительства объекта.
Согласно уточненной редакции Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" сдача объекта в Щучьем должна состояться в июле 2008 года.
- Чем было вызвано решение Вашингтона о замораживании американской помощи?
- Объективные причины для этого, на мой взгляд, отсутствовали. России выдвигались претензии: дескать, она, например, не предоставила точных данных о местах испытания и о местах захоронения химического оружия. Американцы требовали допустить своих инспекторов на объекты хранения ядерных боеприпасов, хотя это абсолютно другая программа. Пожалуй, только одна претензия Конгресса США была обоснованной - Россия должна выделять ежегодно на программу уничтожения химоружия не менее 25 миллионов долларов...
- А мы сколько выделяли?
- До 2000 года включительно - по пятьсот миллионов рублей. Но в 2001 году произошел резкий скачок в финансировании программы: более трех миллиардов рублей. В 2002 году - уже почти 5,5 миллиарда рублей. Это в восемь раз превышало сумму, о которой вели речь американские законодатели. Однако это не помешало им именно в 2002 году выдвинуть свое требование. Где логика?
Между тем российские ассигнования на программу уничтожения химоружия еще более увеличились: в минувшем году - 11 миллиардов 160 миллионов рублей, на 2006 год запланировано 13 миллиардов 337 миллионов рублей
- Какой вклад обязались внести США в строительство объекта в Щучьем?
- В рамках Исполнительного соглашения США взяли на себя обязательства по финансированию строительства первой очереди объекта (первый производственный корпус) и созданию всех элементов инженерной и производственной инфраструктуры промышленной зоны. Это, в частности, административно-бытовой корпус, корпус битумирования, насосная станция пожаротушения, газоспасательная станция, станция доочистки воды, склад химического сырья и газов, участок хранения отходов и другие объекты.
Сметная стоимость всего, что входит в сферу ответственности американской стороны, - 7,8 миллиарда рублей. Российской - 11,4 миллиарда рублей.
- Какова в целом международная помощь России в уничтожении химоружия?
- Международное сотрудничество в области химического разоружения развивается с 1993 года. На сегодняшний день Россией подписано 28 соглашений межправительственного и межведомственного характера, касающихся решения данной проблемы. Из них 15 - за последние два года. Коспонсорами уничтожения российского химоружия являются Германия, США, Италия, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Канада, Новая Зеландия, Чехия, Польша, Швейцария, Европейский союз как организация┘ Имеются неплохие перспективы в развитии взаимодействия со Швецией, Финляндией, Францией и Ирландией.
Общая заявленная помощь - 1 миллиард 728,9 миллиона долларов.
Но, подчеркиваю, это заявленная помощь. Реально выполнено работ всего на 264,8 миллионов долларов.
Если смотреть по странам┘ Великобритания: заявлено более 120 миллионов долларов, выполнено - 8 миллионов, Германия: 244,7 и 80,6 соответственно, Италия: 464,2 и 6,8, Канада: 31 и 2,9, США: 819,2 и 139,3. К тому же, по оценкам экспертов, средства иностранных государств пока идут в основном на разработку проектной документации и создание производственной инфраструктуры. Гораздо меньшая их часть связана собственно с ликвидацией химоружия.
Конечно, мы благодарны всем и за эту помощь. Но нарушения в выполнении взятых обязательств затрудняют планирование реализации долгосрочных проектов. Конкретный пример - то же строительство объекта в Щучьем. Ведь наша страна давала международному сообществу обязательства, в том числе и в расчете на заявленную спонсорскую помощь.
- Не делаем ли мы ставку только на помощь Запада?
- Нет. При иностранном содействии осуществляется строительство только трех из семи объектов по уничтожению химоружия. И на двух из них спонсорская помощь не превышает трети общих затрат. В поселке Горный (Саратовская область), например, она составила 24%, в городе Камбарка (Удмуртская Республика) - 27%. В Щучьем иностранная помощь составит, точнее, должна составить 40%. Но пока мы вынуждены переносить сроки сдачи объекта в эксплуатацию. А это, повторюсь, ставит под удар все российскую программу уничтожения химоружия.
- А как сейчас исполнятся эта программа и когда Россия должна завершить ее?
- Срок уничтожения всех запасов химоружия в России - 29 апреля 2012 года. Существует три промежуточных этапа.
Первый: до 29 апреля 2003 года Россия должна была уничтожить один процент (около 400 тонн) химоружия. Это обязательство выполнено.
Второй этап: до 29 апреля 2006 года необходимо уничтожить 20% запасов - около 8 тысяч тонн.
Третий этап: около 18 тысяч тонн отравляющих веществ планируется ликвидировать к апрелю 2009 года.
Общий объем средств, необходимых для уничтожения всех российских запасов отравляющих веществ (40 тысяч тонн), - около 200 миллиардов рублей.