Зачастую на страницах печатных изданий, в сообщениях информационных агентств и электронных СМИ царит настоящая путаница в трактовке ряда понятий, относящихся к Военно-морскому флоту. Вот относительно недавний пример: «┘подводные силы ВМФ будут состоять из ПЛ четырех типов. Основной комплекс «Борей» (многоцелевая атомная субмарина с крылатыми ракетами)...» Далее говорится следующее: «┘строятся┘ все три субмарины проекта «Борей».
Вот такая, извините, мешанина из «типов», «комплексов», «проектов» и «субмарин».
На самом деле, во-первых, «Борей» не «комплекс», а обозначение (шифр) проекта 955, но не «многоцелевых атомных субмарин», а находящихся на стапелях новейших атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», а также «Владимир Мономах», закладка которого состоялась 19 марта. Во-вторых, эти корабли будут вооружены не «крылатыми ракетами», а ракетным комплексом стратегического назначения «Булава» с МБР.
Кстати сказать, военные моряки и морские специалисты, как правило, не употребляют в своих выступлениях или печатных работах слово «субмарина», а используют принятые в ВМФ названия и термины: подводная лодка, подводный корабль, атомоход или ракетоносец.
Хотелось бы порекомендовать журналистам и аналитикам, занимающимся военно-политическими вопросами, ознакомиться с Корабельным уставом ВМФ 2001 года. В нем записано, что «корабли и суда ВМФ в зависимости от их основного предназначения и оружия подразделяются на классы, а классы исходя из специализации, водоизмещения, типа энергетической установки и принципов движения – на подклассы» (ст. 4). Кроме того, в «зависимости от тактико-технических элементов... а также для определения старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами корабли делятся на ранги» (там же). Всего в ВМФ установлено четыре ранга кораблей, высшим рангом является первый.
Разделение корабельного состава по предназначению, сфере, специфике действий, конструктивным особенностям, то есть по классам, подклассам и рангам, регламентируется действующей «Классификацией корабельного состава ВМФ», которая объявляется приказом главнокомандующего ВМФ и периодически корректируется с учетом развития флота и появления в его составе новых кораблей, судов и катеров. Согласно действующей до начала 1990-х годов «Классификации┘» (думаю, что ее структура не изменилась, а содержание лишь пополнилось новыми типами кораблей) весь корабельный и судовой состав ВМФ разделен на пять групп: 1) боевые корабли, 2) боевые катера, 3) корабли специального назначения, 4) морские суда, 5) катера и рейдовые суда обеспечения.
Каждая группа кораблей (судов) по предназначению разделяется на классы, а те, в свою очередь, на подклассы (корабли и суда одного предназначения, но разнящиеся по объему и особенностям выполнения задач в этом предназначении, а также, как выше упоминалось, по водоизмещению, движителям и другим ТТХ).
Например, есть класс «ракетно-артиллерийские корабли». В нем имеются подклассы: тяжелый атомный ракетный крейсер, ракетный крейсер, эскадренный миноносец и другие. Или класс «противолодочные корабли». Он тоже включает подклассы: большой противолодочный корабль, противолодочный корабль, сторожевой корабль и другие.
Думаю, что строящиеся надводные корабли новых типов «корвет» и «фрегат» будут разнесены соответственно по классам «противолодочные корабли» и «ракетно-артиллерийские корабли» (или выделены в отдельные подклассы).
Кораблям каждого подкласса присваивается свой ранг. Например, ракетный крейсер – корабль первого ранга, сторожевой корабль – второго ранга.
Тип корабля, как правило, определяется по головному кораблю серии (например: тяжелый авианесущий крейсер типа «Киев»). Зачастую типом корабля называют номер его проекта (например, эскадренный миноносец проекта 956). Зачастую с выдачей ВМФ заказа на проектирование корабля этим работам (или инициативным предложениям проектантов) присваивается словесный шифр (например, авианесущий крейсер «Беркут»). Номер проекта будет присвоен впоследствии – обычно или с принятием аванпроекта и включением дальнейших работ в план проектирования, или с утверждением эскизного проекта корабля. Но нередко этот шифр, к примеру, как тот же вышеупомянутый «Борей», долго сопутствует в жизни головному кораблю и другим кораблям серии. К этой череде типов, шифров и номеров проектов иногда примешивается в обиходе (и в печати) еще и номер заводского заказа на постройку каждого корабля («Беркут» заказа 101).
Во всех этих случаях правильным будет в материалах СМИ при каком-то обозначении или названии корабля приводить или его собственное «имя» (например, ракетный крейсер «Москва»), или его тип (например, большой противолодочный корабль типа «Удалой»), или номер проекта (атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955). Словесных шифров проектов кораблей в ходе строительства головного корабля и тем более к серийным употреблять, как представляется, в публицистике и выступлениях в электронных СМИ нежелательно, поскольку это вносит путаницу в восприятие читателями, телезрителями и радиослушателями.
В заключение следует пояснить, что наряду с вышеупомянутыми «Корабельным уставом» и «Классификацией┘» в ВМФ устанавливаются сокращенные наименования подклассов и типов кораблей для применения в служебных документах, на картах и в печати. Так, аббревиатура того же строящегося атомного ракетного подводного крейсера «Юрий Долгорукий» – РПКСН, ракетного крейсера «Москва» – РКР, эскадренного миноносца – ЭМ, большого противолодочного корабля – БПК. При этом в печати часто встречается аббревиатура АПЛ – атомная многоцелевая подводная лодка. Но она неправильная, а правильная – ПЛА.
Вот и вся «премудрость».